Главная / Начальные классы / Конспект урока "Местоимение" (4 класс)

Конспект урока "Местоимение" (4 класс)

Русский язык 4 класс

Тема: Местоимение

Цель урока: 

  • Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

  • Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

  • Развитие внимания, памяти, культуры общения.

  • Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология:

      Развитие критического мышления

Приемы:

      Обращение к личному опыту учащихся;

      Прогнозирование

      Составление кластера

Развивающая цель:

Цели воспитательные:

Оборудование:

  • карточки для исследовательской  работы

  •  сравнительная таблица имени существительного и местоимения.

  • загадки на карточках

ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.

Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное.

 С добрым утром!

Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!


Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

1 вариант хором:

Я смогу выполнить все задания

2 вариант хором:

У меня все получится

Все вместе:

Желаю успехов себе и друзьям

Сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать.

Вид деятельности

Баллы 1-5

1.      Работа с предложениями в парах

 

2.      Составление предложений

 

3.      Словарная работа

 

4.      Работа по учебнику.

 

5.      Устные ответы на вопросы

 

Итог: средняя оценка

 

2.Чистописание.

 Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

                  МЕСТОИМЕНИЕ

Как вы думаете о чём  мы будем говорить на уроке. Ваши предположение, что такое местоимение

 3.Стадия вызова. Составление кластера

 Местоимение



 Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

 4. Стадия осмысления. Новый материал.

Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

1 ряд – В нашем крае живет птичка – снегирь.

             Снегирь – очень маленький.

2 ряд – Над озером кружит ласточка.

             Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 ряд – С берегов рек в небо поднялись журавли.

             Журавли  летят и громко курлычут.

Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

Проверка. Почему вы так решили?

Какие красивые, замечательные птицы живут у нас с вами. Мы должны бережно относиться к нашим меньшим друзьям.

Закончите фразу: наше предложение состоит из …

                                  каждое слово – это часть…

 – Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

т.к. местоимение – слово, значит оно является…

 



Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения

2.

Какой напрашивается вывод? Запишем в исследовательскую карточку.

Давайте разберём  слово Местоимение по составу (два ученика)

Местоимение

Местоимение

 

 Современный разбор слова  и исторический разбор слова.

 ( Состоит из двух основ  Мест и имя) А какой части речи относятся имена предметов к существительному, значит  какой мы можем сделать вывод?

 

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Личные местоимения

5. Не называют предмет, а

5. ФИЗМИНУТКА

6. Закрепление.

- Запишите ответы на мои вопросы.
-Что вы любите делать?
- Какое слово вы употребили, назвав себя?  Подчеркните это слово.
- Что мы изготовили на уроках труда?
- Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.
- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?
- Когда мы используем слово вы?
Прочитайте те слова, которые мы выделили.
- В чем особенность этих слов?

Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку.

7. Словарная работа

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

 

А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

 

Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова которые можно заменить местоимение он, она, они чей ряд больше (1-2минуты.)

- Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
- Если о лицах, тогда и назвали их личными. Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы   Кто? Что?

4. Личные местоимения  - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

5. Не называют предмет, а

5 Работа по учебнику чтение правила стр. 163

6. Работа по учебнику (стр. 165упр. 375).

Прочитать задание, самостоятельно выполнить упражнение.

 Запишите второе предложение в каждом абзаце.

Взаимопроверка (оценить  грамотность при списывании, нахождение местоимений).

–  Прочтём полученный текст, понятно ли будет о ком или о чём говорится в предложении

О каком предмете говорится во вторых предложениях .

Какая часть речи указывает на данный предмет? Запишем последний вывод в исследовательскую карточку.

 Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?

4. Личные местоимения  - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

5. Не называют предмет, а указывает на него

8. Сравнение местоимения с именем существительных. Вместо какой части речи употребляется местоимение? Напрашивается вопрос. Чем личное местоимение  отличается от имени существительного?

Составление кластера имени существительного

Имя существительное


Изменяется


Часть речи


Кто? Что?


Обозначает предмет


Постоянный признак

 

Делаем вывод: Что личные местоимения отвечают на  те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают но не называют его.

Давайте проверим свои выводы с правилом в учебнике. Стр 164

 9. Стадия рефлексии

- Смогли ли вы достичь цели, выполнить задачи урока?

- Какие испытывали трудности?

- Что воспринималось легко?

- Что на уроке для вас было самым интересным?


10. .Домашнее задание (на выбор учителя)


Конспект урока "Местоимение" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока:

Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Автор Федченко Наталья Николаевна
Дата добавления 11.05.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 307
Номер материала MA-066848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓