Русский
язык 4 класс
Тема: Местоимение
Цель
урока:
· Создать условия для работы над
понятием «Местоимение»
· Познакомить с ролью местоимения в
речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять
в речи местоимения.
· Развитие внимания, памяти,
культуры общения.
· Воспитывать уважение к чужому
мнению, умение работать в коллективе.
Тип
урока:
Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология:
Развитие критического
мышления
Приемы:
Обращение к личному
опыту учащихся;
Прогнозирование
Составление кластера
Развивающая цель:
Цели воспитательные:
Оборудование:
- карточки
для исследовательской работы
- сравнительная
таблица имени существительного и местоимения.
- загадки
на карточках
ПЛАН
УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У
кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное.
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и
заряженные хорошим настроением, приступим к работе.
1 вариант хором:
Я смогу выполнить все задания
|
2 вариант хором:
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям
|
Сегодня
на уроке вы сами себя будете оценивать.
Вид деятельности
|
Баллы 1-5
|
1. Работа с
предложениями в парах
|
|
2. Составление
предложений
|
|
3. Словарная работа
|
|
4. Работа по учебнику.
|
|
5. Устные ответы на
вопросы
|
|
Итог: средняя оценка
|
|
2.Чистописание.
Потренируемся в написании древних иероглифов, а
писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто,
аккуратно, грамотно».
яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ
(доска)
-Вычеркните
повторяющиеся буквы, что вы прочитали?
МЕСТОИМЕНИЕ
Как вы
думаете о чём мы будем говорить на уроке. Ваши предположение, что такое
местоимение
3.Стадия
вызова. Составление кластера
Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке
немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте
употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.
Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем
ответ.
4.
Стадия осмысления. Новый материал.
– Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши
утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас
памяткой.
Исследовательская карточка
|
1.Местоимение
– это
|
2.Употребляется
вместо
|
3. Местоимения
отвечают на вопросы
|
4. Не называют предмет,
а
|
5. Личные
местоимения
|
1 ряд – В
нашем крае живет птичка – снегирь.
Снегирь – очень маленький.
2 ряд –
Над озером кружит ласточка.
Ласточка любит лакомиться насекомыми.
3 ряд – С
берегов рек в небо поднялись журавли.
Журавли летят и громко курлычут.
– Как вы
считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?
–
Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре
предложений и запишите их.
–
Проверка. Почему вы так решили?
– Какие красивые, замечательные птицы живут у нас с вами.
Мы должны бережно относиться к нашим меньшим друзьям.
–
Закончите фразу:
наше предложение состоит из …
каждое
слово – это часть…
–
Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?
– т.к.
местоимение – слово, значит оно является…
Исследовательская карточка
|
1.Местоимение
– это часть речи
|
2.Употребляется
вместо
|
3. Местоимения
отвечают на вопросы
|
4. Не называют
предмет, а
|
5. Личные
местоимения
|
2.
– Какой напрашивается вывод? Запишем в исследовательскую
карточку.
Давайте разберём слово Местоимение по составу (два
ученика)
Местоимение
Современный разбор слова и
исторический разбор слова.
( Состоит из двух основ Мест и имя) А какой
части речи относятся имена предметов к существительному, значит какой мы
можем сделать вывод?
Исследовательская карточка
|
1.Местоимение
– это часть речи
|
2.Употребляется
вместо существительного
|
3. Местоимения
отвечают на вопросы
|
4. Личные
местоимения
|
5. Не называют
предмет, а
|
5. ФИЗМИНУТКА
6. Закрепление.
-
Запишите ответы на мои вопросы.
-Что вы любите делать?
- Какое слово вы употребили, назвав себя? Подчеркните это слово.
- Что мы изготовили на уроках труда?
- Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.
- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?
- Когда мы используем слово вы?
Прочитайте те слова, которые мы выделили.
- В чем особенность этих слов?
– Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в
исследовательскую карточку.
7. Словарная работа
Утром так
заведено –
Разомкнёшь
ресницы
И к тебе
идет оно
Розовой жар-птицей.
/Солнце/
А
стемнеет – он придет
Тоненький,
смущенный, -
Он на
цыпочках войдет
Долькою
лимонной. /Месяц/
Срок
пройдет – плывет она
В пелене
тумана.
Круглолица
и грустна
Будто
Несмеяна! /Луна/
– Кто же
он, оно, она?
В
тетрадях в три столбика выпишите словарные слова которые можно заменить
местоимение он, она, они чей ряд больше (1-2минуты.)
- Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти
местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются
вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего,
Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы
Они – соответственно о нескольких лицах.
- Если о лицах, тогда и назвали их личными. Какие личные местоимения мы узнали?
Запишем в исследовательскую карточку
Исследовательская карточка
|
1.Местоимение
– это часть речи
|
2.Употребляется
вместо существительного
|
3. Местоимения
отвечают на вопросы Кто? Что?
|
4. Личные
местоимения - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
|
5. Не называют
предмет, а
|
5 Работа
по учебнику чтение правила стр. 163
6. Работа по учебнику (стр. 165упр. 375).
– Прочитать задание, самостоятельно выполнить упражнение.
Запишите второе предложение в каждом абзаце.
– Взаимопроверка (оценить грамотность при списывании,
нахождение местоимений).
– Прочтём полученный текст, понятно ли будет о ком
или о чём говорится в предложении
– О каком предмете говорится во вторых предложениях .
– Какая часть речи указывает на данный предмет? Запишем
последний вывод в исследовательскую карточку.
Исследовательская карточка
|
1.Местоимение
– это часть речи
|
2.Употребляется
вместо существительного
|
3. Местоимения
отвечают на вопросы Кто? Что?
|
4. Личные
местоимения - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
|
5. Не называют
предмет, а указывает на него
|
8. Сравнение
местоимения с именем существительных. Вместо какой части речи употребляется местоимение?
Напрашивается вопрос. Чем личное местоимение отличается от имени
существительного?
Составление
кластера имени существительного
Делаем
вывод: Что личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые
отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а
местоимения указывают но не называют его.
Давайте
проверим свои выводы с правилом в учебнике. Стр 164
9. Стадия рефлексии
- Смогли ли вы достичь цели, выполнить
задачи урока?
- Какие испытывали трудности?
- Что воспринималось легко?
- Что на уроке для вас было самым
интересным?
10. .Домашнее задание (на выбор учителя)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.