Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с.Князе –Волконское-1
Хабаровского муниципального района
Учитель: Прохницкая Ирина Анатольевна
Открытый урок математики с элементами краеведения, 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Задача. Условие и требование».
Цель:
1. Закрепление знания состава чисел первого десятка, открытие новых знаний – формирование понятия «задача», знакомство с компонентами задачи «условие» и «требование»;
2. Формирование познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся,
3. Формирование у школьников интереса к русским народным традициям;
4. Содействие формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
2. Сообщение цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним математическим понятием. Но сначала вам нужно отгадать мою загадку:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима)
- А сколько зимних месяцев вы знаете?
- Какой сейчас зимний месяц по счёту?
- А знаете ли вы, что в конце именно этого последнего месяца зимы с давних времён на Руси, да и у нас, в Хабаровском крае и в нашем гарнизоне, целую неделю отмечается старинный славянский праздник. Хотите узнать, как он называется?
3. Математическая разминка с минуткой чистописания.
- Для этого вам необходимо правильно найти значение выражений и записать в тетради только ответы, а затем в таблицу на доске:
4 + 2 =___________М 7 + 2 + 1 =________Е
3 + 5 =___________С 8 + 2 + 1 =________Н
(2 + 4) + 1 =_______А (4 + 6) + 3 =_______Ц
2 + (9 + 1) =_______И (2 + 2) + 5 =_______Л
(3 + 7) + 4 =_______А
6
7
8
9
10
11
12
13
14
М
А
С
Л
Е
Н
И
Ц
А
Подведение итога математической разминки: Итак, старинный славянский праздник проводов зимы называется масленица, во время которого целую неделю люди пекут блины, ходят друг к другу в гости и устраивают весёлые праздники. Этот праздник разделяет в славянском календаре зиму и весну. Во время таких праздников люди меряются своей силой и ловкостью. Хотите прямо сейчас отправиться на такой праздник? Послушайте! Нас уже зазывают на него!
4. Создание проблемной ситуации.
Скоморох: Спешите к нам, не проходите мимо!
Мы сегодня с вами провожаем зиму!
Подходи, честной народ
Праздновать весны приход!
- А мы с вами, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Ведь для того, чтобы проводить зиму и чтобы к нам пришла весна, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на замок. А чтобы этот замок с цепями упал, нам необходимо многое узнать и затем всем показать свои вновь полученные знания.
- Ребята. Я сказала, что всю масленичную неделю люди пекут блины. А кто знает, что нужно для того, чтобы блины испечь? (мука, яйца, молоко, сахар, соль – т.е. продукты, замесить тесто, взять сковородку, смазать растительным маслом, разжечь огонь и испечь блины).
5. Открытие новых знаний.
Работа с учебником (+ слайд-шоу)
- Самые вкусные блины получаются, если их пекут в самой настоящей печке. (показ рисунка печки, слайд 1) Но чтобы растопить печку нужны дрова. Семье Ивановых повезло. Мы помним, что Маша и Миша живут в селе, поэтому дома у них есть печка. Их бабушка тоже собралась печь блины, поэтому …(чтение задания в учебнике, с.28) (+ показ задания слайдами)
- Чей способ получения ответа для бабушки вам больше понравился? Почему?
- А знаете ли вы, что Маша, сложив числа, решила задачу? (на доску прикрепляется слово «задача») А как узнали, что это задача?
- Оказывается, чтобы текст превратить в задачу, необходимо, чтобы в этом тексте было условие (на доску прикрепляется слово «условие»), из которого мы узнаём данные числа и что они выражают. Вернёмся к нашему тексту. Как вы думаете, что является в нём условием? (дети ищут и зачитывают условие задачи с помощью учителя) Чьи слова рассказали нам об условии?
- Но, чтобы текст превратить в задачу, одного условия мало. В задаче должно быть ещё требование (на доску прикрепляется слово «требование»), в котором указано, что требуется найти. В чём состоит требование этой задачи? Кто его высказал?
Подведение итога: Так чем простой текст отличается от задачи?
Физминутка. Как я сказала в начале урока, проводы зимы всегда сопровождаются играми. Одну из таких игр мы сейчас и проведём. Для этого нужно слепить из воображаемого снега снежки (как можно больше) и закидать ими ворота нашей снежной крепости. Не забудьте хорошо прицелиться.
6. Применение полученных знаний на практике.
а) - Сравните два текста:
(слайд 2 с двумя похожими текстами)
В снежки играли 6 детей. Из них 4 мальчика и 2 девочки.
В снежки играли 4 мальчика и 2 девочки. Сколько детей играли в снежки?
- Как удалось распознать задачу?
- Что должно быть в тексте задачи?
- Прочитайте условие этой задачи.
- Требование. (слайд 2-выделение цветом)
б) – А теперь задание сложнее. Вы должны призвать на помощь своё воображение. Потому что я вам буду показывать условия, а вы должны будете придумать к ним такие требования, чтобы получились задачи. (слайд 3)
1) 5 детей катались с горки на санках, а 3 – на лыжах. (работа в парах по рядам)
2) В январе снег выпадал 7 раз, а в феврале – 10 раз.
3) мальчики слепили 6 снеговиков, а девочки 5.
в) – Самое сложное задание. Теперь наоборот, к данным требованиям нужно придумать условия, чтобы тоже получились задачи. Кто сумеет? (Нам ведь нужно одолеть зиму.) (слайд 4)
1) Сколько всего яиц взяла мама, чтобы испечь блины? (представьте и нарисуйте)
2) Найди число детей, играющих в снежки.
Физминутка. Ни одна масленичная неделя не обходилась без медвежьего представления. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. (слайд 5)
7. Самостоятельная работа.
Работа в тетрадях на печатной основе (дифференцированная)
С. 43, № 1
- В конце масленичной недели по городам и сёлам всей России, как и у нас, катали по улицам «масленичную» бабу в виде чучела из соломы, которую потом сжигали на костре. (слайд 6-7) В ваших тетрадях на печатной основе вместо закладок лежат такие чучела Масленицы, на которых написаны задания. Задания разные, у каждого своё (по уровню сложности). С заданием нужно постараться справиться как можно быстрее, чтобы победить Масленицу.
Подведение итогов самостоятельной работы.
8. Подведение итога урока.
- Вы победили Масленицу. Чему же вы учились для этого сегодня на уроке? Что нового расскажете дома?
- Скоморох: Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь!
Говорим всем: до свиданья, до счастливых новых встреч!
- Закончился наш урок-праздник. Но в его завершении я хочу спросить: какой сегодня день недели? (среда) А ведь именно среда во время масленичной недели называется лакомкой. В этот день едят блины, которые символизируют солнышко. Ваши родители знают об этом, поэтому приготовили для вас и наших гостей блины.
Вот румяные блины, во все стороны равны!
С пылу, с жару из печи – все румяны, горячи!
С широкой Масленицей вас всех!
- А 28 февраля, в конце недели, мы пойдём с вами сжигать чучело Масленицы и встречать весну!
9. Рефлексия.
- Возьмите желтые кружки (они похожи на блинчики), нарисуйте свое настроение и вложите в тетрадь оценку своей деятельности.
- Спасибо за работу на уроке! Все молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.