Конспект урока по
литературному чтению во 2 классе
Тема: «И.З.
Суриков. Отрывок из произведения «Детство».
Цель: Познакомить
учащихся с творчеством И.З. Сурикова и отрывком из произведения «Детство».
Планируемые
результаты:
Познавательные УУД:
обучать выразительному
чтению, чуткому отношению к слову.
Коммуникативные
УУД:
учить ставить
вопросы к тексту и отвечать на вопросы; выражать свое отношение к прочитанному.
Регулятивные УУД:
самостоятельно
проверять знания по изученной теме.
Оборудование: УМК
«Начальная школа XXI века»
учебник, рабочая тетрадь (автор-составитель Л.А. Ефросинина); самодельные игрушки:
тряпичная кукла, лошадка; портрет И.З. Сурикова; фонограмма «Зимняя вьюга», презентация
раздаточный материал.
Оформление доски: 20 ноября,
Классная работа, кроссворд
Ход урока:
Этап урока,
время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Примечание
|
I.Организационный момент
(2-3 мин.)
|
Ребята, добрый день! Какое у вас настроение?
- Вы настроены на работу?
- Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и
пожелать вам дружной работы.
Пусть доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего
урока!
|
Хорошее!
Да!
|
|
II. Актуализация знаний
(7 мин.)
|
-
Ребята, давайте вспомним авторов, которые писали произведения о зиме?
-
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня
знакомиться, разгадайте кроссворд; для этого отгадайте загадки на карточках,
но одно условие: каждый работает сам и не выкрикивает ответ.
1.
Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.Хоть
сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
–
Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике?
|
И.
Соколов-Микитов, К. Ушинский, А.С. Пушкин, М. Пришвин
Разгадывают
кроссворд.
- Суриков.
|
|
III. Беседа
(10 мин.)
|
Скажу вам по секрету:
одна ученица в нашем классе знала заранее тему нашего урока, т.к. я попросила
её приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
-
Спасибо за сообщение. Действительно,
многие
песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова.
-
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось
очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
- Семейный вечер в те времена
сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а, значит, не
было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли,
при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки,
общались друг с другом.
У
детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас. Но самым
увлекательным занятием детишек были зимние забавы.
-
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о
значении некоторых из них вы можете догадаться.
-
На карточке слева записаны слова, которые встречаются в тексте стихотворения,
а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти
верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
|
Кучереску
Альбина читает сообщение.
Выполняют
задание.
|
Рассматривание
самодельных игрушек: куклы тряпичной и лошадки.
Раздать
карточки.
|
IV. Первичное чтение (9 мин.)
|
Ребята,
послушайте отрывок из стихотворения «Детство» и скажите, почему оно так
называется?
- Какие чувства
вызывает у вас это стихотворение?
- Кто является
рассказчиком и героем стихотворения?
- Прочитаем 1
столбик стихотворения на странице 143 в учебнике и подумайте, как можно его
озаглавить?
- Какую
картину вы себе представили при чтении этой части?
- А где
происходило событие?
- Ребята,
посмотрите: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот».
Почему?
Вчитайтесь еще
раз в первые строчки стихотворения и представьте себя на месте автора.
Выполним
в рабочей тетради на стр.64 №2
- Прочитайте вслух 2-ые четыре строчки и дайте название им по
смыслу.
- Прочитайте вслух 3-и четыре строчки и дайте название по
смыслу.
- Прочитайте вслух последние четыре строчки и дайте название по
смыслу.
- Прочитайте
ещё раз стихотворение.
- Ребята,
каким было для мальчика воспоминание о катании с горки?
- Как себя
чувствовал мальчик? Найдите слова в тексте.
- Порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем,
бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается,
остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые,
золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям
чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам И.З. Суриков.
|
- Потому что
автор произведения описывает случай из детства.
- Жаль мальчика,
что он упал в снег.
- Автор-рассказчик,
автор-герой
- Катание с горы.
- Мальчик
катится с горки на санках.
– Событие
происходило на горке.
- Наверное, этим
словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно
в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет,
чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы
указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
Выполняют
задание.
-
Падение мальчика.
- Весело хохочут.
- Мне в сугробе горе.
- Оно было
неудачным: мальчик свалился в сугроб.
- «Мне в сугробе
горе,
А ребятам смех!..»
|
Выразительное
чтение стиха
Звучит
фонограмма «Зимняя вьюга»
|
V. Физкультминутка
(1 мин.)
|
1, 2, 3, 4
С вами мы снежок
слепили!
Крепкий.
Круглый.
Очень гладкий,
Но совсем-совсем
не сладкий!
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три – уроним и
сломаем!
|
|
|
VI. Вторичное чтение с анализом (9
мин.)
|
Ребята,
прочитайте самостоятельно стихотворение ещё раз и найдите, где прошло детство
автора?
- Как вы
думаете, каким было детство рассказчика?
- Почему оно так
ярко ему запомнилось?
-
Рассмотрите иллюстрацию, которая дана в учебнике.
-
Что там изображено?
-
Что случилось с мальчиком?
-
Какое у него настроение?
- А вам
самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- А как вы
думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с
огорчением?
- Ребята,
какой мы можем сделать вывод из этой части?
Выполним
в рабочей тетради на стр. 64 задание № 1. Запишем в тетради, какое было
настроение у мальчика? Может, что-нибудь добавим сами.
-
Посмотрим на рисунок в учебнике на стр.143
-
Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?
-
Какой из заголовков наиболее удачный?
-
Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение
детей и замысел автора.
-
Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
-
Чем они похожи?
|
Читают.
- Детство автор
прошло в деревне.
- Трудным.
- Потому, что
детство всегда оставляет в памяти людей самые хорошие воспоминания. В детстве
дети много играют, весело проводят всё своё время.
- Дети катаются
с горки.
-
Мальчик упал с санок.
- Веселое,
грустное, радостное, счастливое.
Дети
рассказывают
-
Я думаю, что с радостным чувством, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом,
а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по
себе знаю.
- Мальчик
был счастлив.
-
«Зимние забавы», «Катание с горы», «Мне в сугробе смех».
-
«Зимние забавы».
-
Похожи.
- Нам тоже
нравится кататься на горке.
|
Работают в
рабочей тетради
|
VII. Итог урока.
Рефлексия (5 мин.)
|
-
Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Чем мы сегодня занимались, что
нового узнали, какие усилия мы приложили?
|
1. Познакомились
с биографией и творчеством И.З. Сурикова, с его стихотворением «Детство».
2.Разгадывали
кроссворд.
|
|
VIII. Домашнее
задание (1 мин.)
|
Дома выучите
стихотворение наизусть; сделайте рисунки к стихотворению и подпишите словами
из текста
|
|
|
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
3.
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
Суриков Иван Захарович (1841-1880) (сообщение
для Альбины Кучереску)
Иван
Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье
крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая
лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал
отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни
в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже
стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало,
над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым,
который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.
Стихи
его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение
народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да
степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И.
Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был
вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого
таланта. Ему было только 39 лет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.