Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения по теме: «И.З. Суриков. Отрывок из произведения «Детство» 2 класс

Конспект урока литературного чтения по теме: «И.З. Суриков. Отрывок из произведения «Детство» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: «И.З. Суриков. Отрывок из произведения «Детство».

Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.З. Сурикова и отрывком из произведения «Детство».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову.

Коммуникативные УУД:

учить ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы; выражать свое отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД:

самостоятельно проверять знания по изученной теме.

Оборудование: УМК «Начальная школа XXI века» учебник, рабочая тетрадь (автор-составитель Л.А. Ефросинина); самодельные игрушки: тряпичная кукла, лошадка; портрет И.З. Сурикова; фонограмма «Зимняя вьюга», презентация раздаточный материал.

Оформление доски: 20 ноября, Классная работа, кроссворд


Ход урока:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Организационный момент

(2-3 мин.)

Ребята, добрый день! Какое у вас настроение?

-  Вы настроены на работу?

-  Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и пожелать вам дружной работы.

Пусть доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!


Хорошее!


Да!


II. Актуализация знаний

(7 мин.)

- Ребята, давайте вспомним авторов, которые писали произведения о зиме?

- Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, разгадайте кроссворд; для этого отгадайте загадки на карточках, но одно условие: каждый работает сам и не выкрикивает ответ.

1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
  Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3.Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.

Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике?

И. Соколов-Микитов, К. Ушинский, А.С. Пушкин, М. Пришвин





Разгадывают кроссворд.



























- Суриков.








III. Беседа

(10 мин.)

Скажу вам по секрету: одна ученица в нашем классе знала заранее тему нашего урока, т.к. я попросила её приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

- Спасибо за сообщение. Действительно, 

многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова.

- Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

- Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а, значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас. Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

- В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

- На карточке слева записаны слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.





Кучереску Альбина читает сообщение.















































Выполняют задание.







































Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной и лошадки.










Раздать карточки.

IV. Первичное чтение (9 мин.)

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения «Детство» и скажите, почему оно так называется?


- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Кто является рассказчиком и героем стихотворения?

- Прочитаем 1 столбик стихотворения на странице 143 в учебнике и подумайте, как можно его озаглавить?

 Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

-  А где происходило событие?

 -  Ребята, посмотрите: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему?

Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения и представьте себя на месте автора.









Выполним в рабочей тетради на стр.64 №2

- Прочитайте вслух 2-ые четыре строчки и дайте название им по смыслу.

- Прочитайте вслух 3-и четыре строчки и дайте название по смыслу.

- Прочитайте вслух последние четыре строчки и дайте название по смыслу.

- Прочитайте ещё раз стихотворение.

 Ребята, каким было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Как себя чувствовал мальчик? Найдите слова в тексте.

- Порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам И.З. Суриков.




- Потому что автор произведения описывает случай из детства.

- Жаль мальчика, что он упал в снег.



- Автор-рассказчик, автор-герой





- Катание с горы.


- Мальчик катится с горки на санках.


Событие происходило на горке.

- Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.

Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.

Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

Выполняют задание.


- Падение мальчика.




- Весело хохочут.




- Мне в сугробе горе.






- Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.


- «Мне в сугробе горе, 
А ребятам смех!..»

Выразительное чтение стиха












Звучит фонограмма «Зимняя вьюга»

V. Физкультминутка

(1 мин.)

1, 2, 3, 4

С вами мы снежок слепили!

Крепкий.

Круглый.

Очень гладкий,

Но совсем-совсем не сладкий!

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три – уроним и сломаем!



VI. Вторичное чтение с анализом (9 мин.)

Ребята, прочитайте самостоятельно стихотворение ещё раз и найдите, где прошло детство автора?

- Как вы думаете, каким было детство рассказчика?

- Почему оно так ярко ему запомнилось?




- Рассмотрите иллюстрацию, которая дана в учебнике.


- Что там изображено?

- Что случилось с мальчиком?

- Какое у него настроение?

 А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?



  Ребята, какой мы можем сделать вывод из этой части?

Выполним в рабочей тетради на стр. 64 задание № 1. Запишем в тетради, какое было настроение у мальчика? Может, что-нибудь добавим сами.

- Посмотрим на рисунок в учебнике на стр.143

- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

- Какой из заголовков наиболее удачный?

- Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

 - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Чем они похожи?


Читают.



- Детство автор прошло в деревне.

- Трудным.



- Потому, что детство всегда оставляет в памяти людей самые хорошие воспоминания. В детстве дети много играют, весело проводят всё своё время.

- Дети катаются с горки.

- Мальчик упал с санок.

- Веселое, грустное, радостное, счастливое.

Дети рассказывают





- Я думаю, что с радостным чувством, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

-  Мальчик был счастлив.











- «Зимние забавы», «Катание с горы», «Мне в сугробе смех».

- «Зимние забавы».








- Похожи.



- Нам тоже нравится кататься на горке.






































Работают в рабочей тетради






VII. Итог урока. Рефлексия (5 мин.)

- Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Чем мы сегодня занимались, что нового узнали, какие усилия мы приложили?

1. Познакомились с биографией и творчеством И.З. Сурикова, с его стихотворением «Детство».

2.Разгадывали кроссворд.


VIII. Домашнее задание (1 мин.)

Дома выучите стихотворение наизусть; сделайте рисунки к стихотворению и подпишите словами из текста

















2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.



2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.


2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.



2.


3.




1.


Р


К

О

4.





























1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму - 
   Никто не поднимает.
   Весна придёт - 
   Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

4. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.

Суриков Иван Захарович (1841-1880) (сообщение для Альбины Кучереску)

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.


Конспект урока литературного чтения по теме: «И.З. Суриков. Отрывок из произведения «Детство» 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока литературного чтения. УМК Начальная школа 21 века.

Оборудование: УМК «Начальная школа XXI века» учебник, рабочая тетрадь (автор-составитель Л.А. Ефросинина); самодельные игрушки: тряпичная кукла, лошадка; портрет И.З. Сурикова; фонограмма «Зимняя вьюга», презентация раздаточный материал.

Оформление доски: число, Классная работа, кроссворд

Автор Ческидова Анастасия Викторовна
Дата добавления 20.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1068
Номер материала MA-063972
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓