КГУ «Макашевская средняя школа»
с.Макашевка
Тайыншинский район
Северо-Казахстанская область
Республика Казахстан
Котвицкая Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Легенды и мифы Нового Завета: «Рождение Иисуса
Христа», «Притча о блудном сыне»
УМК: «Русская
словесность» под редакцией Л.С.Рыгаловой, Л.Ф.Туниянц
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового
завета; показать значение Библии для человечества и мировой культуры;
- развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь,
память;
- воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и
культурному наследию человечества.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Отработка навыков выразительного чтения.
2. Рабочая тетрадь, задание 71.
Вставьте пропущенные слова в определения.
Легенда – фольклорный и литературный _________________________
жанр, в котором представлено в ____________________________________ (чудесном,
фантастическом) виде ___________________________________
об имевших место в
_____________________________ действительности _____________________ событиях и
________________________ личностях.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
-
Вы уже знаете, что слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая
весть». Так о чем же, о какой радости повествует нам Евангелие?
В
ветхом завете Бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя. А в
Евангелии рассказано о том, что Бог, любя людей, хочет их спасти от зла, и для
этого посылает на землю Спасителя - своего сына Иисуса Христа. О его жизни на
земле рассказали нам 4 ученика Христа – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они
написали 4 Евангелия о пришествии Спасителя (мессии).
А
теперь давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили описанные в Евангелиях
события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между
Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами-оазисами.
В
центре ее город Иерусалим, окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое
место в городе – храм, куда приходило очень много паломников (странствующих
богомольцев). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод.
Больше
всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким.
Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел
Ирода. Измученные люди жили в ожидании предсказанного пророками посланника
Божьего, т.е. мессии (спасителя). Люди представляли его себе как великого
воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и
Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде
могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.
2. Беседа.
-
Дома вы должны были прочитать о рождении Иисуса. Давайте побеседуем об этом.
- Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем?
Для участия в переписи населения. В это время римский император приказал
провести всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том
месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из
Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда.
- Где родился Иисус?
В хлеву. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены
приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за
городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и
родился младенец Иисус.
- Почему именно такое место было избрано Богом-отцом для рождения
Иисуса?
Наверное, Бог-отец хотел показать этим, что совсем не
важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце.
- Кому первому ангел сказал о рождении Христа?
В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом
радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу.
Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.
- А теперь давайте узнаем, почему именно елка стала рождественским
деревом.
Легенда о ёлке.
Перед
пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка.
Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное
масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не
могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы
украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и
засмеялся.
-
Скажите, ребята, почему Ирод хотел убить Младенца?
Боялся потерять свою власть.
-
Какие дары принесли волхвы младенцу?
Золото, ладан и смирну.
-
Почему Иосиф и Мария отправились Египет?
Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти
Ирода.
-
С момента рождения Христа было введено новое летоисчисление – от Рождества
Христова. На Руси это летоисчисление было введено Указом Петра I от 15 декабря
1699 года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и по старому
летоисчислению эта дата выглядела бы так: 15 декабря 7207 года. Разница между
летоисчислениями составляет 5508 лет.
-
Когда празднуется Рождество Христово?
25 декабря у католиков, 7 января у православных.
-
Почему культурному человеку необходимо знать библейские предания, даже если он
не исповедует христианскую религию?
Невозможно понять мировое и русское искусство, не зная Библии.
-
Многие люди искусства обращались к теме Рождества Христова. Существует много
картин, изображающих эпизоды этой легенды. На эту тему написано много
прекрасных стихотворений, музыкальных произведений. Чем вызван такой интерес
творцов и художников разных народов и времён к Библии? Библия затрагивает
главные вопросы человеческой жизни, учит добру и любви к ближнему.
3. Словарная работа.
Ладан – смола
растений, одно из наиболее древних благовоний; используется главным образом во
время религиозных обрядов, например, во время церковной службы.
Смирна (мирра
или устаревшее мирро) - смола,
получаемая от африканских и аравийских деревьев. Обладает приятным запахом и остропряным
вкусом. В древности ценилась как благовоние.
Волхвы (древнерусск.
«кудесники», «волшебники», «гадатели») – мудрецы, или маги, пользовавшиеся
большим влиянием в древности. Мудрость и сила
их заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.
4. Чтение притчи о
блудном сыне. Беседа.
-
А теперь давайте обратимся к притче о блудном сыне. Но чтобы вы лучше поняли ее смысл, я хочу немного
рассказать вам о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда
почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только
в том случае, если они уходили из семьи (женились, выходили замуж) или когда и
родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей считалось великим
проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей
семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях
считалось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух.
Чтение притчи.
Беседа
- Как вы думаете, что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей
частью наследства?
- О чём подумал сын, опомнившись?
- Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?
-
В каких действиях отца выразилось его прощение сыну?
- Почему отец так реагировал на возвращение сына?
- Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?
- Как воспринял решение отца принять блудного сына обратно в семью
второй сын?
- Что ответил ему отец?
- Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как
отец простил его?
- Ребята, вы
заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека –
перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье
умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Рабочая тетрадь, задание 73. Кого так
называли?
Мессия, Сын Божий, Спаситель, Сын
человеческий, Царь Иудейский
______________________________________________
2. Рабочая тетрадь, задание 72.
Как связаны с легендой о рождении Иисуса Христа
следующие библейские выражения.
Благая весть
_____________________________________________________
Избиение младенцев
_______________________________________________
Предсказания волхвов
______________________________________________
Рождественская звезда ____________________________________________
V. Этап информации о домашнем задании
1. Подготовить пересказ одной из притч (по выбору). Нарисовать
иллюстрацию к ней.
2. Прочитать в хрестоматии «Ночь в Гефсиманском саду», стр. 107-109.
VI. Этап рефлексии
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.