Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы по миниатюрам В.П.Астафьева (11 класс)

Конспект урока литературы по миниатюрам В.П.Астафьева (11 класс)

Тема урока « У нас нет запасной Родины. Только Россия»

/ Урок внеклассного чтения по миниатюрам В.П.Астафьева /

Планируемый сценарий урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний: привлечение учеников к свободному совместному целеполаганию и планирование результатов урока.

  3. Блок учебной информации. Презентация на тему «Слово о В.П.Астафьеве».

  4. Аналитическая работа по миниатюрам В.П.Астафьева:

  • Составление «Двойного дневника»;

  • Создание скрайбинга по миниатюре «Сережки»;

  • «Лаборатория» детали.

  1. Стадия «Рефлексия». Составление синквейна по мотивам урока.


Тип урока:

урок открытия нового знания, где учащиеся самостоятельно, ознакомившись с содержанием произведений В.Астафьева, формулируют их тему, идею, определяют нравственный пафос произведения; формулируют собственное отношение к прочитанному; определяют нравственную ценность рассказов писателя в современном мире.

Технологии: информационно-коммуникационная, технология критического мышления.

Методы обучения:

  • метод ассоциативного мышления;

  • частично-поисковый;

  • проблемный.

Форма организации деятельности:

  • диалоговая;

  • парная;

  • групповая.

Оснащение урока:

  • оборудование: доска, проектор;

  • презентация «Слово о В.П.Астафьеве»;

  • «Двойной дневник» (распечатка материала);

  • тематические слайды;

  • гитара.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику, его мнению, мировоззрению и достигать взаимопонимания; воспитывать гражданскую идентичность – патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.

Метапредметные УУД

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирая эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: использовать разнообразные творческие задания как способ активизации познавательной деятельности .

Предметные: научиться раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения посредством элементов сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств; осознать авторскую позицию и выразить свое отношение к ней.




Тема урока: «У нас нет запасной родины. Только Россия»

Цели урока:

социально-эмоциональное, нравственное развитие учащихся; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и речевой деятельности учащихся; обучение поисковой аналитической работе.

Задачи урока:

  • Углубить знания о жизни и творческой деятельности В.Астафьева;

  • формировать умение анализировать художественное произведение с точки зрения идейного и художественного своеобразия;

  • показать способы создания и значение образа России в произведениях В.Астафьева;

  • развивать творческую активность, самостоятельность, формировать УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.



Эпиграф к уроку: « Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!»

В.П.Астафьев. «Падение листа»

1.Организационный момент.

2. Слово учителя. (Нетрадиционное начало урока)

Запали мне в душу два произведения: молитва североамериканских индейцев ( Внимание на экран!).

И миниатюра В.П.Астафьева «Тоска». Всего три абзаца. Двенадцать предложений. Но каких!

(Слайд 1 с изображением птичьего перышка) Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу–то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.

Вот так и к моему учительскому сердцу «прилипли» «Затеси» известного русского писателя В.П.Астафьева. Мне думается, они не оставят равнодушными и вас, дорогие мои читатели.

( Слайд 2 с высказыванием В. Крупина) Перед вами высказывание нашего современника В.Крупина. Как вы думаете, какие проблемы мы сегодня будем обсуждать на уроке? (Размышления учеников)

С творчеством В.Астафьева мы с вами уже знакомы. Астафьев – писатель, которого одолевала вечная дума о смысле человеческой жизни, об отношении человека к своим истокам. Итак, какие произведения писателя мы уже читали? Какие факты из жизни и творчества классика нам знакомы? Со словом о писателе выступит Каменская К.

3. Презентация. Рассказ о писателе.

4.1. Аналитическая работа по миниатюре «Льняное поле в цвету»

1) В.П.Астафьев с болью пишет о России, сибирской деревне, о природе родного края, о людях русских. Вместе с читателем обдумывает философские проблемы, старые, как мир. И вечно не стареющие вопросы о жизни, о корнях человека. Прошу вас, ребята, обратиться к первой миниатюре «Льняное поле в цвету». ( Слайд с изображением льняного поля)

2) Как строится сюжетная линия произведения?

( Это ретроспектива, взгляд в прошлое.)

3) Чем необычно начало миниатюры?

( Писатель использует прием анафоры, чтобы подчеркнуть, что возможна в природе гармония: небо и земля слились воедино в голубом просторе и от красоты неописуемой не оторвать глаз.)

4) Какие мысли рождаются в душе писателя при виде «обнадеживающей» красоты? Как льняное поле влияет на всех «сущих» и «зрящих»? Составьте, пожалуйста, «Двойной дневник». Отметьте, какие мысли и ассоциации у вас возникли после прочтения миниатюры.

ГРУППОВАЯ РАБОТА (4 минуты)

Цитаты из текста

Комментарий: какие мысли вызвала цитата? Какие вопросы у вас возникли

Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. Слушай! Внимай! Любуйся! В мире царствует благодать. Поверь в незыблемость и вечность его. И не говори никаких слов, не плачь, не стенай – сон и покой кругом.


И поле-то невелико, но с трудом, без радости вытеребили ребята на нем лен. Едва волоча ноги, с выключенными транзисторами, серьезные от усталости, плелись они в село, на автобусную остановку… Уезжая на автобусе, даже не обернулись ребята на убранное ими поле. Надоело оно им. Обрыдло.


Но пока жив человек, живы в нем воспоминания. Закрою глаза – и вот оно, льняное поле, голубое под голубым нетленным небом, тихая зелень, тихий сон, скромный северный плат…




5) Выводы.

4.2. Аналитическая работа по миниатюре «Сережки»

1) Всегда болело сердце В.П.Астафьева о деревне. Не может выжить Россия без села. Никогда не забывал писатель и о вологодской деревне, в которой он долго жил и работал. Вспоминал многое, даже ольховые сережки. Миниатюра так и называется «Сережки». Попробуем, ребята, используя прием «Скрайбинга», угадать, какая глубокая мысль заложена в миниатюру…

Итак, исход января… Сваленная ольха. Рядом пока еще живой пенек с оставшимися ветками ольхи. Букет из ольховых веток…



Срубленная ольха Живой пенек

Затвердели Ожили

Засохли Зацвели

2) Не кажется ли вам, что писатель проводит параллель между ольховыми ветками и человеком?

( «Познают ли радость цветения, без которого сама жизнь уже не жизнь, а только производство скота, жратвы, назьма?..)

4.3. Аналитическая работа по миниатюре «Падение листа»

1) Еще одна замечательная миниатюра, которая, я уверена, не оставила вас равнодушными, - «Падение листа». (Слайд с изображением листопада) Мне кажется, проблемы, поставленные в этой миниатюре, актуальны как никогда. Назовите, пожалуйста, художественный прием, на основе которого строится это произведение.

( Художественный параллелизм.)

2) Чем поразило писателя, на первый взгляд, обыкновенное природное явление – падение листа?

( «Сколько сил потратила береза, чтобы этот листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел веселым шумом вместе со всеми листьями, стал частицей того мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается все доброе, нужное.)

3) За что благодарен В.Астафьев земле? ( Эпиграф к уроку)

4) Какие люди вызывают авторское неприятие? За что он их осуждает?

( «Ублюдки, психопаты, чванливые самозванцы, «благодетели», живущие по принципу: « Дави слабого, подчиняй и грабь ближнего».)

5) Писатель довольно категоричен, рисуя современную жизнь. Чтобы подчеркнуть суету, мелочность человеческого существования он использует прием градации. Найдите, пожалуйста, в тексте этот отрывок.

6) Таковы мы. А таков падающий лист. (Демонстрация листка) Что он напоминает?

( Слабое человеческое сердце.)

7) Так мы похожи… Какая «простая и будничная мысль» поразила писателя?

(Слайды с картинами войны на Украине)

8) Войны… Кровь… Насилие… Смерть… А жизнь так коротка. Что же должен сделать человек, чтобы «объятую пламенем» землю сделать снова «живодышащей»?

5. Рефлексия. Составление синквейна.

- Прошу вас, ребята, составить синквейн по поводу сказанного на уроке. И ключевое слово я вынесу следующее – ЗЕМЛЯ.

1.Земля.

2. Родная, заботящаяся.

3. Кормит, прощает, надеется.

4. Земля справедлива ко всем.

5. Родина.

Слово учителя.

После прочтения миниатюр В.Астафьева возникает теплая расположенность к людям, к природе родного края, к родине, чувство, которое можно назвать струением души, музыкой души. Поэтому хочется завершить урок песней под гитару…

/ Слова Л.Андреева «Отчего так в России березы шумят»/

  1. На дом: написать сочинение-рассуждение на тему «Обездолен человек, отрекшийся от родины».











Конспект урока литературы по миниатюрам В.П.Астафьева (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок внеклассного чтения по миниатюрамВ.П.Астафьева"Падение листа", "Сережки", "Льняное поле".

Современный человек в суете не всегда задумывается о смысле жизни. Однако человек во все времена остается человеком, и потребность его о задушевной беседе никогда и никуда не исчезала. Не случайно в последнее время читатель общается с писателем посредством коротких миниатюр. Прочитав произведения В.П.Астафьева , вечно занятый современный читатель найдет ответы на многие свои вопросы...

Автор Пахомова Людмила Витальевна
Дата добавления 08.10.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 106
Номер материала MA-067899
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓