Главная / Русский язык и литература / конспект урока Лев Николаевич Толстой «Акула»

конспект урока Лев Николаевич Толстой «Акула»


Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула»

Тип урока: работа с художественным текстом.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Средства обучения: компьютер, презентация к уроку, портрет Л.Н.Толстого, учебник «Литературное чтение» 2 класс В.Ю Свиридова

Дидактическая цель: формировать и развивать у учащихся навык чтения, развивать речь, мышление, воспитывать интерес и любовь к самостоятельному чтению.

Задачи урока:

Предметные:

-анализ произведения Л.Н. Толстого «Акула»;

- формировать и развивать у учащихся навык чтения;

- развивать речь и мышление учащихся;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

Метапредметные:

Личностные:

- на примере главного героя показать важность уважения и сострадания к родителям, умения приходить на помощь другим, быть послушными;

Регулятивные:

- развивать умение давать оценку поступкам героев произведения:

- учить анализировать прочитанное;

- анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности;

- обогащать чувственный опыт учащихся, его реальное представление об окружающем мире и природе;

Познавательные:

- развивать интерес к детской литературе;

- развивать речь учащихся;

- расширять кругозор учащихся;

Коммуникативные:

- учить приводить доказательства истинности своего мнения;

- создать условия для развития умения работать в паре и группой;

Ход урока:

  1. Орг.момент

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»  

- гласит китайская мудрость. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

1.Сообщение об акулах

Кто из хищников морских

Так опасен для других,

Когда в поисках обеда

Мчится быстро, как торпеда?

- ребята, как вы думаете, с какой интонацией нужно прочитать эту загадку? Почему?

(Что испытывает человек при встрече с акулой? Какие чувства? (Страх))

- вот оно «Слово - магнит» - СТРАХ. Подберите к нему синонимы. (ужас, испуг, паника)

Составление коллективного синквейна «Акула»

1. Назовите имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У акулы острые зубы.

Хищник.

- давайте обратимся в справочную, чтобы узнать информацию об акуле.

(сообщение об акуле)

- какая это информация? Почему? (научно-познавательная, излагаются факты)

- С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться на уроке? (Л.Н. Толстой)

-Какие тайны мы раскрыли на прошлом уроке?

5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей

22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть

82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Секрет – Секрет «Муравьиного братства», о том, что однажды люди узнают истину и станут жить в мире и любви.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз: ( На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно)

- продолжим знакомство с творчеством …

- расширим свои знания о жизни …

-продолжим работу над развитием читательских…

Мы будем анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого

-Актуализация знаний.

V. Чтение-анализ:

- мы прочитали рассказ. Какой он? (Художественный, т.к. есть чувства, переживания людей)

- кто является главными героями рассказа «Акула»? (мальчики, артиллерист, матросы)

- даёт ли автор имена мальчикам? Артиллеристу? Почему? (Он не имеет в виду какого-то конкретного человека)

- где происходит действие рассказа? (У берегов Африки)

- давайте проследим за изменениями, которые происходили со сменой событий. Найдите в тексте, как изменялась погода в течение дня?

- почему взрослые матросы купались в купальне? Что она собой представляла? Найдите в тексте.

- с какой целью купались матросы? (охладиться)

- а мальчики? (посоревноваться)

- как отнёсся старый артиллерист к забавам сына? (любовался, подзадоривал, гордился)

Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- покажите цветом, какое у него было в этот момент настроение.

- почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст? (нет, он опытный)

- как изменилось настроение артиллериста с появлением акулы? Покажите цветом.(он сильно испугался)

- какое настроение было в этот момент у ребят? Почему? (хорошее, они ещё не видели акулы)

- когда произошла смена настроения ребят? (когда один оглянулся)

- Что предприняли матросы?
( Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула была не дальше двадцати шагов)
Уч. Почему , когда все пытались спасти мальчиков ,отец ,одного из них , стоял на палубе и ничего не предпринимал?
( Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына . Мальчики были на волоске от смерти. А акулы как известно безжалостны) 

- что вывело артиллериста из оцепенения? (визг ребят)

- найдите в тексте описание поведения артиллериста, после того, как он услышал визг.

- Почему все, кто был на палубе, замерли от страха в этот момент?
(Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков.)
Уч. Прочитайте. Как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил ?
( Раздался выстрел, и мы увидели ,что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.)
Уч. Почему он так сделал?
(Ему было страшно. Результат не мог предвидеть никто.)
Уч. Тогда зачем он принял решение стрелять?
( В этой ситуации это всё, что он мог сделать для мальчиков.)

- найдите в тексте поведение артиллериста после выстрела.

- что вывело артиллериста из ступора? (крик)

- сравните слова, которыми автор описывает выход артиллериста из оцепенения в первый и во второй раз. Найдите их в тексте. (Визг – испуг, крик – радость)

- Скажите, как по вашему, легко ли отцу было принять такое решение?
( Нет, но когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость ,ответственность придали ему уверенности .)


Физкультминутка:

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)



5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

в) Составление портрета главных героев. (работа в парах)

- Назовите героев рассказа? (отец, матросы, мальчики, акула) (Слайд № 22)

-А кто является главным героем рассказа? (отец)

- Почему? (Мы практически ничего не знаем о мальчиках, кроме того, что они плавали наперегонки, но зато можем наблюдать за поведением старого артиллериста (оценить как его замешательство сменилось решительностью). А также за его переживаниями (как он в ужасе закрыл лицо руками, а потом открыл его, услышав радостные возгласы). Таким образом, и поведение, и переживания именно старого артиллериста становятся предметом нашего внимания.

img2

Артиллерист:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.

Словарик настроений, чувств и характеров:

Мальчики:

Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Любование

Беззащитные

Мужество

Весёлые

Находчивость

Испуганные

Оцепенение

Ловкие

Радостный

Озорные

Решительность

Подвижные

Самообладание

Радостные

Смелость

Счастье

Страх

Стресс

Шок

-Какие качества характера проявились у отца? (….)

-Мужественный ли он человек? Можно ли его назвать смелым?

(ОТЕЦ – мужественный, смелый, решительный, находчивый, любящий)

- А что можете сказать о мальчиках? Какими словами можно охарактеризовать их? (Радостные, весёлые, беззащитные.)

- Акула, что можете сказать про неё? (Хищник, морское чудовище.)



Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)



VII. Рефлексия:

- Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: если не затронуло - синий, если затронуло - жёлтый, а если произвело сильное впечатление - красный.

VII. Итог урока:

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

- всегда ли в жизни легко выбрать правильное решение?

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

Чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом? Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям, как переживают родители за детей, как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент, как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.

- молодцы (отметить тех, кто хорошо работал)

VIII. Домашнее задание:

Пересказ текста

конспект урока Лев Николаевич Толстой «Акула»
  • Русский язык и литература
Описание:


Тип урока : работа с художественным текстом

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Средства обучения: компьютер, презентация к уроку, портрет Л.Н.Толстого, учебник «Литературное чтение» 2 класс В.Ю Свиридова

Дидактическая цель: формировать и развивать у учащихся навык чтения, развивать речь, мышление, воспитывать интерес и любовь к самостоятельному чтению.

Задачи урока:

Предметные:

-анализ произведения Л.Н. Толстого «Акула»;

- формировать и развивать у учащихся навык чтения;

- развивать речь и мышление учащихся;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

Метапредметные:

Личностные:

- на примере главного героя показать важность уважения и сострадания к родителям, умения приходить на помощь другим, быть послушными;

Регулятивные:

- развивать умение давать оценку поступкам героев произведения:

- учить анализировать прочитанное;

- анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности;

- обогащать чувственный опыт учащихся, его реальное представление об окружающем мире и природе;

Познавательные:

- развивать интерес к детской литературе;

- развивать речь учащихся;

- расширять кругозор учащихся;

Коммуникативные:

- учить приводить доказательства истинности своего мнения;

- создать условия для развития умения работать в паре и группой
Автор Аширова Мунира Рауфовна
Дата добавления 02.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3219
Номер материала 59844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓