Главная / География / Конспект урока 6 класс по теме: " Реки"

Конспект урока 6 класс по теме: " Реки"

Урок в 6 классе

Тема: Реки.


 Форма урока:
исследовательская работа в парах.
Цели урока:

1. Формирование понятия: исток, устье, речная система, русло, пойма, бассейн, реки, водораздел, водопад.
2. Продолжить развитие умение выделять главное при работе с текстом учебника географии ,стимулировать любознательность.
3. Формирование географической культуры.
Геономенклатура: реки Волга, Обь, Иртыш, Амур, Амазонка, Нил, Лена.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, контурные карты, макет «Бассейн реки», компьютер, схема «Речная система», карандаши цветные.
Ход урока.


I. Вход в урок
Приветствие:
-Здравствуйте, садитесь по удобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

- и так, я вижу, что у вас отличное настроение. Прекрасно!
Думаю, что оно изменится ещё в лучшую сторону в конце урока.
Во время урока мы постараемся выполнить следующие виды работы
-домашнее задание по вариантам;
-самостоятельное заполнение
-работа с картой;
-самостоятельное заполнение таблицы
-основные понятия новой темы.

II. Актуализация знаний.
1.-Выберете задание сами.
I-й на оценку «3-4»
II-й на оценку «4-5»


Вариант №1
1.Нефть и газ чаще всего добывают:
а) на дне мирового океана;
б) на шельфе мирового океана;
в) в соленых озерах;
2.Используя карту полушарий, укажите пролив, разделяющий Евразию и Африку.
а) Берингов
б) Босфор
г) Гибралтарский
д) Дрейка
3.Покровное оледенение распространено:
а) в Гренландии
б) в Гималаях
4. Шельфовая зона тянется до глубины:
а) 2000м
б) 200м
г) 20м
5. Пласты горных пород, которые не пропускают, воду называются:
а) водоупорным
б) водопроницаемым
6. Укажите условия, при которых образуются подземные воды:
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
Вариант №2
1.Укажите верное утверждение.
а) самый глубокий океан Земли - Индийский
б) средняя соленость вод Мирового океана составляет 35 промилей.
в) большую часть гидросферы составляют подземные воды.
г) Средиземное море- является частью Индийского океана.
2.Средние уровни, разных морей и океанов:
а) совпадают
б) не совпадают
3.Укажите условия, при которых образуются подземные воды:
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
4. К бассейну, какого океана относится Охотское море?
а) Индийского
б) Тихого
в) Атлантического
г) Северного Ледовитого






-После выполнения проверяем, друг у друга, используя ключ, который я вам предлагаю, и выставляем оценки.

I вариант-1-б, 2-в,3-а,4-б.

II вариант-1-б,2-а,3-в,4-б.

  1. Проверка геономенклатуры у доски на К\К

  2. Проверка географических понятий по теме ( работа с карточками)

  3. Игра « Ты мне- я тебе»

III. Изучение нового материала.

1. Поиск и формирование новой темы.
.(для определения темы и цели урока предлагается просмотреть слайды изображающие реку и отгадать загадку
«Течет - течет - не вытечет; бежит – бежит – не выбежит»
-Как будет называться тема нашего урока?
А что мы сегодня узнаем в этой теме, как вы думаете?

(на доске высвечивается тема «Реки» и эпиграф)

«Вот отсюда, именно отсюда,
из глубин лесного родника.
Выбегает голубое чудо-
Великая река»
Н.Палькин.


2.Понятие река
-Все вы были на берегу реки. Расскажите о ней.
-Наверное, вы представляете себе воду, текущую постоянно в углублении на поверхности суши. А это углубление называется руслом. Так как бы вы дали определение реки? Река- это поток…..

-Запишем определение в тетради.
«Река- это поток воды текущий в углублении называемое руслом»

3.Речная долина.

-Русло всегда находится на дне более широкого углубления в рельефе, которое называется речной долиной. Попробуйте показать на схеме склоны долины, русло реки.
-А пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.
(Высвечивается схема речной долины
(Дети записывают определение в тетрадь…….)

4.Части рек.

4.1.Работа с таблицей №1
-Каждая река имеет исток и устье, работая с текстом учебника странице 92 раздел 1-й абзац 1-2-3-й. самостоятельно заполняете таблицу №1 «Части рек». Ваша задача найти определение и привести примеры, что такое исток и устье.
(Дети, работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают с сидящим за одной партой)
 

                                        Таблица №1 (приложение №8)

 

Части рек

Определение

Примеры

Исток

 

Место…..

 

Устье

Место …..

 


4.2.Проверка проделанной работы .

-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сверьте правильность заполнения таблицы с моим.

(Высвечивается таблица №1………..)

-Оцените работу своего напарника и выставьте оценку

- Отметьте своё настроение на уроке смайликом.

(Дети проверяют и выставляют оценки)





 4.3 Работа со схемой реки от истока к устью

-На этой схеме показано, откуда реки берут своё начало, т.е. исток и куда впадают - устье.

 4.4. Работа с картой полушарий (настенной)

-Найдите, мне любую реку назовите и покажите её от истока к устью.

(Дети находят сначала в атласах, а затем показывают на настенной карте)

 4.5. Понятие притоки

- Как вы уже заметили, каждая река имеет притоки. «Притоком называется более мелкий водный поток, впадающий в главную реку». Те, которые впадают справа - правые, а слева - левые. Правило определения левого и правого притока.

а) Встать лицом к устью, т.е. по течению.

б) Справа будет правый приток, слева - левый.

 4.6. Речная система.

-Главная река и все её притоки образуют речную систему.

Самые крупные речные системы мира- Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури, Оби с Иртышем. (Учитель показывает реки на интерактивной карте)

 5. Валеологическая пауза

-Определите по физической карте России, реку Лена. Найдите её исток и устье. (Река Лена берёт своё начало из Байкальского хребта в 40 километрах от озера Байкал.) Назовите два главных её притока.

-Определите из названных вами притоков правый и левый.

Подпишите на рисунке: исток, устье, правые и левые притоки.(

На территории нашего села протекает река Увелька ( сообщение о реке Увелька)

6. Бассейн реки.

-Территория, по которой течет река, называется бассейном реки

(Дети записывают определение.)

-Граница между бассейнами называется - водоразделом.

 7. Влияние рельефа на направление и характер течений.

(Показ слайда реки горные и равнинные)

-Как вы думаете, будет ли влиять рельеф на характер течения реки? Но чтобы ответить на этот вопрос вы должны будете заполнить таблицу №2. Используя текст учебника стр.93 абз.2,3 сверху.

(Дети работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают с сидящим за одной партой)

7.1.Работа с таблицей №2

 

 

 

Реки

Сравнение рек

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

1. горные 

Бурлят, пенятся

Горный

Огромная

2. равнинные

Медленная

Равнинный

Спокойное

 

 

7.2.Проверка проделанной работы
-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сверьте правильность заполнения таблицы с моим.
(Высвечивается таблица №2………..)
-Оцените работу своего напарника и выставьте оценку

- Отметьте своё настроение смайликом


IV. Первичное закрепление новых знаний и умений.

(Высвечивается текст «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая , то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди». Л.Н. Толстой.)
- Как вы думаете, что автор находит общего между человеком и рекой.

Задание сильным учащимся:

Определение географического положения рек:

I - Миссисипи

II- Амазонка

III- Нил

Задание слабым учащимся:

Обозначить на К\К следующие реки:

Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур.

Или работа по карточке:

- где находиться исток реки Лены……………………….

- куда впадает Лена…………………………………………..

- Левые притоки Лены……………………………………….

- правые притоки Лены……………………………………….

- водораздел между бассейнами Лены и Яны……………………………….

- водораздел между бассейнами Лены и Амуром.……………………………….





V. Домашнее задание.

параграф 28, к/к., отметить реки, которые встречаются в тексте параграфа.

 

 
















































Понятие




Ф.И. ученика

Оценка

Свой ответ

Гидросфера
















Залив














Пролив














Остров















Архипелаг










Конспект урока 6 класс по теме: " Реки"
  • География
Описание:

Урок направлен на достижение определенных целей:

1.Формирование понятия: исток, устье, речная система, русло, пойма, бассейн, реки, водораздел, водопад.

2. Продолжить развитие умение выделять главное при работе с текстом учебника географии ,стимулировать любознательность.
3. Формирование географической культуры.
Геономенклатура: реки Волга, Обь, Иртыш, Амур, Амазонка, Нил, Лена.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, контурные карты, макет «Бассейн реки», компьютер, схема «Речная система», карандаши цветные.

Автор Шпанагель Ольга Борисовна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1526
Номер материала 59026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓