Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока изо "Живопись Японии"

Конспект урока изо "Живопись Японии"

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока. Постановка целей.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в удивительную страну. Предлагаю вам поздороваться на языке этой страны. Сложили руки ладошками и сделали маленький поклон, сказали «Ко-ни-шу-а»

Разгадав предложенный ребус (слайд с ребусом), вы сможете узнать, в какую страну мы сегодня отправимся и на каком языке мы только что поздоровались.

Тема урока «Живопись Японии. Праздник цветущей сакуры.»

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь у нас на уроке. Что узнаем сегодня нового о Японии?

Цель нашего урока - познакомиться с живописью японских художников, увидеть ее особенности.




  1. Беседа.

Японию называют страной восходящего солнца (можно спросить у детей). Япония – страна зеленых гор и морских заливов. Об этой стране говорят, что здесь соседствуют север и юг.

Горные пейзажи Японии, ее туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать . и в Японии принято любоваться природой. Можно даже сказать, что в каждом времени года они находят особые явления, предметы, вещи, объекты для любования.


Весной японцы любуются цветением сливы, азалий, вишни.

Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом.

Осенью японцы наслаждаются багряной листвой горных кленов и полной луной.


Любование – это не просто наблюдение, но обязательно переживание, острое восприятие всеми чувствами – зрением, слухом, обонянием и даже осязанием. И все эти чувства показаны в произведениях искусства, которые создают художники. Но, говоря о живописи, нельзя не коснуться и поэзии Японии. Просматривая предыдущие слайды, мы уже столкнулись со стихами японских поэтов. Они не совсем обычны, они отличаются от тех стихов, к которым мы привыкли.


-Что для вас в этих стихах не привычно, чем они не похожи на стихи русских поэтов о природе?

- ……..


Поэт уподобляет себя и свои эмоции ветру, морю, луне, цветам с их внутренним жизненным ритмом, с рождением и увяданием.

И поэту и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, но, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчеркивали свое отношение к ним.


Каждое стихотворение – маленькая картина. И наоборот, каждая картина – маленькое стихотворение.


На японском языке есть термин "цивилизация сосновой иглы" - "массе буммет",так называется умение наслаждаться красотой кончика сосновой хвоинки вместо того, чтобы пытаться охватить взором целое дерево.

Вы просмотрели несколько слайдов с работами японских художников. Что чаще всего художники изображают на своих работах? (Любимые мотивы – горы и вода, цветы и птицы, травы и насекомые.)

Можно сравнить работы японских и русских художников. (слайд с примерами)


- Что общего? (Изображение величия и красоты природы. Художники восторгаются этой красотой)

- А в чем отличие? (Художники Японии изображают мир природы, пристально вглядываясь в детали)

В этом и есть отличие восточной живописи.


Большой любовью в Японии пользуются цветы - деревья. Прежде всего надо назвать….Я думаю, что вы уже догадались, чаще всего изображают знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в произведениях художников и поэтов.

Цветы сакуры появляются на голых ветках ранней весной.

Она стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры. /вопрос классу: а у нас? С цветения вербы/ Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой и множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими.

Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.


Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения. Розовые соцветия превращают деревца в кудрявые облака. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась в струях ветра, они опадают, не желая поступиться своей красотой. Не случайно сакура ассоциируем(соотносим) с мимолетностью жизни. Она также является символом совершенства и безупречности. Это праздник весны и молодости. Все идут любоваться красотой, которой одарила их природа. Повсюду только и разговоров о том, куда можно поехать полюбоваться первыми весенними цветами. После работы и в выходные дни японцы семьями, с друзьями отправляются в парки, на берега рек, в горы – туда, где цветет сакура. Это праздник всей страны.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры. Таким образом приближают начало весны.

Постараемся и мы приблизить весну, устроим свой Ханами-пати, праздник цветения вишни.

III. Практическая работа.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, поэтому если посмотреть на (особенно утром) на  то легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).

  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.

  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

Даем немного фону подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и начинаем работать над веткой сакуры.

  1. Выставка работ. Подведение итогов.

Рассматриваем выполненные работы.





Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам.

Прикладывайтесь к родникам, -

Ничто не повторится.



VI. Домашнее задание.

Выбрать одно стихотворение в японском стиле и выполните дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.



Конспект урока изо "Живопись Японии"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Материал данного урока может быть использован на уроках изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. В ходе этого урока учащиеся знакомятся со своеобразием японской живописи. Объяснение материала строится в поиске общего в японской живописи и поэзии. Акцент ставится на празднике, посвященном цветению сакуры и отражении этого в живописи.

Автор Путилова Лариса Ивановна
Дата добавления 22.03.2016
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 347
Номер материала MA-065792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓