Главная / Русский язык и литература / Конспект урока И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Конспект урока И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

УУД

Организационный момент

Ну – ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке –

Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».


Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Подготовка к восприятию

Ребята,сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.

Что вы узнали на прошлом уроке об этом писателе? (рассказывает подготовленный ученик)

#Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков. Рянзин

#В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни. Семенов

- В каком жанре писал И.А.Крылов? (эпический жанр – басни)

Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.



Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

2.Прогнозирование содержания.

Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

Почему мартышка разбила все очки?

Как вы думаете, какой будет мораль басни?

Сформулируйте её своими словами.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Первичное чтение

Чтение учителем басни.


Проверка первичного восприятия

Понравилась ли вам басня?

( Да, понравилась)

Что заставило вас улыбнуться?


Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Чтение и анализ конкретного содержания басни

-Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни)

-Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.)

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),  к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

 -Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

-Понравилось ли вам исполнение басни?

( Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.)

-Ответим на вопросы учебника:

2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.


Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Работа над моралью

Найдите главную часть басни – мораль.

( К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.)



-Кто может пересказать мораль своими словами?

(У каждой вещи есть свое предназначение, своя инструкция по применению. Если не использовать вещь в тех целях, для которых она предназначена, то и прока от ее не будет. Поэтому сначала нужно разобраться что к чему и как, а не бросаться словами обвиняя других в незнании. Мартышка в данном случаи и является такой невеждой, необразованной личностью и высмеивает науку, не понимая что сама осталась в смешном положении.)

У. -С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     ( С необразованностью.)

     -Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     - Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

     Оправдаем надежды И. А. Крылова?

     (Да, постараемся).


Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Связь с жизненным опытом

Ребята, а у вас бывало такое, что вы с друзьями хотели что сделать, но у вас не получилось?

Можете провести примеры из жизни/ фильма, мультфильма.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Выразительное чтение

У. -Как читаем первые строчки?

     ( Спокойно.)

     -Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

   -Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

      (С досадой, недовольством.)    

    - Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально.


Регулятивные: 
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование 
Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Итог урока

Ребята, для чего люди читают басни И. А. Крылова?

     ( Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.)

 - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.


Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Рефлексия

 Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Нужно ли изучать басни?

Чему они учат?

Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. # (Выставляю оценки)

- Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко.


Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.










Урок литературного чтения


Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: - познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

Дать представление о характерных признаках басни;

Находить мораль в произведении;

Развивающие:

Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

Развивать память внимание, речь учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Конспект урока И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: - познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

Развивающие:

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Автор Полетаева Мария Викторовна
Дата добавления 11.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 806
Номер материала MA-063689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы