Главная / Химия / Конспект урока химии на тему «Фосфор. Строение атома, свойства» (9 класс)

Конспект урока химии на тему «Фосфор. Строение атома, свойства» (9 класс)

Название документа ФОСФОР.doc

Урок химии в 9 классе по теме:
«
ФОСФОР. СТРОЕНИЕ АТОМА, СВОЙСТВА».

Автор Майзелия Татьяна Руслановна

Цель: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоя­тельности; обеспечение системности учения; воспитание положи­тельной мотивации учения, правильной самооценки и чувства от­ветственности.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам | (10 мин.).

Задание. Закончить уравнения химических реакций. К первой реакции напишите молекулярное и ионные уравнения, ко 2 I и 3 реакции составьте электронный баланс.

Вариант 1 Вариант 2

MgO + HN03 -+... Cu(OH)2 + HNO3 -^...

Zn + HNO3 -> NH3 +... Ag + HNO3 -> NO +...

Cu(N03)2-+... Zn(N03)2-^...

II. Изучение нового материала

Учитель предлагает отгадать загадку {слайд 2) и знакомит с планом изучения элемента (слайд 3). Затем учащиеся характери­зуют фосфор по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева {слайд 4).

Станция Историческая

Учащиеся выступают с сообщением об истории открытия фос­фора (слайд 5, 6).

Ученики: Фосфор впервые получил в 1669 г. алхимик из Гам­бурга Хеннинг Бранд. Подобно другим алхимикам, он пытался по­лучить философский камень, с помощью которого неблагородные металлы превращаются в золото.


Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских ка­зарм. Он смешал полученный сухой остаток с углем и песком, про­калил и ... в реторте оказалось удивительное, светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем». Однако «холодный огонь» не превращал свинец в золото. Но то, что полученное веще­ство светилось без подогрева, было необычно и ново. Этим свойст­вом нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги. Однако вскоре и другие ученые сумели получить фосфор. Это положило конец брандовскому бизнесу и стало началом серьезного изучения фосфора и его соединений.

Вскоре Ю. Ган и К. Шееле доказали, что в костях содержится много фосфора. Немного позже Ж. Пруст и М. Клапрот, исследуя различные природные соединения, доказали, что фосфор широко распространен в земной коре, главным образом в виде фосфата кальция.

В начале 70-х годов XVIII века великий французский ученый А. Лавуазье, сжигая фосфор в замкнутом объеме воздуха, доказал, что фосфор - самостоятельный химический элемент, а воздух имеет сложный состав и слагается по крайней мере из двух компонентов -азота и кислорода.

В 1799 г. было доказано, что соединения фосфора необходимы для нормального развития растений.

В 1847 г. немецкий химик Шреттер, нагревая белый фосфор без доступа воздуха, получил его новую аллотропную модификацию -красный фосфор. В 1934 г. американский ученый Бриджмен, изучая влияние высоких давлений на разные вещества, выделил похожий на графит черный фосфор. Впоследствии были выделены и другие аллотропные модификации фосфора: фиолетовый и коричневый.

Станция Аллотропные модификации (слайды 7-13)

Учащиеся просматривают слайды и заполняют таблицу. Затем идет проверка выполненного задания.

%

Ошибка в тексте

Белый фосфор действительно светится в темноте, что объясня­ется окислением его паров кислородом воздуха. Мелкодисперсный


фосфор на воздухе самовоспламеняется. Белый фосфор - сильно­действующий яд (0,1 г- смертельная доза). Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только со­баку снаружи, но и ее пасть, то она быстро погибла бы от отравле­ния, а ее труп превратился в костер.

Станция Геологическая (слайд 14)

Один учащийся у доски составляет электронный баланс и расставляет коэффициенты в уравнении реакции.

1200°С
2Са3 (Р04 )2 + 6Si02 +1 ОС У 6CaSi03 +10СО + Р4

+5 +20ё -> Р4° 20 I I 1 в-е, о-ль

20

С°-2ё->С+2 2 I I 10о-е,в-ль

Станция Химическая (слайд 15)

Станция Здоровье (слайд 16) Ученики: Свыше 85% содержащегося в организме фосфора приходится на долю костной ткани. В костях содержится преиму­щественно ортофосфат кальция Са3(Р04)2, в зубах - более твердый апатит ЗСаз(Р04)2Са(ОН)2 и фторапатит 3Ca3(P04)2*CaF2. Фосфор входит также в состав многих биологически важных органических соединений- фосфолипидов, фосфопротеидов, сложных эфиров глюкозы и фруктозы с ортофосфорной кислотой, ДНК, РНК, АТФ и др. Эти вещества играют ключевую роль в энергетическом обме­не, в метаболизме жиров, углеводов и т. д.

Станция Прикладная (слайд 17)

Учащиеся дополняют схему своими сообщениями по этой теме.

Ученики: Главные потребители фосфора- химическое производство, металлургия, производство спичек. В недавнем прошлом соединения фосфора применяли при изготовлении зажигательных и дымовых смесей.

Современная электроника использует соединения фосфора для легирования полупроводниковых материалов. Металлурги выпус­кают специальную фосфористую бронзу. На основе фосфорорганики получают полимеры.


Атомная промышленность использует комплексные соединения фосфора для извлечения редких и трансурановых элементов из руд.

Более половины мирового производства фосфора перерабатывается в соединения, используемые в синтетических моющих средствах.Особенно ценными в этом отношении являются полифосфаты ,которые из-за большого заряда ионов препятствует взаимодействию загрязняющих частиц с отмываемой поверхностью.

Сульфиды фосфора стали необходимы в грандиозном сражении с ржавчиной ,которое ведет металлургическая промышленность.Созданы антикоррозионные добавки к маслам и горючему, содержащие производные фосфора.

Пропитка тканей, пластиков ,дерева ортофосфорной кислотой придает этим материалам огнестойкость.


Станция Поэтическая (слайд 18)

Учащиеся должны осуществить превращение

Р→Р2О5→Н3РО4


Станция Контрольная (слайд20)

  • 1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешнем энергетическом уровне?

1) 2 ; 2) 3; 3) 5; 4) 15.

  • 2. Число нейтронов в ядре атома 31Р:

1) 5; 2) 15; 3) 16; 4) 31.

  • 3. Максимальная степень окисления фосфора в соединениях равна:

1) +6; 2) +5; 3) +3; 4) +4.

  • 4. При взаимодействии фосфора с активными металлами образуются соединения, в которых его степень окисления равна:

1) -3; 2) 0; 3) +3; 4) +5.

  • 5. Среди перечисленных элементов V группы типичным неметаллом является:

1) фосфор; 2) мышьяк; 3) сурьма; 4) висмут.

  • 6. В соединениях РН3, Р205, Н3Р03 фосфор имеет степени окисления, соответственно равные:

1) +3; +5; -3; 2) -3; +5; +3; 3) -3; +3; +5; 4) +3; -5; -3.

Домашнее задание (слайд 21).

Название документа Фосфор.ppt

1 – вариант 2– вариант
Не нужен университет, Ни Кембридж, и ни Оксфорд, Чтобы узнать: латинской «Р» ...
Фосфор,строение, свойства Фосфор-элемент жизни и мысли. А.Е.Ферсман
План урока Паспортные данные фосфора Станция историческая Станция «Аллотропны...
Паспортные данные фосфора Перечислите элементы V группы. Охарактеризуйте фосф...
Станция историческая
 К.В. Шееле Антуан Лоран Лавуазье . Бриджмен
«Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее отверстой пасти вырыв...
Аллотропные модификации фосфора Характеристика вещества	Белый фосфор	Красный ...
Станция «Аллотропные модификации»
Белый фосфор Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор и...
Красный фосфор Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, че...
Черный фосфор Ромбическая модификация Кубическая модификация Имеет атомную кр...
Станция геологическая Фосфор встречается в природе только в связанном состоян...
Станция химическая Взаимодействие с активными металлами: 		Mg + P → Взаимодей...
Станция здоровья По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэ...
Станция прикладная Более половины объема мирового производства фосфора перера...
Станция поэтическая 	Я светоносный элемент. 	Я спичку вам зажгу в момент. 	Со...
Знаете ли вы, что… пшеница при среднем урожае из почвы берет в год 72 кг азот...
Станция контрольная 1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешне...
Домашнее задание § 28 № 3, 4.
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 1 – вариант 2– вариант
Описание слайда:

1 – вариант 2– вариант

№ слайда 3 Не нужен университет, Ни Кембридж, и ни Оксфорд, Чтобы узнать: латинской «Р» Обо
Описание слайда:

Не нужен университет, Ни Кембридж, и ни Оксфорд, Чтобы узнать: латинской «Р» Обозначают …

№ слайда 4 Фосфор,строение, свойства Фосфор-элемент жизни и мысли. А.Е.Ферсман
Описание слайда:

Фосфор,строение, свойства Фосфор-элемент жизни и мысли. А.Е.Ферсман

№ слайда 5 План урока Паспортные данные фосфора Станция историческая Станция «Аллотропные м
Описание слайда:

План урока Паспортные данные фосфора Станция историческая Станция «Аллотропные модификации» Станция геологическая Станция химическая Станция здоровья Станция прикладная Станция поэтическая Станция контрольная

№ слайда 6 Паспортные данные фосфора Перечислите элементы V группы. Охарактеризуйте фосфор
Описание слайда:

Паспортные данные фосфора Перечислите элементы V группы. Охарактеризуйте фосфор по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Опишите электронное строение атома фосфора. В чем сходство и различие в строении атомов азота и фосфора? Назовите возможные степени окисления фосфора. Напишите формулу его высшего оксида, укажите его характер. Напишите формулу гидроксида фосфора, укажите его характер. Напишите формулу летучего водородного соединения фосфора. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) азот, фосфор, мышьяк; б) кремний, фосфор, сера?

№ слайда 7 Станция историческая
Описание слайда:

Станция историческая

№ слайда 8  К.В. Шееле Антуан Лоран Лавуазье . Бриджмен
Описание слайда:

К.В. Шееле Антуан Лоран Лавуазье . Бриджмен

№ слайда 9 «Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее отверстой пасти вырывало
Описание слайда:

«Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», – сказал я». Изучите аллотропные модификации фосфора и найдите ошибку в тексте. Заполните таблицу.

№ слайда 10 Аллотропные модификации фосфора Характеристика вещества	Белый фосфор	Красный фос
Описание слайда:

Аллотропные модификации фосфора Характеристика вещества Белый фосфор Красный фосфор Кристаллическая решетка Цвет Запах Растворимость в воде Растворимость в сероуглероде Химическая активность Свечение Действие на организм

№ слайда 11 Станция «Аллотропные модификации»
Описание слайда:

Станция «Аллотропные модификации»

№ слайда 12 Белый фосфор Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор имее
Описание слайда:

Белый фосфор Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор имеет молекулярную решетку, в узлах которой находятся тетраэдрические молекулы Р4. Это очень реакционноспособное, мягкое воскообразное вещество бледно-желтого цвета, с неприятным чесночным запахом, растворимое в сероуглероде и бензоле, нерастворимое в воде. Очень ядовит. Воспламеняется при трении, обладает уникальной способностью светиться в темноте за счет медленного окисления. Температура плавления – 44оС. В лаборатории его хранят под слоем воды. Смертельная доза– 0,1 г.

№ слайда 13 Красный фосфор Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, чем б
Описание слайда:

Красный фосфор Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, чем белый фосфор, нерастворим в воде и сероуглероде, не светится в темноте и не самовоспламеняется, абсолютно безвреден. Температура возгорания – 260оС.

№ слайда 14 Черный фосфор Ромбическая модификация Кубическая модификация Имеет атомную крист
Описание слайда:

Черный фосфор Ромбическая модификация Кубическая модификация Имеет атомную кристаллическую решетку. По внешним признакам черный фосфор напоминает графит, имеет металлический блеск, обладает электропроводностью и теплопроводностью, довольно твердый. Наименее активный из всех модификаций.

№ слайда 15 Станция геологическая Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии.
Описание слайда:

Станция геологическая Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии. Массовая доля фосфора в земной коре – около 0,12%. Важнейшие минералы: Сa3(PO4)2 – фосфорит; 3Сa3(PO4)2∙Ca(OH)2 – гидроксиапатит; 3Сa3(PO4)2∙CaF2 – фторапатит. В 1806 г. Ф. Велер предложил получение фосфора из фосфата кальция, песка и угля. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции с электронным балансом:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Станция химическая Взаимодействие с активными металлами: 		Mg + P → Взаимодейств
Описание слайда:

Станция химическая Взаимодействие с активными металлами: Mg + P → Взаимодействие с кислородом: Р + О2 → Взаимодействие с бертолетовой солью: Р + KClO3 → Р2О5 + KCl Допишите уравнения реакций. Какую роль выполняет фосфор в этих реакциях? Составьте электронный баланс к данным реакциям.

№ слайда 19 Станция здоровья По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэлем
Описание слайда:

Станция здоровья По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэлементам (w(Р) = 0,95%). Фосфор входит в состав костной, нервной и мозговой тканей, крови, молока. Фосфором богаты яйца, мясо, молоко, хлеб. Почти все важнейшие физиологические процессы, происходящие в организме человека, связаны с превращениями соединений фосфора. Следите за своим здоровьем!

№ слайда 20 Станция прикладная Более половины объема мирового производства фосфора перерабат
Описание слайда:

Станция прикладная Более половины объема мирового производства фосфора перерабатывается в соединения, используемые в синтетических моющих средствах. Соединения фосфора используют для получения антикоррозионных добавок к маслам и горючему для автомобилей. Сульфиды фосфора стали необходимы в сражении с ржавчиной в металлургии. Фосфор используется при производстве спичек. Фосфор нужен для получения фосфористой бронзы.

№ слайда 21 Станция поэтическая 	Я светоносный элемент. 	Я спичку вам зажгу в момент. 	Сожгу
Описание слайда:

Станция поэтическая Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня – и под водой Я сразу стану кислотой. Запишите уравнения реакций, о ко- торых идет речь в этом стихотворе- нии.

№ слайда 22 Знаете ли вы, что… пшеница при среднем урожае из почвы берет в год 72 кг азота и
Описание слайда:

Знаете ли вы, что… пшеница при среднем урожае из почвы берет в год 72 кг азота и 30 кг фосфора? исследования Луны показали присут-ствие там фосфора (w(Р) = 0,08%)? каждый из нас носит в себе 4,5 кг фосфора в виде химических соединений? свыше 85% содержащегося в организме фосфора приходится на долю костной ткани? в Амстердаме в 1730 г. 31 г фосфора стоил около 80 золотых рублей?

№ слайда 23 Станция контрольная 1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешнем э
Описание слайда:

Станция контрольная 1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешнем энергетическом уровне? 1) 2 ; 2) 3; 3) 5; 4) 15. 2. Число нейтронов в ядре атома 31Р: 1) 5; 2) 15; 3) 16; 4) 31. 3. Максимальная степень окисления фосфора в соединениях равна: 1) +6; 2) +5; 3) +3; 4) +4. 4. При взаимодействии фосфора с активными металлами образуются соединения, в которых его степень окисления равна: 1) -3; 2) 0; 3) +3; 4) +5. 5. Среди перечисленных элементов V группы типичным неметаллом является: 1) фосфор; 2) мышьяк; 3) сурьма; 4) висмут. 6. В соединениях РН3, Р205, Н3Р03 фосфор имеет степени окисления, соответственно равные: 1) +3; +5; -3; 2) -3; +5; +3; 3) -3; +3; +5; 4) +3; -5; -3.

№ слайда 24 Домашнее задание § 28 № 3, 4.
Описание слайда:

Домашнее задание § 28 № 3, 4.

Конспект урока химии на тему «Фосфор. Строение атома, свойства» (9 класс)
  • Химия
Описание:

Конспект урока химии на тему «Фосфор. Строение атома, свойства» для 9 класса общеобразовательной школы.

Цель: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоя­тельности; обеспечение системности учения; воспитание положи­тельной мотивации учения, правильной самооценки и чувства от­ветственности.

Автор Майзелия Татьна Руслановна
Дата добавления 03.10.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1018
Номер материала MA-061020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓