Главная / Биология / Конспект урока "Экологические факторы"

Конспект урока "Экологические факторы"


Тема «Экологические факторы среды»

Структура и ход урока 1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия.

1. Организационный момент мотивация к учебной деятельности Песня «Если друг не смеётся…» Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».


2.Актуализация опорных знаний 1.Зачитывает стихотворение

Стихотворение «Среда обитания»

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого своё

Облюбовано жильё.

Выбирает привереда

Лишь своё меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный

Маршрут –

У букашки и у птички

Тем- то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.


- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение об условиях, месте, или по- другому о среде обитания

- Делит класс на 3 группы каждая представляют свою среду обитания ( водная, наземно-воздушная, почвенная) СВОЁ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ.

- Из конверта выбрать живые организмы, которые обитают в данной вам среде, наклеить их на ватман. (Ученики работают, слушают, анализируют, определяют, о чём идёт речь, выполняют задание.)

3. Мотивация к учебной деятельности. Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Грустная история» и выполнить задания к ней. Ученики читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ.

Грустная история

Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал - и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться.

Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! От дождя все по щелям, да по норам забились - ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!

Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в мура­вейник побежал - там сейчас тепло и сухо!

Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.

Ёж: Что вы все одно заладили - «погода плохая», мокро вам, го­лодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного – скоро погода наладится.

Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!

Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.

Ёж: Эх, вы! Заладили одно - голодно, холодно! Если хотите знать - мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалу­юсь!

Кукушка: А что с тобой случилось?

Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.

Ёж: Обидели меня! Так обидели! Даже жить не хочется! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут - грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, - говорят, - грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места-то здесь грибные - раньше мигом целую корзину набирали. А сегодня ничего нет. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми ли­стьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быст­ренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подаль­ше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня!.

Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Это уж хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают, Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы - это уж в сказках да мультфиль­мах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!

Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители - сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Ну, да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песню в лесу услышат. Услышат и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена.

Мне обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?

Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - чинить наш муравейник срочно надо.

Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед са­мыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел - сразу безобразничать начал. Мухомор увидит - сши­бет его палкой; ветка на пути попадется - сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь.

Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под ста­рым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заполз­ли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили - продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал - ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да, ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили.

А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.

Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выгля­нуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.

Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!

Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.

Задание

        1. Прочитайте текст

        2. Проанализируйте

        3. Какие природные условия оказали на героев сказки своё воздействие?

В данном тексте подчеркните эти условия.

4. Формирование темы урока, постановка цели


Учитель обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды это и есть «экологические факторы среды». Ученик Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

5. Изучение нового. Р.т. Зад № 18 Можем ли мы разделить факторы на группы? Не хватает знаний. Посмотрим в учебнике параграф 5.

Организую беседу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды. Ученики Смотрят, слушают текст, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе. Учитель организует работу в группах

1гр. – «факторы неживой природы»

2 гр. – «факторы живой природы»

3 гр. – «антропогенный фактор»


Приложение № 2

Группа №1 « Факторы неживой природы»

1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 78, абзац « факторы неживой природы»

2. Ответьте на вопрос: « Что относится к факторам неживой природы?»

3. Запиши в тетрадь основное понятие – «фактор неживой природы - это …?»

4. Приведите примеры влияния факторов неживой природы на живые организмы.

Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2

- Ученики читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают иллюстрации учебника, обсуждают, докладывают о выполрнении работы.

ПРОВЕРКА – СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Первичное закрепление. Тест

Интерактивное задание на тему « Экологические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных . УЧИТЕЛЬ. Организует совместную работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях. УЧЕНИКИ Ответы дают устно


7. Контролирующие задание. Учитель Организует индивидуальную работу по приложению на печатной основе, организует взаимопроверку. УЧЕНИКИ Выполняют задания приложения № 3

Приложение №3

1.Распределите факторы среды в три колонки:

Факторы живой природы Факторы неживой природы Антропогенный фактор



Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.

8. Рефлексия учебной деятельности Учитель Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Ученик Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

9. Домашнее задание Пар. 5 . Раб. Тетр. № 19-20.

4.Обьясни пословицы:

- Весенний дождь растит, а осенний гноит»

- Где вода есть, там саду цвесть

- Не высок лесок, а от ветра защита .

Дополнительное оборудование к уроку

1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,

зелёные – готов отвечать,











Конспект урока "Экологические факторы"
  • Биология
Описание:

Тема «Экологические факторы среды»

Структура и ход урока 1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия.

1. Организационный момент мотивация к учебной деятельности Песня «Если друг не смеётся…» Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

2.Актуализация опорных знаний 1.Зачитывает стихотворение

Стихотворение «Среда обитания»


У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого своё

Облюбовано жильё.

Выбирает привереда

Лишь своё меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный

Маршрут –

У букашки и у птички

Тем- то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.


- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение об условиях, месте, или по- другому о среде обитания

- Делит класс на 3 группы каждая представляют свою среду обитания ( водная, наземно-воздушная, почвенная) СВОЁ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ.

- Из конверта выбрать живые организмы, которые обитают в данной вам среде, наклеить их на ватман. (Ученики работают, слушают, анализируют, определяют, о чём идёт речь, выполняют задание.)

3. Мотивация к учебной деятельности. Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Грустная история» и выполнить задания к ней. Ученики читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ.

Грустная история

Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал - и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться.

Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! От дождя все по щелям, да по норам забились - ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!

Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в мура­вейник побежал - там сейчас тепло и сухо!

Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.

Ёж: Что вы все одно заладили - «погода плохая», мокро вам, го­лодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного – скоро погода наладится.

Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!

Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.

Ёж: Эх, вы! Заладили одно - голодно, холодно! Если хотите знать - мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалу­юсь!

Кукушка: А что с тобой случилось?

Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.

Ёж: Обидели меня! Так обидели! Даже жить не хочется! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут - грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, - говорят, - грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места-то здесь грибные - раньше мигом целую корзину набирали. А сегодня ничего нет. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми ли­стьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быст­ренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подаль­ше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня!.

Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Это уж хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают, Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы - это уж в сказках да мультфиль­мах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!

Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители - сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Ну, да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песню в лесу услышат. Услышат и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена.

Мне обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?

Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - чинить наш муравейник срочно надо.

Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед са­мыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел - сразу безобразничать начал. Мухомор увидит - сши­бет его палкой; ветка на пути попадется - сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь.

Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под ста­рым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заполз­ли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили - продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал - ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да, ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили.

А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.

Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выгля­нуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.

Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!

Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.

Задание

1.Прочитайте текст

2.Проанализируйте

3.Какие природные условия оказали на героев сказки своё воздействие?

В данном тексте подчеркните эти условия.

4. Формирование темы урока, постановка цели

Учитель обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды это и есть «экологические факторы среды». Ученик Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

5. Изучение нового. Р.т. Зад № 18 Можем ли мы разделить факторы на группы? Не хватает знаний. Посмотрим в учебнике параграф 5.

Организую беседу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды. Ученики Смотрят, слушают текст, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе. Учитель организует работу в группах

1гр. – «факторы неживой природы»

2 гр. – «факторы живой природы»

3 гр. – «антропогенный фактор»

Приложение № 2

Группа №1 « Факторы неживой природы»

1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 78, абзац « факторы неживой природы»

2. Ответьте на вопрос: « Что относится к факторам неживой природы?»

3. Запиши в тетрадь основное понятие – «фактор неживой природы - это …?»

4. Приведите примеры влияния факторов неживой природы на живые организмы.

Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2

- Ученики читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают иллюстрации учебника, обсуждают, докладывают о выполрнении работы.

ПРОВЕРКА – СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Первичное закрепление. Тест

Интерактивное задание на тему « Экологические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных . УЧИТЕЛЬ. Организует совместную работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях. УЧЕНИКИ Ответы дают устно

7. Контролирующие задание. Учитель Организует индивидуальную работу по приложению на печатной основе, организует взаимопроверку. УЧЕНИКИ Выполняют задания приложения № 3

Приложение №3

1.Распределите факторы среды в три колонки:

Факторы живой природы Факторы неживой природы Антропогенный фактор

Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.

8. Рефлексия учебной деятельности Учитель Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Ученик Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

9. Домашнее задание Пар. 5 . Раб. Тетр. № 19-20.

4.Обьясни пословицы:

- Весенний дождь растит, а осенний гноит»

- Где вода есть, там саду цвесть

- Не высок лесок, а от ветра защита .

Дополнительное оборудование к уроку

1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,

зелёные – готов отвечать,

Автор Цыценкова Елена Михайловна
Дата добавления 07.11.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 381
Номер материала MA-062052
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓