Главная / Начальные классы / Конспект урока чтения В.Катаев "Цветик-семицветик"

Конспект урока чтения В.Катаев "Цветик-семицветик"

Урок чтения в 4-Б классе

Тема: Пьеса В. Катаева «Цветик – семицветик».

Подготовила: Котлярова Н. В.

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Катаева, его пьесой «Цветик – семицветик»; совершенствовать навыки чтения и выразительности, установить различия между сказкой и пьесой; развивать речь, память, любознательность; развивать чувство дружбы, взаимовыручки и отзывчивости у учащихся.

Оборудование: презентация, выставка книг В. Катаева, аппликация «Цветик – семицветик», карточки с заданиями.

Тип урока: урок получения новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

На доске таблица: внимательный аккуратный самостоятельный

любознательный активный рассеянный

веселый стильный рассудительный


Рядом с таблицей – портрет ученика.

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

Ответы учащихся.

Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.


2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ


1. Выставка иллюстраций к сказке Г. Скребицкого «Счастливый жучок».

2.Выполни задания.

3. Выборочное чтение.

- Кто и где рассказывал сказку ребятам?

- Когда происходит действие в сказке?

- О чем попросила Весна Красное Солнышко?

- Что захотели получить насекомые в подарок от Весны?

- Кого увидела Весна под прошлогодним листком?

- Почему жучок ничего не попросил у Весны?

- Что же подарила Весна жучку?

- В чем заключается основная мысль сказки?

4. «Подпишите» свою иллюстрацию словами сказки.

5. Найдите слова в тексте, которыми можно подписать иллюстрацию на с. 112 учебника.

(Много еще красивых одежд...)

6.Задания на карточках. (индивидуально)

7.Подведение итогов проверки домашнего задания.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

Любите ли вы читать о чудесах?

- В каких произведения чаще всего мы читаем о чудесах?


4. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Установка на внимание.

Прочитайте в быстром темпе группы слов.

Даль, далекий, далеко, дальнейший, вдалеке, издали, отдаленный, поодаль.

Вал, валежник, валенки, валом, валун, вразвалочку, завалинка, обвал, подвал, свалка.

Чудо, чудесный, чудный, чудить, причуда, чудеса.

Что это за слова? Как они называются? Объясните значение слов чудо, чудеса.


ЧУДО - всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы.

Чудо - нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

Чудо - сказочное существо.


Игра «Чудесное превращение».

1. Синее море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

2. На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

3. Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).


5. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Понравилось ли вам превращать слова?

А сегодня мы с вами прочитаем пьесу-сказку, в которой тоже будут происходить чудесные превращения. Автором этой пьесы является В. Катаев.


6. СООБЩЕНИЕ О В. КАТАЕВЕ

- Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаева. Родился писатель в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.


7. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ (с. 115-120)

1. Сообщение учителя.

- С этой сказкой мы познакомились на уроке внеклассного чтения, а сегодня мы будем читать пьесу по сказке «Цветик – семицветик» для кукольного театра.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Кто сочиняет текст пьесы?

- Кто ставит пьесу в театре?

- Кто играет на сцене?

- Кто смотрит пьесу?


Самое главное в пьесе – это разговор действующих лиц, поэтому текст построен по-особому. Присмотритесь! В начале каждой строчки – имя того, кто говорит, а дальше – его слова. Есть в пьесе и слова автора, но их немного. Автор коротко описывает место действия. Слова автора печатаются мелким шрифтом или даются в скобках.


2. Чтение пьесы учителем и учащимися.

- Понравилась вам пьеса?

- Если бы у вас был такой цветик-семицветик, какие желания бы вы загадали?

3. Словарная работа: тмин.

4. Выборочное чтение пьесы.

5. Беседа по содержанию.

- Что волшебница подарила Жене?

- Как Женя использовала волшебные лепестки – с толком или без?

- Что можно сказать о Жене? Какая она была?

- Почему последний лепесток она оторвала осторожно и радостно поет?

- Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?


6. ФИЗКУЛЬМИНУТКА


8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1. Установление различий между пьесой и сказкой.

- Действующие лица (пьеса, сказка)

- Постоянный диалог ( пьеса )

- Частичный диалог ( сказка )

- Слова автора выделены мелким шрифтом или даны в скобках. (пьеса )

- Слова автора в самом содержании текста. ( пьеса )

- Четкое объяснение действий героя, выделенное мелким шрифтом. ( пьеса )

- Образное описание действий героя ( пьеса )

- Краткое конкретное описание места действия в скобках ( пьеса )

- Художественное описание места действия ( сказка )

  1. Чтение пьесы учащимися в лицах.

  2. Работа над иллюстрациями к пьесе ( с. 117, 120 )

  3. Выполнение заданий к пьесе на карточках.


9. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1. Работа с пословицами.

Делу время – потехе час.

Жизнь дана на добрые дела.

Дело мастера боится.

- Подумайте, какая из пословиц выражает основную мысль сказки?

- Какие дела можно назвать добрыми?

- А кто из вас делает добрые дела?

- А обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

2. « Микрофон» ( интерактивная технология )

- У Жени был волшебный цветок с семью лепестками. Представьте, что вам подарили цветок с одним волшебным лепестком. Вы можете загадать только одно единственное желание и другого лепестка у вас не будет. Какое желание бы вы загадали?


10. ИТОГ УРОКА

Итоговая беседа.

С какой пьесой-сказкой мы сегодня познакомились?

- Расположи иллюстрации в нужном порядке.

- Продолжи высказывание - …….

Оценивание ответов учащихся.


IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Подготовиться читать пьесу-сказку в лицах (с. 115—120 учебника).




Конспект урока чтения В.Катаев "Цветик-семицветик"
  • Начальные классы
Описание:

В документе представлена разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему

"В. Катаев "Цветик-семицветик". В ходе проведения урока я познакомила учащихся с творчеством В.Катаева, его пьесой «Цветик – семицветик»; совершенствовала навыки чтения и выразительности речи учащихся, установили различия между сказкой и пьесой; развивала речь, память, любознательность; воспитывала чувство дружбы, взаимовыручки и отзывчивости у учащихся.

Автор Котлярова Наталья Викторовна
Дата добавления 09.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1405
Номер материала MA-063643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓