Главная / Биология / Конспект урока биологии в 5 классе "Роль воды в жизни живых организмов"

Конспект урока биологии в 5 классе "Роль воды в жизни живых организмов"

hello_html_94b29dc.gifhello_html_94b29dc.gifhello_html_94b29dc.gifhello_html_94b29dc.gifhello_html_94b29dc.gifhello_html_94b29dc.gifКонспект урока биологии в 5 классе

27 февраля 2016 года

Учитель: Дрогунова Татьяна Федоровна

Урок проведен в рамках методического дня школы


Тема урока: Роль воды в жизни живых организмов.


Цели урока:

Обучающая: сформировать у учащихся понятие о воде, как необходимом условии жизни, составной части всех живых организмов, растворителе веществ; об испарении воды листьями как способе охлаждаться.

Развивающая: научить анализировать результаты проведенных опытов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением организмов и способами добывать и сохранять воду.

Воспитывающая: объяснять необходимость охранять воду и экономно использовать в быту.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

-доказывать важность воды для жизни организмов;

-анализировать результаты проведенных демонстрационных опытов, делать выводы;

-планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований;

-участвовать в оценке отчетов одноклассников о проведенных опытах;

-объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке.


УУД, формируемые на уроке:

предметные: уметь давать определения понятиям. Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Анализировать результаты проведенных опытов, делать выводы.

личностные: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

регулятивные:

планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных наблюдений. Оценивать отчеты одноклассников о проведенном опыте

коммуникативные:

уметь слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, учиться выступать перед аудиторией.

Основные термины и понятия, используемые на уроке: вода, растворение веществ, опыт, испарение воды, охлаждение тела, охрана воды.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала


Опорная схема урока

Вода - необходимое условие жизни

Охлаждает живые организмы пи испарении

Растворяет необходимые для жизни и вредные для организма вещества

Входит в состав живых организмов





Приспособленность организмов к добыванию и сохранению воды


Охрана воды




Экономия воды



Вода – источник жизни на Земле


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока


Оборудование: семена пшеницы, клубень картофеля, пробирка, спиртовка, держатель, нож, бумажная салфетка, 3 вида кактусов, презентация «сообщество пустыни»

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Организаци-онный момент.

Мотивация.


Учитель: Ребята, сегодня для урока нам необходимы как всегда - учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

У меня на столе лабораторное оборудование

Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. Это вещество самое распространенное на Земле. Каждое живое существо нуждается в нем, а человек без него проживет несколько суток. О каком веществе идет речь?


Приготавливают все необходимое к уроку.












Учащиеся называют, что это вещество – вода.


  1. Постановка учебной задачи

Ребята, предлагаю рассмотреть в учебнике рисунок 59, страница 70 и ответить на вопрос:

-Можно ли жить без воды?

Выберите из него 3 картинки, которые кажутся вам интересными, и придумайте к каждой из них такое название, чтобы в нем было слово вода.

Ребята, мы должны сегодня найти ответы на вопросы:

-Какое значение имеет вода в жизнедеятельности живых организмов?

-Как приспособились живые организмы добывать и сохранять воду?

-Как люди должны относиться к воде, понимая, что она источник жизни?


Тема урока: Роль воды в жизни живых организмов.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что нам поможет получить ответы на поставленные вопросы?




Учащиеся осмысливают картинки и делают выводы:

-Вода - среда обитания для живых организмов;

-животные на водопое;

-пустыня без воды лишена жизни.















Учащиеся записывают тему урока.

Высказывают свои предположения (опыты)

  1. Демонстрационный опыт: «Вода - составная часть всех живых организмов»

Учитель демонстрирует Опыт 1.

Нагревает сухие семена в пробирке над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются капли воды.

Вопросы: 1)Откуда взялась вода на стенках пробирки?

2)Для чего нужна вода семенам?

Опят2. Кусочек клубня картофеля кладется между листами бумажной салфетки и слегка прижимается.

Вопросы:

1)Почему салфетка стала мокрой?

2)Для чего нужна клубню вода?

Опыт 3.

Ребята, а сейчас проведем наблюдение за своим организмом.

Сядьте спокойно, не разговаривайте и проверьте, будет ли под языком набираться слюна?

Вопрос:

Для чего в ротовой полости человека вырабатывается жидкая слюна?














Учащиеся высказывают свои предположения.









Самонаблюдение за своим организмом.






Отвечают на вопрос.

Делают выводы.

  1. Беседа «Вода раствори-тель веществ, необходи-мых для организма и вредных для него»

Учитель предлагает выполнить задание, предлагаемые в тексте параграфа.

  1. Сок винограда на вкус…

  2. Растения всасывают из почвы растворенные в ней…

  3. Слезы и пот на вкус…

Учитель: Каким свойством воды можно объяснить эти жизненные процессы у живых организмов?

Работа с учебником страница 71, привлекают свой жизненный опыт.


(сладкий, кисло-сладкий)


(минеральные соли)



(соленые)

Учащиеся высказывают предположения.

  1. Обобщение материала.Выводы

Учитель: Ребята, что же вы узнали при помощи опытов и самонаблюдения о роли воды в жизни живых организмов?

Предлагается самостоятельно в паре сформулировать вывод на поставленный вопрос и записать в тетрадь.

Учитель: Сравните свой вывод с выводом параграфе и корректируйте, если есть необходимость.

Учитель: Вода входит в состав живых организмов на Земле. В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества.


Работа в парах. Учащиеся формулируют вывод и записывают в тетрадь.




Учащиеся зачитывают сформулированные выводы.

Учащиеся изучают вывод в параграфе на странице 71,сравнивают, корректируют.

  1. Физкультур-ная минутка




Учитель: Ребята, вы хорошо работали и немного устали Предлагаю восстановить работоспособность.

Все встали, приняли удобное положение и вместе со мной выполняем комплекс упражнений.

1)»Черепаха»- наклоны головы вперед- назад.

2)»Маятник»- наклоны головы влево-вправо.

3)»Весы»- левое плечо вверх правое вниз. Поменяли положение рук.

4)»Тянемся потянемся»- руки вверх, вытягиваем позвоночник.

5)»С носка на пятку»- попеременно становимся на носки, на пятки.

Молодцы! Садитесь. Продолжим урок.


Учащиеся выполняют комплекс упражнений вместе с учителем.

(6-8 повторов)

  1. Мотивация учащихся на проведение домашнего опыта «Испарение воды листьями растения».

Учитель: А еще одно значение воды вы узнаете, когда проведете опыт в домашних условиях.

Учитель проводит инструктаж по проведению опыта: « Испарение воды листьями».


Учащиеся рассматривают рисунок 62 на странице 72, изучают календарь наблюдений, задают вопросы учителю.




  1. Беседа «Приспо-

бления живых организмов к добыванию и сохране-нию воды.

Учитель обращает внимание учащихся на стоящие на столе кактусы. Ребята, на примере этих причудливых растений давайте выясним :

1)Как кактусы добывают воду?

2)Как в засушливое время они ее сохраняют?

На экране демонстрируется кадр презентации «Сообщество пустыни. Кактусы».

Учитель привлекает внимание учащихся к следующему кадру загадкой: »Какое животное называют кораблем в пустыне?»

Демонстрируется кадр с изображением верблюда.

Вопрос:

1)Как верблюд добывает и сохраняет влагу?

Учитель делает обобщение беседы: всем организмам для жизни нужна вода. Растения поглощают воду из почвы, животные и человек получают воду с пищей и питьем.


Учащиеся рассматривают живые растения и кактусы на кадре, выдвигают свои предположения.



















Учащиеся высказывают предположения.

  1. Беседа «Охрана воды- условие сохранения жизни».

Учитель: скажите, ребята, а достаточно ли на Земле чистой воды пригодной для питья?



Учитель: чем загрязняется природная вода?

В результате обсуждения , учитель подводит учащихся к пониманию охраны и экономии воды. Мотивирует учащихся на аналитическую работу дом.

Учитель: понаблюдайте, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли ее сэкономить и как?

Учащиеся высказывают предположения о загрязнение природной воды в результате деятельности человека.


Предположения учащихся.

  1. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся еще раз прочитать вывод в тетрадях по теме урока и подтвердить полученные знания о роли воды в жизни живых организмов примерами. опираясь на свой жизненный опыт.

Учитель объявляет оценки, комментирует их.

Учащиеся читают вывод в тетрадях и приводят примеры.

Предположительно: сок у растений, кровь, слезы, пот у животных.

  1. Задание на дом.

Учитель записывает на доске домашнее задание: параграф 23, опыт « Испарение воды листьями растения» на странице71-72, наблюдение за расходом воды в семье на странице 72 письменно

Учащиеся делают записи в дневнике.





Конспект урока биологии в 5 классе "Роль воды в жизни живых организмов"
  • Биология
Описание:

Цели урока:

Обучающая: сформировать у учащихся понятие о воде, как необходимом условии жизни, составной части всех живых организмов, растворителе веществ; об испарении воды листьями как способе охлаждаться.

Развивающая: научить анализировать результаты проведенных опытов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением организмов и способами добывать и сохранять воду.

Воспитывающая: объяснять необходимость охранять воду и экономно использовать в быту.

Автор Дрогунова Татьяна Федоровна
Дата добавления 17.03.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 535
Номер материала MA-065701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓