Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "А.Н.Островский "Снегурочка"

Конспект урока "А.Н.Островский "Снегурочка"

КГУ «Макашевская средняя школа»

с.Макашевка

Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

Республика Казахстан

Котвицкая Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Тема: А.Н. Островский «Снегурочка».

УМК: «Русская словесность» под редакцией Л.С.Рыгаловой, Л.Ф.Туниянц


Цель:

- познакомить учащихся с творчеством А.Н. Островского, его пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения;

- развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;

- воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Беседа.

- Каким вы представляете себе Царство Берендея?

- Какой эпизод пьесы-сказки вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?

- Какой вы себе представляете Снегурочку?

- Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок.

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?


2. Словарная работа.

Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов.


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- Лирическая пьеса «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многоуровневое, многожанровое произведение.

Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского».

Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь берендеев – блюститель мира и справедливости. Любовь для него – благое чувство, великий дар природы, перед которым надо преклоняться. Он уверен, что свет «правдой и совестью только держится».

Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело. Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь народ.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обрядов, что нашло свое отражение в пьесе. Четвертое действие заканчивается встречей Солнца – Ярилы. Праздник солнца – это старинный календарный обряд, который проводился в средней России на Петров день – 29 июня. Народный летний праздник сопровождался играми, хороводами, песнями.

Лирическая песенная основа обряда привела Островского к мысли, что музыкальное сопровождение должно органически сочетаться с драматическим действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому, который написал музыку. В 1880 году Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы.


2. Беседа.

Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали?

Кто герои пьесы? Опишите их.

Какую роль играют описания природы?

Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.

Где проходит детство Снегурочки?

Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?

В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?

Как Островский рисует картины народной жизни?

Расскажите о масленице.

Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?

Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?

Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?

Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?

Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?

Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?


3. Выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы.


IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа с текстом.

- Выпишите из текста пролога эпитеты. Есть ли среди них постоянные эпитеты, характерные для фольклорных произведений? Приведите примеры.


2. Устное словесное рисование.

- Какой вы представляете себе декорацию пролога пьесы? Опишите ее подробно.


V. Этап информации о домашнем задании

1. Составьте устный рассказ об одном из героев, используя примеры из текста.

2. Выберите материал о Берендее, его отношении к народу.


VI. Этап рефлексии


Конспект урока "А.Н.Островский "Снегурочка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Вводный урок по творчеству А.Н.Островского знакомит с произведением "Снегурочка".

Цель урока:- познакомить учащихся с творчеством А.Н. Островского, его пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения;
- развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;
- воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.

Автор Котвицкая Светлана Александровна
Дата добавления 08.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3605
Номер материала MA-062062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓