КГУ «Макашевская средняя школа»
с.Макашевка
Тайыншинский район
Северо-Казахстанская область
Республика Казахстан
Котвицкая Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Тема: А.Н. Островский «Снегурочка».
УМК: «Русская
словесность» под редакцией Л.С.Рыгаловой, Л.Ф.Туниянц
Цель:
- познакомить учащихся с творчеством А.Н. Островского, его
пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения;
- развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;
- воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к
чувствам других людей.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Беседа.
- Каким вы представляете себе Царство Берендея?
- Какой эпизод пьесы-сказки вам запомнился? К какому эпизоду захотелось
нарисовать иллюстрацию?
- Какой вы себе представляете Снегурочку?
- Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями
русских народных сказок.
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
2. Словарная работа.
Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем
литературоведческих терминов.
III. Формирование новых понятий и способов
действия.
1. Слово учителя.
- Лирическая
пьеса «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о
девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные
календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многоуровневое, многожанровое
произведение.
Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное
предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского».
Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь
берендеев – блюститель мира и справедливости. Любовь для него – благое чувство,
великий дар природы, перед которым надо преклоняться. Он уверен, что свет
«правдой и совестью только держится».
Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело.
Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное
преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить
преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь
народ.
Во время работы над «Снегурочкой» Островский консультировался с историками,
археологами, знатоками старинного быта, обрядов, что нашло свое отражение в
пьесе. Четвертое действие заканчивается встречей Солнца – Ярилы. Праздник
солнца – это старинный календарный обряд, который проводился в средней России
на Петров день – 29 июня. Народный летний праздник сопровождался играми,
хороводами, песнями.
Лирическая песенная основа обряда привела Островского к мысли, что
музыкальное сопровождение должно органически сочетаться с драматическим
действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому,
который написал музыку. В 1880 году Римский-Корсаков попросил у Островского
разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы.
2. Беседа.
– Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали?
– Кто герои пьесы? Опишите их.
– Какую роль играют описания природы?
– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.
– Где проходит детство Снегурочки?
– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?
– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?
– С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он
предостерегает Снегурочку?
– Как Островский рисует картины народной жизни?
– Расскажите о масленице.
– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?
– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?
– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?
– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к
другим девушкам?
– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?
– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?
– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?
3. Выразительное
чтение по ролям.
Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Работа с
текстом.
- Выпишите из текста пролога эпитеты. Есть ли среди них постоянные
эпитеты, характерные для фольклорных произведений? Приведите примеры.
2. Устное словесное рисование.
- Какой вы представляете себе декорацию пролога пьесы? Опишите ее
подробно.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Составьте устный
рассказ об одном из героев, используя примеры из текста.
2. Выберите материал о Берендее, его отношении к народу.
VI. Этап рефлексии
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.