Главная / Начальные классы / Конспект учебного занятия

Конспект учебного занятия

Буквы Ё, ё

Цель: познакомить детей с буквой ё; научить читать её в словах и слогах; совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей; прививать интерес к книгам; развитие устной речи; создавать условия для развития логического мышления, смысловой догадки, обогащения словарного запаса, формирования творческих способностей учащихся.

Оборудование: букварь, касса букв, изображение ёжика; образ буквы Ё; книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли.

Но позвал вас всех звонок,

Начинать пора урок.

2. Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка

Упражнение «Подуем на чай»

- Сделайте глубокий вдох и на выдохе «подуйте на горячий чай».

Упражнение «Вкусное варенье»

- Слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

Упражнение «Вдох-выдох»

- Руки вперед – вдох, руки опустить вниз – выдох

- Руки в стороны – вдох, руки опустить вниз – выдох

- Руки вверх – вдох, руки опустить вниз - выдох

3. Работа по развитию речи.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. - Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

- А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА.

Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

- На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

- А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой темой.

- Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).

- Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?

(гласный)

- Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).

- Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

- Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е”).

А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

- А вторым подарком нашему буквёнку будет игра «Поймайте звук»: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко.

- Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

5. Разминка

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС - НЁС ГРЁ

ВЁ ВОЗ - ВЁЗ ЗЛЁ

НЁ РОВ - РЁВ СВЁ

СЁ МОД - МЁД ПЛЁ

РЁ ВОЛ - ВЁЛ ГНЁ

ЛЁ МОЛ - МЁЛ ЗВЁ

6. Работа по учебнику (с.118-119)

Слого-звуковой анализ слов ёжик, ёж

Чтение слов:

Хоровое чтение

Чтение слов «цепочкой»

Индивидуальное чтение: по строчкам, по столбцам

Выборочное чтение

Работа с текстом «Ошибка»:

Чтение учителем

Чтение учащимися

Выборочное чтение

Работа над выразительностью чтения


7. Физкультминутка.

С физкультурой я дружу,

Свою спинку разогну,

Руки кверху подниму,

А потом их опущу.

А потом попрыгаю:

Раз-два-три.

Ручками похлопаю,

Ножками потопаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно.


8. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся?

- А попробуйте изобразить эту позу.

- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

- Вот почему люди так говорят.

- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?

- Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение?

- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку.

Мы справились с вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.

(текст напечатан на доске. Читаем хором)


Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

- А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)


ЁЛКА ТВОЁ ЁЖИК ПЕНЁК ЗВЕРЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. Запомните: буква Ё всегда ударная.


9. Итог.

- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какая это буква, гласная или согласная?

- Сколько звуков может обозначать? Назовите эти звуки.

- Что еще интересного запомнили о букве? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

- А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

- Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!

- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)


Конспект учебного занятия
  • Начальные классы
Описание:

Учебное занятие по обучению грамоте (чтение). Тема «Буквы Ё, ё». Цель данного занятия:познакомить детей сбуквойё; формировать умения читатьслова с буквой ё в случаях, когда она обозначает слог-слияние;совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; способствовать расширению оперативного поля чтения детей;прививать интерес к книгам; развитие устной речи;создавать условия для развития логического мышления,смысловой догадки, обогащения словарного запаса, формирования творческих способностей учащихся.

Автор Таркайло Елена Александровна
Дата добавления 23.03.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 167
Номер материала MA-065802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓