Главная / Начальные классы / Конспект Проектно-исследовательская деятельность

Конспект Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность


1. Организация проектно – исследовательской   деятельности в  начальных классах.

       Организация проектной деятельности во всех образовательных учреждениях приобрела большую популярность. Использование метода проектов в обучении соответствует требованиям федерального государственного  образовательного стандарта обусловлено: необходимостью формирования у обучающихся регулятивных универсальных действий :

        самостоятельно приобретать знания

        пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

формирование коммуникативных универсальных действий:

        работать и взаимодействовать в группах, исполняя различные социальные роли( лидера, исполнителя, посредника и т.п.)

        рассматривать разные точки зрения на одну проблему;

        адекватно отстаивать свою точку зрения;

пользоваться познавательными универсальными учебными действиями

        собирать информацию

        анализировать информацию

        выдвигать гипотезы

        делать выводы и заключения

 Я на протяжении нескольких лет понимаю, что приобретая перечисленные навыки и умения, выпускник школы становится способным ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, адаптироваться к изменениям в жизни. Работу по данному направлению веду не первый год. Я имею среди  своих учащихся очных и заочных участников, победителей конкурсов проектной деятельности в конкурсах « Эврика -Юниор», « Первые шаги»,  «Я- исследователь»,  «Семейный экологический проект»,  «Здоровое питание» …

       Наблюдая за популярность направлений проектной деятельности учащихся, оказалось, что самым популярным среди  учащихся ( т.е чаще других выбираются темы для исследования)  является исследовательский проект, на втором месте - творческие проекты, затем практико – ориентированный, следом- информационные проекты и наименьшее количество проектов  игровых.

 Направления, которые выбирают учащиеся для  проектной деятельности - это наука, культура, творчество, спорт, здоровье, экология. Я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися и являются руководителем проектов  индивидуально по собственной инициативе, понимая важность данного направления.                                                                                                                     Использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

  • слабую разработанность методики проектной деятельности;

  • гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;

  • сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

   Чтобы не допустить причин 20-х годов  и создать условия для эффективной самостоятельной, творческой проектной деятельности обучающимся нужны подготовленные кадры. В своей статье я хочу определить, что необходимо учитывать при создании проектов.              

   Сущность метода проекта состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать дело по душе и интересам, которое соответствует их силам, даёт полезные знания и навыки. Акцент делается на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

ПРОЕКТ - это цель, принятая и освоенная детьми, самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

ПРОЕКТ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, звено в системе воспитания.

ПРОЕКТ – это: содержание обучения; форма организации учебного процесса; философия образования, педагогическая технология.

Проекты различны по направлениям, видам:

        По количественному составу участников проекта;

        По доминирующей деятельности участников проекта;

        По комплексности и характеру контактов;

        По продолжительности проектов

        Различные по наличию продуктов и видам презентаций и формам защиты.


Все учебные проекты классифицируются :

  Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности - это различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.

  Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

  Повествовательные  проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.

  Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Основные требования к учебному проекту ( т.е планирование)

                           Проект - это "пять П":

        Проблема,

        Проектирование (планирование),

        Поиск информации,

        Продукт,

        Презентация.

        Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

       Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематикиПримерно она может выглядеть так:

Этапы деятельности уч-ся

Постановка проблемы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самооценка и самоанализ

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Долгосрочный (год) проект

Сентябрь - октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение исследования

Март
Подготовка чистового варианта

Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

Май
Защита

В течение проектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, выполняемый на уроках

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок

Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Минипроект

1-й урок
(в числе двух спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты

      По количественному составу проекты классифицируются:

        ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

        ПАРНЫЕ

          ГРУППОВЫЕ

 Часто стоит вопрос  ПЕРСОНАЛЬНЫЕ  или  ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

У каждого проекта свои преимущества:

 Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,

  • у учащегося формируется чувство ответственности,

  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

  • формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

 Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,(коммуникативные

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию 

"Где много легких дел, там много и трудных"

Лао-цзы

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

  Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

  Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

  Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

  Ролевой проект – игровой.



   По комплексности (предметно-содержательной области)  проекты классифицируются :

  • Монопроекты  - обычно, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными.  Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

  • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

   По характеру контактов проекты классифицируются :

        Внутриклассные,

  • Внутришкольные,

  • Региональные (в пределах одной страны),

  • Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

  Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

  Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

  Краткосрочные проекты - требуют от 2-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

  Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

  Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть:


Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт

  • Анализ данных социологического опроса

  • Сравнительно-сопоставительный анализ

  • Атлас, карта, учебное пособие

  • Видеофильм

  • Выставка

  • Газета, журнал, справочник

  • Костюм, модель, коллекция

  • Игра, мультимидийный продукт

  • Музыкальное или художественное произведение

  • Постановка, праздник

  • Экскурсия, поход

  • Законопроект и т.д.

 Виды презентаций проектов

  • Деловая игра

  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

  • Игра с залом

  • Научная конференция, доклад

  • Пресс-конференция

  • Путешествие, экскурсия

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Спектакль

  • Соревнование

  • Телепередача и т.д.

 "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Так давайте, уважаемые коллеги, действовать!


Конспект Проектно-исследовательская деятельность
  • Начальные классы
Описание:

Наблюдая за популярность направлений проектной деятельности учащихся, оказалось, что самым популярным среди учащихся ( т.е чаще других выбираются темы для исследования) является исследовательский проект, на втором месте - творческие проекты, затем практико – ориентированный, следом- информационные проекты и наименьшее количество проектов игровых.

Сущность метода проекта состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать дело по душе и интересам, которое соответствует их силам, даёт полезные знания и навыки. Акцент делается на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

Автор Король Валентина Николаевна
Дата добавления 24.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1008
Номер материала MA-060888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓