День грамотности.
(конкурсная
программа для учеников 1-4 классов)
Цели: познакомить детей с праздником «Днем
грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко
отвечать на поставленные вопросы.
1.Учитель: С каждым годом все большее
количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов
человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются
неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.
Что же такое
грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и
писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью
грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая
советская энциклопедия).
Международный
день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации
Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации
«Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности»,
состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года
1-чтец
Грамотность всегда
важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
С грамотности Днём,
друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте
ставить.
Чтобы не было
сомнений,
Как же правильно
писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
2.Несмотря на заметные успехи многих стран,
более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей
не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых,
охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют
уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в
условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.
Ликвидация
безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы
для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы,
занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м
годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к
40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы
СССР стал практически полностью грамотной страной.
Напомним,
что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году
девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на
русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!»
Чтобы
современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не
достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть
всесторонне развитой личностью.
2-чтец
Как хорошо уметь
читать!
Как хорошо уметь
читать!
Не надо к маме
приставать,
Не надо к бабушке
идти:
- Прочти,
пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять
сестрицу:
- Ну, почитай еще
страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
3.Грамотность является одним из прав
человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также
инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в
целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем
грамотности.
Грамотность лежит в основе
базового образования для всех, она является обязательным условием для
искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного
равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа
«Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для
этого есть веские причины.
Качественное базовое образование
дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего
обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в
школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного,
продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами
адаптации к возникающим проблемам развития.
3-чтец
Грамотным быть —
Хорошо,
А неграмотным —
Ужасно!
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Совсем
Несчастным!
4.ГРАМОТА, грамата ж.
уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ
говорит: знать грамоти. || Граматой назыв. всякое
царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на
пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ
зовет граматой или граматкой всякое
письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам
граматки пиши. Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться,
всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв. По старой
памяти, что по грамате. По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам
тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная
речь. Мертвая грамата(крепость) не на вольного
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Выбирай книгу, как выбираешь друга.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Испокон века книга растит человека.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга не самолет, а за тридесять земель
унесет.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
Неграмотный как слепой, а книга глаза
открывает.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
С книгами знаться – ума набраться.
Хорошая книга – лучший друг.
5.Самые древние русские книги, дошедшие до
нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно,
существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси
требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в
церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол,
Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:
5чтец.И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
УЧИТЕЛЬ: Посвящение в
читатели первоклассников.(дарят буклеты)
Загадки для первоклассников:
1.Тридцать три
сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы.)
2.Грамоты не знаю,
а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)
3.Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает. (Книга.)
4.У стены большой
и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)
5.Не куст, а с
листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Конкурсная программа.Презентация.
Литература:
1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва:
И. «ЭКСМО»,2007г.
2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.-
Донецк: И. «Донеччина»,2006г.
3.Презентация «Международный День Грамотности»
и «Конкурсная программа»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.