Обобщение
знаний о глаголе (2 класс)
Целевые установки:
учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять её решение под руководством учителя; обобщить знания учащихся о
глаголе; совершенствовать умения распознавать глаголы среди других слов,
соблюдать правильное произношение глаголов в речи.
Ход урока.
1. Определение
познавательной задачи урока. Обсуждение: «Чему научились? Что знаете о
глаголе?»
2. «Орфографическая
минутка». Упражнение в образовании от имен существительных однокоренных
глаголов и комментированная их запись: работа (работать), дежурный (дежурить),
соль (солить), рисунок (рисовать), свет (светить), мороз (морозить), обед
(обедать).
3. Работа
со словарем антонимов. Дети, что такое словарь? Помните девочку Галю из
повести «Крокодил Гена и его друзья». Как она объясняла, что такое словарь.
«
- Давайте посмотрим в словаре. - предложила Галя. - Там все слова
объясняются,
на любую букву.
Если вы, ребята, не знаете, что такое словарь, я вам расскажу. Это
специальная
книжка. В ней собраны все слова, какие есть на свете, и рассказывается,
что каждое слово значит.»
А
что мы будем находить в словаре антонимов? Что такое антонимы? Как расположены
слова в словаре?
Дети
находят антонимы к глаголам: запрещать, наказывать, одобрять, радовать. (с.141)
4. Развитие
речи. Проверочная работа: восстановление текста с нарушенным порядком
предложений (упр.143)
1.
Муравей сел на ветку и спасся. 2. Волна
захлестнула его и чуть не потопила. 3. Голубка несла ветку. 4. Она увидела –
муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. 5. Муравей спустился к ручью:
захотел напиться.
Дети
с учителей, который записывает текст на доске, восстанавливают
последовательность происходивших действий. Несколько учеников читают
получившиеся тексты.
2.
Часто в учебнике по русскому языку в
начальной школе даны лишь отрывки произведений. Учитель после проработанной
части, читает весь рассказ целиком.
Муравей
спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел
захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и
уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Обсуждение.
О чем рассказ? (О взаимопомощи)
3.
Я сейчас Вам прочитаю еще один рассказ, который
тоже покажет, как приятно и необходимо помогать и уступать друг другу, даже в
маленьком деле.
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала
просить, чтобы он пустил её; она сказала:
-
Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев
засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом
охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв,
прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
-
Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь
видишь, - бывает и от мыши добро.
4.
Сейчас я вам выдам текст с противоположными действиями главных героев, вы
прочитаете его, и несколько человек перескажут его. Не только у глаголов есть
антонимы, но и у героев.
Два
козлика
Два
упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей.
Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь
воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
–
Уступи мне дорогу, – сказал один.
–
Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я
первый взошел на мост.
–
Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за
что!
Тут
оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь
тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца
поскользнулись и полетели прямо в воду.
Учитель
вызывает тех детей, которым данный текст сильно понравился и которые могут на
эмоциональной волне заразить остальных своим рассказом.
С
помощью какой части речи мы передавали содержание и действие рассказов?
4.
Итог урока. Что такое глагол? Для чего нужны
глаголы?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.