Имя
прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени
прилагательного с именем существительным. (2 класс)
Целевые установки:
учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представление об
имени прилагательном как о части речи; формировать умения выделять из
предложения словосочетания с именами прилагательными; ставить к именам
прилагательным вопросы; развивать умение оценивать свои достижения при
выполнении заданий урока.
Ход урока.
1. Проверка
домашнего задания.
2. Комментированный
словарный диктант: русский язык, широкая дорога, легкий ветерок, сочная
капуста, книжный магазин, тёплое пальто.
3. Что
такое имя прилагательное? (каждый приводит пример, называет одно слово)
На
какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Определение
целей урока. Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь
точной, яркой, выразительной. Мы сегодня будем учиться описывать растения и
деревья, используя имена прилагательные.
4. Упражнения
в определении роли имен прилагательных в загадках (упр. 153)
Белая
корзинка-
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце!
Стоят в поле сестрички
- Желтый глазок,
Белые реснички!
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Отгадайте эти загадки. (Это загадки о ромашках)
Почему же народ так полюбил этот цветок? (Ответы детей)
-Ромашка
была хорошо известна в древнем мире. В переводе с латинского romanus означает
«римский».
-Научное
название происходит от латинского слова mater, что означает «мать», «матка».
Дикую ромашку в народе называли материнской травой или маточницей.
-Ромашка
- самое популярное растение среди народов разных стран и континентов. Она
является официальным лекарством в 25 странах мира.
-Для
лекарства используют цветочные корзинки. Собирают во время цветения, когда
белые язычковые цветки расположены горизонтально.
-Как
же ромашка лечит? Послушайте внимательно.
Сценка:
-Доктор,
у меня живот болит!
Вас
ромашка исцелит!
-Доктор,
что-то горлышко болит!
Вас
ромашка исцелит!
-Как
зубную боль унять?
Ромашкой
надо полоскать!
-Я
не спал и день, и ночь!
Ромашка
может вам помочь!
-Что-то
глазки заболели!
Вы
ромашку заварили?
-Ой,
поранился опять!
Ромашкой
надо промывать!
-Как
в спине мне боль унять?
Надо
ванну принимать
-И
ромашка снимет боль,
Кожу
сделает другой,
-Утомление
вам снимет,
Настроение
поднимет!
Материнская
травка - ромашка,
Ты
всем людям близка, как рубашка,
Целый
мир обошла и с добром
К
человеку являешься в дом!
Рецепт
"Чай ромашковый": 1 столовая ложка ромашки заливается 1 стаканом
кипятка; остудить; перед употреблением –процедить
Выпишите
из загадок имена прилагательные к данным именам существительным.
Реснички
(какие?) …., корзинка (какая?)……, донце (какое?)……, глазок ( какой?)…..,
платьица (какие?)……, брошки (какие?)……. .
На
ромашку похож и цветик-семицветик.
5. Упражнение
в определении роли имен прилагательных в строках из сказки. (упр.154)
Старушка
сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У
цветка было семь прозрачных лепестков: желтый, красный, зеленый, синий,
оранжевый, фиолетовый и голубой.
-
Какие слова помогли вам представить красоту и цвета цветика – семицветика? К
какой части речи относятся эти слова?
7.
А теперь мы с вами будем описывать с помощью прилагательных деревья в лесу.
Записываем первое предложение.
В
лесу каждое дерево особенное. Сосна……(варианты детей : красивая, высокая,
величавая). Берёза……( белая, трепетная,стройная). Дуб…..(крепкий, могучий).
Ель…….(колючая, стройная). Осина …..(высокая, стройная).
А
теперь продолжите этот текст, добавьте информацию о происшествиях в этом лесу.
Детские
варианты.
В
лесу рос дуб. В его дупле лежала бочка с медом. Однажды шел медведь мимо дуба и
увидел бочку меда. Он вырвал дуб с корнем и достал бочку.
Однажды
заботливый Ежик решил вырастить лес в большом поле. Самое большое дерево его
леса был дуб. Он был Королем Леса. Так и появился новый лес.
Маленький
ежик, собирая грибы в лесу, съел мухомор. Пришла мама и вылечила его.
6. Итог
урока. Ответы на вопросы учителя: «На какой вопрос могут отвечать имена
прилагательные? Каково значение имен прилагательных в речи?»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.