Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку на тему "Буквосочетания чк,чн,чт" (1 класс)

Конспект по русскому языку на тему "Буквосочетания чк,чн,чт" (1 класс)

Русский язык (1 класс)

Тема: Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ.

Цель: находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, познакомиться с правилом написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт, писать слова с данными буквосочетаниями.

Ход урока.

  1. Чтение темы «Буквосочетания чк,чн,чт» и познавательной задачи «Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк,чн,чт?» (учебник, с.110)

  2. Выразительное чтение в учебник строк стихотворения В.Данько.

Работа со стихотворением. Какие девочки ? Какие мальчики? На свете очень много мальчиков и девочек, поэтому в Англии даже придумали песенки о мальчиках и девочках.

- А теперь послушайте слова английской песни.

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек,

Из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки,

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и картинок,

Из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков,

Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Вот из чего, вот из чего,

Вот из чего!

А теперь придумайте сами, из чего могут сделаны быть наши мальчишки и девочки (Ответы детей)

  1. Наблюдения над словами с сочетанием ЧК.

Прислушайтесь к словам : девочка, лисичка, скалочка, речка, уточка, тучка.

Что общего в этих словах (ЧК). Пропишите в тетрадях строчку сочетанием ЧК.

  1. Запись слов с сочетанием ЧК.

Отгадайте загадки, выпишите слова с сочетанием чк.

  1. Собачка верная : не лает, не кусает, а в дом не пускает.(замок)

  2. Стоят в поле сестрички- золотой глазок, белые реснички.(ромашки)

  3. На красной перекладине белые уточки сидят. (зубы)

  4. Я над речкой лежу, оба берега держу. (мост)

  5. Катится бочка, нет в ней ни сучочка. (яйцо)



  1. Произношение слов с сочетанием чк. Я каждому называю имя, а вы называете эту девочку или этого мальчика ласково. (Валя-Валечка, Аня, Женя, Лёня, Зина, Люба, Вера, Ира)

  2. Напишите в тетради строчку сочетанием чн.

  3. Запись слов с сочетанием чн.

  1. Дом из кирпича ( какой дом?) кирпичный

  2. Компот из клубники (какой компот?) клубничный

  3. Суп из молока (какой суп?) молочный

  1. Учитель показывает письмо и спрашивает, как оно путешествует ? Дети рассказывают, в процессе рассказа записывается слова почта, прописывается целая строчка сочетанием чт

  2. Учитель читает произведение Маршака «Почта»



Почта

(Борису Житкову)



Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку,-

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.



- Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

- Заказное для Житкова?

Извините, нет такого!

В Лондон вылетел вчера

В семь четырнадцать утра.



Житков за границу

По воздуху мчится -

Земля зеленеет внизу.

А вслед за Житковым

В вагоне почтовом

Письмо заказное везут.



Пакеты по полкам

Разложены с толком,

В дороге разборка идёт,

И два почтальона

На лавках вагона

Качаются ночь напролёт.

Открытка - В Дубровку,

Посылка - В Покровку,

Газета - В Ростов-на-Дону.

Письмо - В Бологое.

А вот заказное

Поедет в чужую страну.



Письмо само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.



Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.



В дороге оно

Не пьёт и не ест

И только одно

Говорит:

- Срочное.

Англия. Лондон.

Вест, 14, Бобкин-стрит.



Бежит, подбрасывая груз,

За автобусом автобус.

Качаются на крыше

Плакаты и афиши.

Кондуктор с лесенки кричит:

- Конец маршрута. Бобкин-стрит!



По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит

Шагает быстро мистер Смит

В почтовой синей кепке,

А сам он вроде щепки.



Идёт в четырнадцатый дом,

Стучит висячим молотком

И говорит сурово:

- Для мистера Житкова.

Швейцар глядит из-под очков

На имя и фамилию

И говорит: - Борис Житков

Отправился в Бразилию.



Пароход отойдет

Через две минуты.

Чемоданами народ

Занял все каюты.



Но в одну из кают

Чемоданов не несут.

Там поедет вот что:

Почтальон и почта.



Под пальмами Бразилии,

От зноя утомлён,

Бредёт седой Базилио,

Бразильский почтальон.



В руке он держит странное,

Измятое письмо.

На марке - иностранное

Почтовое клеймо.



И надпись над фамилией

О том, что адресат

Уехал из Бразилии

Обратно в Ленинград.



Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон!

Он протягивает снова

Заказное для Житкова.

- Для Житкова?

Эй, Борис,

Получи и распишись!



Мой сосед вскочил с постели:

- Вот так чудо в самом деле.

Погляди, письмо за мной

Облетело шар земной,

Мчалось по морю вдогонку,

Понеслось на Амазонку.

Вслед за мной его везли

Поезда и корабли.

По морям и горным склонам

Добрело оно ко мне.



Честь и слава почтальонам,

Утомлённым, запылённым,

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне!



5. Итог урока, дети какие сочетания надо знать, чтобы грамотно писать слова?(чк,чн, чт)

А еще какие? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Конспект по русскому языку на тему "Буквосочетания чк,чн,чт" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Русский язык (1 класс)

Тема: Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ.

Цель: находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, познакомиться с правилом написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт, писать слова с данными буквосочетаниями.

Ход урока.

  • 1.Чтение темы «Буквосочетания чк,чн,чт» и познавательной задачи «Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк,чн,чт?» (учебник, с.110)
  • 2.Выразительное чтение в учебник строк стихотворения В.Данько.

Работа со стихотворением. Какие девочки ? Какие мальчики? На свете очень много мальчиков и девочек, поэтому в Англии даже придумали песенки о мальчиках и девочках.

- Послушайте слова английской песни.

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек,

Из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки,

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и картинок,

Из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков,

Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Вот из чего, вот из чего,

Вот из чего!

А теперь придумайте сами, из чего могут сделаны быть наши мальчишки и девочки (Ответы детей)

  • 3.Наблюдения над словами с сочетанием ЧК.
  • Прислушайтесь к словам : девочка, лисичка, скалочка, речка, уточка, тучка.
  • Что общего в этих словах (ЧК). Пропишите в тетрадях строчку сочетанием ЧК.
  • 4.Запись слов с сочетанием ЧК.

Отгадайте загадки, выпишите слова с сочетанием чк.

  • 1)Собачка верная : не лает, не кусает, а в дом не пускает.(замок)
  • 2)Стоят в поле сестрички- золотой глазок, белые реснички.(ромашки)
  • 3)На красной перекладине белые уточки сидят. (зубы)
  • 4)Я над речкой лежу, оба берега держу. (мост)
  • 5)Катится бочка, нет в ней ни сучочка. (яйцо)
  • 5.Произношение слов с сочетанием чк. Я каждому называю имя, а вы называете эту девочку или этого мальчика ласково. (Валя-Валечка, Аня, Женя, Лёня, Зина, Люба, Вера, Ира)
  • 6.Напишите в тетради строчку сочетанием чн.
  • 7.Запись слов с сочетанием чн.
  • 1)Дом из кирпича ( какой дом?) кирпичный
  • 2)Компот из клубники (какой компот?) клубничный
  • 3)Суп из молока (какой суп?) молочный
  • 8.Учитель показывает письмо и спрашивает, как оно путешествует ? Дети рассказывают, в процессе рассказа записывается слова почта, прописывается целая строчка сочетанием чт
  • 9.Учитель читает произведение Маршака «Почта»
  • Почта
  • (Борису Житкову)
  • Кто стучится в дверь ко мне
  • С толстой сумкой на ремне,
  • С цифрой 5 на медной бляшке,
  • В синей форменной фуражке?
  • Это он,
  • Это он,
  • Ленинградский почтальон.
  • У него сегодня много
  • Писем в сумке на боку,-
  • Из Ташкента, Таганрога,
  • Из Тамбова и Баку.
  • В семь часов он начал дело,
  • В десять сумка похудела,
  • А к двенадцати часам
  • Всё разнёс по адресам.
  • - Заказное из Ростова
  • Для товарища Житкова!
  • - Заказное для Житкова?
  • Извините, нет такого!
  • В Лондон вылетел вчера
  • В семь четырнадцать утра.
  • Житков за границу
  • По воздуху мчится -
  • Земля зеленеет внизу.
  • А вслед за Житковым
  • В вагоне почтовом
  • Письмо заказное везут.
  • Пакеты по полкам
  • Разложены с толком,
  • В дороге разборка идёт,
  • И два почтальона
  • На лавках вагона
  • Качаются ночь напролёт.
  • Открытка - В Дубровку,
  • Посылка - В Покровку,
  • Газета - В Ростов-на-Дону.
  • Письмо - В Бологое.
  • А вот заказное
  • Поедет в чужую страну.
  • Письмо само
  • Никуда не пойдёт,
  • Но в ящик его опусти -
  • Оно пробежит,
  • Пролетит,
  • Проплывёт
  • Тысячи вёрст пути.
  • Нетрудно письму
  • Увидеть свет:
  • Ему не нужен билет.
  • На медные деньги
  • Объедет мир
  • Заклеенный
  • Пассажир.
  • В дороге оно
  • Не пьёт и не ест
  • И только одно
  • Говорит:
  • - Срочное.
  • Англия. Лондон.
  • Вест, 14, Бобкин-стрит.
  • Бежит, подбрасывая груз,
  • За автобусом автобус.
  • Качаются на крыше
  • Плакаты и афиши.
  • Кондуктор с лесенки кричит:
  • - Конец маршрута. Бобкин-стрит!
  • По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
  • Шагает быстро мистер Смит
  • В почтовой синей кепке,
  • А сам он вроде щепки.
  • Идёт в четырнадцатый дом,
  • Стучит висячим молотком
  • И говорит сурово:
  • - Для мистера Житкова.
  • Швейцар глядит из-под очков
  • На имя и фамилию
  • И говорит: - Борис Житков
  • Отправился в Бразилию.
  • Пароход отойдет
  • Через две минуты.
  • Чемоданами народ
  • Занял все каюты.
  • Но в одну из кают
  • Чемоданов не несут.
  • Там поедет вот что:
  • Почтальон и почта.
  • Под пальмами Бразилии,
  • От зноя утомлён,
  • Бредёт седой Базилио,
  • Бразильский почтальон.
  • В руке он держит странное,
  • Измятое письмо.
  • На марке - иностранное
  • Почтовое клеймо.
  • И надпись над фамилией
  • О том, что адресат
  • Уехал из Бразилии
  • Обратно в Ленинград.
  • Кто стучится в дверь ко мне
  • С толстой сумкой на ремне,
  • С цифрой 5 на медной бляшке,
  • В синей форменной фуражке?
  • Это он,
  • Это он,
  • Ленинградский почтальон!
  • Он протягивает снова
  • Заказное для Житкова.
  • - Для Житкова?
  • Эй, Борис,
  • Получи и распишись!
  • Мой сосед вскочил с постели:
  • - Вот так чудо в самом деле.
  • Погляди, письмо за мной
  • Облетело шар земной,
  • Мчалось по морю вдогонку,
  • Понеслось на Амазонку.
  • Вслед за мной его везли
  • Поезда и корабли.
  • По морям и горным склонам
  • Добрело оно ко мне.
  • Честь и слава почтальонам,
  • Утомлённым, запылённым,
  • Слава честным почтальонам
  • С толстой сумкой на ремне!
  • 5. Итог урока, дети какие сочетания надо знать, чтобы грамотно писать слова?(чк,чн, чт)
  • А еще какие? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1283
Номер материала 59389
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓