Урок
русского языка
для
учащегося 2 класса
с
индивидуальным обучением
(умеренная
умственная отсталость)
Учитель-дефектолог:
Лысич А.Н.
2016год
Урок
русского языка во 2 классе для ребенка с умеренной умственной отсталостью с
элементами пескотерапии.
Тема:
Буква ч, Ч. Письмо слов и предложений с буквой «ч».
Цели:
способствовать усвоению буквы «ч», графического образа строчной и прописной
буквы ч, Ч, умению различать звук и букву «ч» в словах, анализировать состав
слов и правильно писать слова с орфограммами «ча», «чу»;
Способствовать
развитию мыслительных операций, фонематического восприятия, навыков
каллиграфического письма, зрительного и слухового внимания, мелкой моторики рук
и обогащению словарного запаса;
Способствовать воспитанию аккуратного
обращения с тетрадью.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, силуэт ежика из картона, прищепки, набор букв, алфавит,
конверты с заданиями, таблицы, лоток с песком, салфетки, учебник, тетрадь,
ручка, листы цветной бумаги.
Тип урока:
закрепление материала.
Ход
урока
Учитель: Приглашаю
тебя в путешествие в страну Букварию на сегодняшнем уроке. Ты согласна?
Чтобы попасть в
эту страну, надо сначала повторить алфавит.
Обучающийся
называет буквы в алфавитном порядке.
Вот теперь мы
попали в страну Букварию. И сегодня главной в этой стране будет буква «Ч». Но в
этой стране все буквы волшебные, и они для тебя придумали разные задания. Ты
готова их выполнить?
- Да.
-Итак, начнем с
первой буквы? Какая она?
- Первая буква
–«А».
- Найди же ее.
Обучающийся
находит букву «А» с конвертом, где находится задание.
- Буква «А» приготовила
все для артикуляционной гимнастики. Посмотри, какие упражнения надо сделать?
-
«Улыбка-трубочка» и «Качели».
Обучающийся
садится за парту перед индивидуальным зеркалом и выполняет артикуляционную
гимнастику.
- а еще здесь есть
кое-что? Кто это?
- Это ежик.
- А чего у него не
хватает?
- У него нет
иголок.
- Сделай же ему
иголочки с помощью этих прищепок.
Обучающийся
выполняет прищепковый массаж.
Цель: активизация
акупунктурных точек на подушечках пальцев рук.
- Ежик теперь
какой?
- Теперь ежик
колючий.
Учитель: Но что же
мы забыли про нашу главную в нашем путешествии букву «Ч». Давай ее
поприветствуем.
Обучающийся
рассказывает стихотворение:
Первой букве
в слове «чтение» -
Букве «Ч» мое
почтение!
Учитель: А какая
она буква Ч?
Гласная или согласная?
Буква «Ч» согласная.
Произносим букву
(звук) «ч».
- Она согласная,
верно, а почему?
- Буква «Ч» не
поется.
- А еще она в
русском языке произносится всегда мягко:[ч׳].
И даже если слышится в слове после «ч» буква «я», писать надо «ча», «чу», если
слышится после «ч» «ю», например: час, чудо.
Но нам пора
вспомнить про следующую букву алфавита. Какая она?
- Буква «Б».
- Найди же ее. Что
она приготовила?
В конверте
возле буквы «Б» задание:
«Дополни словечко»
(с буквой «ч»):
- Удивляется наш
Сашка:
- Блюдце есть, а
где же … (чашка)
- Принесла нам
дождь плакучий
Эта грозовая …
(туча)
Я от досады чуть
не плачу –
Не решается
… (задача)
Белокрылые
хозяйки,
Над волной летают
… (чайки)
Я откликаться не
хочу,
Меня зовут, а я
… (молчу).
- А какая буква
следует за «Б»?
- Буква «В».
- Ищи ее.
- Давай посмотрим на
задание буквы «В».
Упражнение в
составлении и прочтении слов «Покорение вершин».
ча
чи лет
ту сы
жи чик
Учитель: - Ты,
наверное, уже устала. Давай отдохнем.
Физминутка:
Тик-так,
тик-так,
Все
часы идут вот так:
Тик-так,
тик-так
(наклоны
головы то к одному плечу, то к другому).
Смотри
скорей, который час:
Тик-так
(3 раза)
Налево
– раз, направо – раз,
Мы
тоже можем так!
- Что следует за
буквой «В»?
- Буква «Г».
- Давай найдем ее.
В конверте
задание:
«Отгадай загадки,
напиши слова-отгадки с буквой «Ч» в тетради
Нет
ног, а хожу,
Рта
нет, а скажу,
Когда
спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Нахмурится,
насупится,
В
слезы ударится –
Ничего не останется. (Туча)
Из
горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
Мой
хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
Голова
огнем пылает, тело тает и сгорает,
Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Учитель: Давай,
прежде чем писать в тетради, напишем букву «Ч» песком.
Цель: Обучающийся
«пишет» из песка букву «Ч» после показа учителем на листах цветной бумаги.
- А теперь в
тетради запишем слова-отгадки с буквой «Ч»: часы, туча, чайник, червяк, свеча.
Работа
в тетради.
Затем
списывание предложений со стр.105, 106 букваря после предварительного чтения.
(Ф.Н. Самсонова, Букварь для вспомогательной школы, Москва, 1991г.)
- Давай найдем
следующую букву. Какая она? Какое задание она приготовила?
-Буква «Д».
В конверте
таблицы, где нужно определить пропущенную гласную в словах:
Ч
|
|
С
|
Ч
|
|
Щ
|
А
|
|
Ч
|
|
Ш
|
К
|
А
|
|
Ч
|
|
Й
|
Н
|
И
|
К
|
Ч
|
|
Б
|
Ч
|
|
Д
|
О
|
|
Ч
|
|
Л
|
О
|
К
|
|
Ч
|
|
Д
|
А
|
К
|
И
|
- Вот и выполнила
ты все задания наших волшебных букв и заканчивается наше путешествие в страну
Букварию!
Давай теперь
немного отдохнем после нелегкого путешествия. Сделаем упражнение «Петрушка»
(голова слегка опушена, туловище расслаблено, руки свисают).
Цель:
расслабление мышц тела.
Оценивание
работы обучающегося. Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.