Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект по литературному чтению Нанайская народная сказка "Айога"

Конспект по литературному чтению Нанайская народная сказка "Айога"

Скачать материал

Ход урока

I. Организационный момент.  Психологический настрой учащихся.

Чтение учителем:
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нем чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы,
Из уст в уста передает народ.
С одной из них сегодня познакомиться,
Настал черед.                                                                                                                                                   - О каком жанре говорится в стихотворении? Докажите.

Далее дети доказывают,  что в этом стихотворении говорится о сказке;  так как есть чудеса, волшебства, превращения из реального мира  волшебный. Этот жанр пишут авторы,  из уст в уста передает народ.

- Назовите, что знаете о сказках?

Ученики рассказывают, что в сказках есть зачин, кульминация, концовка. Бывают превращения из реального мира в сказочный, что вода, камень являются проводниками в чужой мир и т.д.

1)                Постановка проблемы.

Учитель: Сегодня будем исследовать сказку «Айога».

- Предположите, кто или что такое Айога?

Дети предполагают, что это может быть принц, просто мальчик или девочка, добрая фея, сказочная страна. Это только предположение.

- Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?

Ученики только предполагают, что это может быть авторская сказка, а может быть народная.

Учитель: Чтобы узнать точно, мы должны познакомиться с эти произведением.

-К концу урока вы должны ответить  на вопрос «Можно ли гордиться красотой» (Слайд 2)

- Что это может быть на ваш взгляд? (Слайд 3) Дети говорят, что это рамки для картин.

- Исследовав поступки, речь, внешность, черты характера героев этой сказки, мы можем ответить на главный вопрос урока.

Чтение учителем:

Там, где плещет Амур, сверкая

На берегах сибирских вод,

В краю, занесенном снегами

Нанайский народ живет.

- О каком народе говорится в произведении? (О нанайском)                                              - Нанайцы – коренные жители Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. (Слайд 4) Их около 12000. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжах, сочиняют сказки. (Слайды  1-7)

- Нанайцы – «нанай» в переводе  на русский обозначает «здешний человек». Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие,  чаще всего с косым разрезом. Волосы черные, прямые и жесткие, мужчины заплетали волосы на голове в одну косу, а женщины в две косы. Верхняя одежда – халат, головной убор – берестяная шляпа. (Слайды 8 -13)

-Обратите внимание на одежду и обувь нанайского народа и  коми-пермяцкого народа.

Учитель: «Айога» - это нанайская народная сказка.

III. Работа по теме.

1) Подготовка к восприятию сказки.                                                                             Учитель: Во время охоты нанайский охотник кричит  Ай-о!  Ай-о! Ай-о! Давайте с вами покричим.                                                                                                          Учитель: Сравните крик охотника и название сказки.   

- Что общего? 

2) Первичное чтение

 Целевая установка. - Прочитаем сказку. Раскроем  тайну  три слога в названии сказки.


 1, 2 части читает учитель,
 3, 4 части – хорошо читающие ученики до слов « Взяла мать лепешку»…

Прогнозирование:
- Предположите, как будут дальше развиваться события?
- Подтвердились ли ваши предположения, - узнаем, дочитав сказку.

Продолжение первичного чтения.
5, 6 части читает учитель.

Проверка первичного восприятия.
- Подтвердилось ли предположение?
- Почему в названии сказки появился слог «га»?
- Какие действующие лица противопоставляются в сказке?
- Закройте глаза. (Выставляются картинки – портреты девочек в рамке)
- Назовите этих героинь. Докажите?  (карточки  - АйогаСоседская девочка)

3) Словарная работа. (Слайды 15-16)

- Прочитайте слова из текста и соотнесите с их значением.                                                    Очаг    -     сожмутся, съежатся

Покоробятся – приспособление в виде плоской палки вместо утюга

Мялка – печь, огонь

4) Подготовка к чтению

- Прочитайте данные слова первый раз по слогам, медленно, затем плавно, целыми словами.(слова  напечатаны на доске)

за-гор-ди-лась  --------  загордилась

раз-гля-ды-вать -------- разглядывать

на-чи-щен-ный --------- начищенный

рас-ка-лен-ном --------- раскаленном

по-ко-ро-бят-ся -------- покоробятся

красивее              рвать – оторваться

ничего                 сосед – соседская

 

Работа над текстом.                                                                                                                                      

1 часть. Целевая установка: - прочитайте глазами 1 абзац, найдите предложение, записанное половинками букв (Все её очень любили.)
- Кого любили? Почему? (карточка красивая)

2 часть. Работа в парах. Целевая  установка:  1 вариант читает 2 абзац, а 2 вариант слушает и подчеркивает глаголы.

3,4 части – чтение по ролям.

- Как этот отрывок характеризует Айогу и соседскую девочку? (карточки – ленивая, грубая, трудолюбивая,  ласковая)
- Прочитайте глаголы.
- О чём они говорят?
- Какие черты характера добавим к портрету  Айоги и к портрету  Соседской девочки?  (карточки – гордая, услужливая, самовлюбленная)

- Определите, какой момент наступает в сказке?  (Слайд 17) Вам необходимо переставить слоги, чтобы получить данное слово. Это слово - кульминация.                        - Почему так считаете? ( Наступает самый волнующий момент.)

5,6  части – чтение цепочкой.                                                                                               Целевая установка: Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги?                                                                                                            - Почему мать сказала так?                                                                                                  Учитель: Мать любила свою дочку. Ей было не безразлично, какая у неё растет дочь. Её огорчало поведение дочери.                                                                                   5) Работа после чтения сказки.                                                                                                                             – С чего началось превращение  Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?  (Её все хвалили)                                                                                                                 – Как понимаете значение слов самовлюбленная и эгоистичная?                                                                                                                                  – Кто виноват в этом?                                                                                                   Учитель: Прежде всего, виновата сама, но и окружающие помогли ей в этом. Итак, мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на неправильное поведение.                                                                                                                                         – Как была наказана Айога?  (превратилась в гуся) – Почему? (Она злобно шипела и вытягивала шею).                                                                                                                           – Жалел  ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?                                                                          – Где произошло превращение?  (У реки).                                                                                         - Почему?  (Вода является проводником из реального мира в сказочный мир).                        – Послужило ли ей это уроком?  (Нет).                                                                                      – Почему с этой девочкой произошло  такое несчастье?  (Она загордилась).                        – Почему Айога не смогла понять свою мать?  (Айога была очень гордая).             Вывод: Есть в русском языке слово - гордыня. (Слайд 18)                                                                                  – Может кто-то из вас знает, что это слово обозначает?                                                              - Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это пренебрежение интересами других людей; забота лишь о собственных интересах. Есть похожее на слово гордыню слово гордость.                                                                                                              – Как вы думаете,  гордость  - это хорошее качество  характера?   (Да)                       Учитель: Гордость  - это чувство собственного достоинства и самоуважения.               – Какого испытания не выдержала Айога?  (Испытания красотой).                                                                                                                                                           – Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести,  как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распоряжался этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.                                                       – На что обретают самовлюбленные люди?  (Одиночество и страдания).                               – Что написано между строк в сказке?  (Нужно быть добрым, не зазнаваться).             – А хотелось ли вам,  чтобы сказка закончилась по-другому?                                        – Что для этого должна сделать наша героиня?                                                               – Кого хотели иметь подругой: соседскую девочку или Айогу?

-Назовите особенности нанайских сказок? (люди смотрятся в медный таз, в воду; пекут лепешки; изготовляют одежду из рыбьей кожи, кожи животных и т.д.)

-Назовите особенности коми-пермяцких сказок? (пекут пироги, шаньги; смотрятся в зеркало, обрабатывают лен, изготовляют обувь из бересты и т.д.)

-Что общего в народных сказках?

азад.                                                                                Учитель: А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
Прочитайте вопрос: Можно ли гордиться красотой?
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

VI.  Рефлексивно-оценочный этап. Подведём итоги работы на уроке.(Слайд 20)                              Продолжи фразу:                                                                                                                                            - Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
Помните, дети: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по литературному чтению Нанайская народная сказка "Айога""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект предназначен для учеников 2 класса. Цель: знакомство с нанайской сказкой «Айога» Задачи: - продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого), учить умению оценивать поступки героев, - развивать умение самостоятельно работать с текстом, речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное, - воспитывать нравственные качества личности ребёнка, интерес к чтению, создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 899 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.02.2020 138
    • DOCX 53 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусева Елена Александровна
    Гусева Елена Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81515
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 389 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 285 человек