Ход урока
I. Организационный
момент. Психологический
настрой учащихся.
Чтение учителем:
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нем чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы,
Из уст в уста передает народ.
С одной из них сегодня познакомиться,
Настал
черед.
- О каком жанре говорится в
стихотворении? Докажите.
Далее дети доказывают, что в этом
стихотворении говорится о сказке; так как есть чудеса, волшебства, превращения
из реального мира волшебный. Этот жанр пишут авторы, из уст в уста передает
народ.
- Назовите, что знаете о сказках?
Ученики рассказывают, что в сказках есть
зачин, кульминация, концовка. Бывают превращения из реального мира в сказочный,
что вода, камень являются проводниками в чужой мир и т.д.
1)
Постановка
проблемы.
Учитель: Сегодня будем
исследовать сказку «Айога».
- Предположите, кто
или что такое Айога?
Дети предполагают, что это может быть
принц, просто мальчик или девочка, добрая фея, сказочная страна. Это только
предположение.
- Как вы думаете, эта сказка авторская или
народная?
Ученики только предполагают, что это может
быть авторская сказка, а может быть народная.
Учитель: Чтобы узнать
точно, мы должны познакомиться с эти произведением.
-К концу урока вы
должны ответить на вопрос «Можно ли гордиться красотой» (Слайд 2)
- Что это может быть
на ваш взгляд? (Слайд 3) Дети говорят, что это рамки для картин.
- Исследовав поступки, речь, внешность,
черты характера героев этой сказки, мы можем ответить на главный вопрос урока.
Чтение учителем:
Там, где плещет Амур, сверкая
На берегах сибирских вод,
В краю, занесенном снегами
Нанайский народ живет.
- О каком народе говорится в произведении?
(О нанайском) - Нанайцы – коренные
жители Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. (Слайд 4) Их около
12000. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжах,
сочиняют сказки. (Слайды 1-7)
- Нанайцы – «нанай» в переводе на русский
обозначает «здешний человек». Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими
плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами.
Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом. Волосы черные, прямые и жесткие,
мужчины заплетали волосы на голове в одну косу, а женщины в две косы. Верхняя
одежда – халат, головной убор – берестяная шляпа. (Слайды 8 -13)
-Обратите внимание на одежду и обувь нанайского
народа и коми-пермяцкого народа.
Учитель: «Айога» - это
нанайская народная сказка.
III. Работа по теме.
1) Подготовка к восприятию
сказки. Учитель:
Во
время охоты нанайский охотник кричит Ай-о! Ай-о! Ай-о! Давайте с вами
покричим.
Учитель: Сравните крик охотника и название сказки.
- Что общего?
2) Первичное чтение
Целевая установка. - Прочитаем
сказку. Раскроем тайну три слога в названии сказки.
1, 2 части читает учитель,
3, 4 части – хорошо читающие ученики до слов « Взяла мать лепешку»…
|
Прогнозирование:
- Предположите, как будут дальше развиваться события?
- Подтвердились ли ваши предположения, - узнаем, дочитав сказку.
|
Продолжение первичного чтения.
5, 6 части читает учитель.
|
Проверка первичного восприятия.
- Подтвердилось ли предположение?
- Почему в названии сказки появился слог «га»?
- Какие действующие лица противопоставляются в сказке?
- Закройте глаза. (Выставляются картинки – портреты девочек в рамке)
- Назовите этих героинь. Докажите? (карточки - Айога, Соседская
девочка)
|
3) Словарная
работа.
(Слайды 15-16)
- Прочитайте слова из текста и соотнесите
с их значением. Очаг -
сожмутся, съежатся
Покоробятся – приспособление
в виде плоской палки вместо утюга
Мялка – печь, огонь
4) Подготовка к чтению
- Прочитайте данные слова первый раз по
слогам, медленно, затем плавно, целыми словами.(слова напечатаны на
доске)
за-гор-ди-лась --------
загордилась
раз-гля-ды-вать -------- разглядывать
на-чи-щен-ный --------- начищенный
рас-ка-лен-ном --------- раскаленном
по-ко-ро-бят-ся -------- покоробятся
красивее
рвать – оторваться
ничего
сосед – соседская
Работа над текстом.
1 часть. Целевая установка: -
прочитайте глазами 1 абзац, найдите предложение, записанное половинками букв
(Все её очень любили.)
- Кого любили? Почему? (карточка красивая)
2 часть. Работа в парах. Целевая
установка: 1 вариант читает 2 абзац, а 2 вариант слушает и подчеркивает
глаголы.
3,4 части – чтение по ролям.
- Как этот отрывок
характеризует Айогу и соседскую девочку? (карточки – ленивая, грубая,
трудолюбивая, ласковая)
- Прочитайте глаголы.
- О чём они говорят?
- Какие черты характера добавим к портрету Айоги и к портрету Соседской
девочки? (карточки – гордая, услужливая, самовлюбленная)
- Определите, какой момент наступает в
сказке? (Слайд 17) Вам необходимо переставить слоги, чтобы получить данное
слово. Это слово - кульминация. - Почему так
считаете? ( Наступает самый волнующий момент.)
5,6 части – чтение
цепочкой.
Целевая установка: Найдите предложение, которое характеризует отношение
матери к поступку
Айоги?
- Почему мать сказала так? Учитель:
Мать любила свою дочку. Ей было не безразлично, какая у неё растет дочь. Её
огорчало поведение
дочери.
5) Работа после чтения сказки.
– С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную
девочку? (Её все хвалили) –
Как понимаете значение слов самовлюбленная и
эгоистичная?
– Кто виноват в
этом?
Учитель: Прежде всего, виновата сама, но и окружающие помогли ей в этом.
Итак, мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на неправильное
поведение.
– Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) – Почему? (Она злобно шипела
и вытягивала
шею).
– Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце
сказки? –
Где произошло превращение? (У
реки).
- Почему? (Вода является проводником из реального мира в сказочный
мир). – Послужило ли ей это уроком?
(Нет).
– Почему с этой девочкой произошло такое несчастье? (Она
загордилась). – Почему Айога не смогла понять свою
мать? (Айога была очень гордая). Вывод: Есть в русском
языке слово - гордыня. (Слайд 18)
– Может кто-то из вас знает, что это слово
обозначает? - Гордыня
– это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это пренебрежение интересами
других людей; забота лишь о собственных интересах. Есть похожее на слово
гордыню слово гордость. –
Как вы думаете, гордость - это хорошее качество характера?
(Да) Учитель: Гордость - это чувство
собственного достоинства и самоуважения. – Какого испытания не
выдержала Айога? (Испытания
красотой). –
Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести,
как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распоряжался этим
даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. –
На что обретают самовлюбленные люди? (Одиночество и
страдания). – Что написано между строк в сказке?
(Нужно быть добрым, не зазнаваться). – А хотелось ли вам, чтобы
сказка закончилась по-другому? – Что для
этого должна сделать наша
героиня? – Кого
хотели иметь подругой: соседскую девочку или Айогу?
-Назовите особенности нанайских
сказок? (люди смотрятся в медный таз, в воду; пекут лепешки; изготовляют одежду
из рыбьей кожи, кожи животных и т.д.)
-Назовите особенности коми-пермяцких
сказок? (пекут пироги, шаньги; смотрятся в зеркало, обрабатывают лен,
изготовляют обувь из бересты и т.д.)
-Что общего в народных сказках?
азад. Учитель:
А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не
замечая?
Прочитайте вопрос: Можно ли гордиться красотой?
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека,
который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?
VI. Рефлексивно-оценочный
этап. Подведём
итоги работы на уроке.(Слайд 20) Продолжи
фразу: -
Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
Помните, дети: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.