Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению Нанайская народная сказка "Айога"

Конспект по литературному чтению Нанайская народная сказка "Айога"

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Чтение учителем:
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нем чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы,
Из уст в уста передает народ.
С одной из них сегодня познакомиться,
Настал черед. - О каком жанре говорится в стихотворении? Докажите.

Далее дети доказывают, что в этом стихотворении говорится о сказке; так как есть чудеса, волшебства, превращения из реального мира волшебный. Этот жанр пишут авторы, из уст в уста передает народ.

- Назовите, что знаете о сказках?

Ученики рассказывают, что в сказках есть зачин, кульминация, концовка. Бывают превращения из реального мира в сказочный, что вода, камень являются проводниками в чужой мир и т.д.

  1. Постановка проблемы.

Учитель: Сегодня будем исследовать сказку «Айога».

- Предположите, кто или что такое Айога?

Дети предполагают, что это может быть принц, просто мальчик или девочка, добрая фея, сказочная страна. Это только предположение.

- Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?

Ученики только предполагают, что это может быть авторская сказка, а может быть народная.

Учитель: Чтобы узнать точно, мы должны познакомиться с эти произведением.

-К концу урока вы должны ответить на вопрос «Можно ли гордиться красотой» (Слайд 2)

- Что это может быть на ваш взгляд? (Слайд 3) Дети говорят, что это рамки для картин.

- Исследовав поступки, речь, внешность, черты характера героев этой сказки, мы можем ответить на главный вопрос урока.

Чтение учителем:

Там, где плещет Амур, сверкая

На берегах сибирских вод,

В краю, занесенном снегами

Нанайский народ живет.

- О каком народе говорится в произведении? (О нанайском) - Нанайцы – коренные жители Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. (Слайд 4) Их около 12000. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжах, сочиняют сказки. (Слайды 1-7)

- Нанайцы – «нанай» в переводе на русский обозначает «здешний человек». Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом. Волосы черные, прямые и жесткие, мужчины заплетали волосы на голове в одну косу, а женщины в две косы. Верхняя одежда – халат, головной убор – берестяная шляпа. (Слайды 8 -13)

-Обратите внимание на одежду и обувь нанайского народа и коми-пермяцкого народа.

Учитель: «Айога» - это нанайская народная сказка.

III. Работа по теме.

1) Подготовка к восприятию сказки. Учитель: Во время охоты нанайский охотник кричит Ай-о! Ай-о! Ай-о! Давайте с вами покричим. Учитель: Сравните крик охотника и название сказки.

- Что общего?

2) Первичное чтение

Целевая установка. - Прочитаем сказку. Раскроем тайну три слога в названии сказки.


1, 2 части читает учитель,
3, 4 части – хорошо читающие ученики до слов « Взяла мать лепешку»…

Прогнозирование:
- Предположите, как будут дальше развиваться события?
- Подтвердились ли ваши предположения, - узнаем, дочитав сказку.

Продолжение первичного чтения.
5, 6 части читает учитель.

Проверка первичного восприятия.
- Подтвердилось ли предположение?
- Почему в названии сказки появился слог «га»?
- Какие действующие лица противопоставляются в сказке?
- Закройте глаза. (Выставляются картинки – портреты девочек в рамке)
- Назовите этих героинь. Докажите? (карточки - Айога, Соседская девочка)

3) Словарная работа. (Слайды 15-16)

- Прочитайте слова из текста и соотнесите с их значением. Очаг - сожмутся, съежатся

Покоробятся – приспособление в виде плоской палки вместо утюга

Мялка – печь, огонь

4) Подготовка к чтению

- Прочитайте данные слова первый раз по слогам, медленно, затем плавно, целыми словами.(слова  напечатаны на доске)

за-гор-ди-лась  --------  загордилась

раз-гля-ды-вать -------- разглядывать

на-чи-щен-ный --------- начищенный

рас-ка-лен-ном --------- раскаленном

по-ко-ро-бят-ся -------- покоробятся

красивее              рвать – оторваться

ничего                 сосед – соседская


Работа над текстом.              

1 часть. Целевая установка: - прочитайте глазами 1 абзац, найдите предложение, записанное половинками букв (Все её очень любили.)
- Кого любили? Почему? (карточка красивая)

2 часть. Работа в парах. Целевая установка: 1 вариант читает 2 абзац, а 2 вариант слушает и подчеркивает глаголы.

3,4 части – чтение по ролям.

- Как этот отрывок характеризует Айогу и соседскую девочку? (карточки – ленивая, грубая, трудолюбивая, ласковая)
- Прочитайте глаголы.
- О чём они говорят?
- Какие черты характера добавим к портрету Айоги и к портрету Соседской девочки? (карточки – гордая, услужливая, самовлюбленная)

- Определите, какой момент наступает в сказке? (Слайд 17) Вам необходимо переставить слоги, чтобы получить данное слово. Это слово - кульминация. - Почему так считаете? ( Наступает самый волнующий момент.)

5,6 части – чтение цепочкой. Целевая установка: Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги? - Почему мать сказала так? Учитель: Мать любила свою дочку. Ей было не безразлично, какая у неё растет дочь. Её огорчало поведение дочери. 5) Работа после чтения сказки. – С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку? (Её все хвалили) – Как понимаете значение слов самовлюбленная и эгоистичная? – Кто виноват в этом? Учитель: Прежде всего, виновата сама, но и окружающие помогли ей в этом. Итак, мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на неправильное поведение. – Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) – Почему? (Она злобно шипела и вытягивала шею). – Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? – Где произошло превращение? (У реки). - Почему? (Вода является проводником из реального мира в сказочный мир). – Послужило ли ей это уроком? (Нет). – Почему с этой девочкой произошло такое несчастье? (Она загордилась). – Почему Айога не смогла понять свою мать? (Айога была очень гордая). Вывод: Есть в русском языке слово - гордыня. (Слайд 18) – Может кто-то из вас знает, что это слово обозначает? - Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это пренебрежение интересами других людей; забота лишь о собственных интересах. Есть похожее на слово гордыню слово гордость. – Как вы думаете, гордость - это хорошее качество характера? (Да) Учитель: Гордость - это чувство собственного достоинства и самоуважения. – Какого испытания не выдержала Айога? (Испытания красотой). – Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести, как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распоряжался этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. – На что обретают самовлюбленные люди? (Одиночество и страдания). – Что написано между строк в сказке? (Нужно быть добрым, не зазнаваться). – А хотелось ли вам, чтобы сказка закончилась по-другому? – Что для этого должна сделать наша героиня? – Кого хотели иметь подругой: соседскую девочку или Айогу?

-Назовите особенности нанайских сказок? (люди смотрятся в медный таз, в воду; пекут лепешки; изготовляют одежду из рыбьей кожи, кожи животных и т.д.)

-Назовите особенности коми-пермяцких сказок? (пекут пироги, шаньги; смотрятся в зеркало, обрабатывают лен, изготовляют обувь из бересты и т.д.)

-Что общего в народных сказках?

азад. Учитель: А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
Прочитайте вопрос: Можно ли гордиться красотой?
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

VI. Рефлексивно-оценочный этап. Подведём итоги работы на уроке.(Слайд 20) Продолжи фразу: - Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
Помните, дети: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»

Конспект по литературному чтению Нанайская народная сказка "Айога"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект предназначен для учеников 2 класса. Цель: знакомство с нанайской сказкой «Айога» Задачи: - продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого), учить умению оценивать поступки героев, - развивать умение самостоятельно работать с текстом, речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное, - воспитывать нравственные качества личности ребёнка, интерес к чтению, создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Автор Лукина Елена Юрьевна
Дата добавления 10.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 591
Номер материала MA-063661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓