Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению на тему "Стихотворения И.П. Токмаковой." (2 класс)

Конспект по литературному чтению на тему "Стихотворения И.П. Токмаковой." (2 класс)



Стихотворения И.П. Токмаковой. (2 класс)

Цели урока: ознакомить детей с произведениями И.П.Токмаковой, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения; повторить правила запоминания стихотворных текстов; учить оценивать свою работу; воспитывать интерес и любовь к чтению.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Дети рассказывают истории про учебные вещи.

  1. Постановка цели урока.

-Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь встретимся, кто уже читал её стихотворения) с творчеством еще одной детской писательницы и поэтессы – Ирины Петровны Токмаковой.

4. Изучение нового материала.

А) Рассказ об авторе.

Становиться писателем и поэтом Ирина Петровна Токмакова не собиралась. Первая её книжка для детей –перевод шотландских песенок для собственного сына. А шотландские песенки тоже очень веселые и интересные. Они рассказывают о лошадке, мельнике на мельнице и о черном коте, о воронах на воротах, о том как жил веселый гусь, который знал всё наизусть. Муж Ирины Токмаковой – художник Лев Токмаков –увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет её первая книжка.

Герои её стихотворений –очень внимательные к окружающему миру, добрые и справедливые, фантазеры и выдумщики. Они очень любят играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение «Плим».

Б) Чтение стихотворения «Плим» ( про себя)

Плим

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.



Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.



А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!



Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

-Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встретить ? ( Не часто. Слово – это вообще название чего-то, люди в древности придумывали их для обозначения каких-то явлений, действий. Встретить непонятные слова можно в считалках.

Эники—Беники—ели—вареники,

Эники—бэники—клос

Вышел—весёлый—матрос.

- Как надо читать это стихотворение ? (Весело, забавно)

- Прочитайте выразительно.

В) «В чудной стране» - читает учитель.

Ирина Токмакова

В чудной стране



В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

- К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?

-Верите ли вы ей ? Почему?

-Где может находиться такая страна ? ( В снах, фантазиях)

-Прочитайте сами вслух.

4. Закрепление нового материала.

А) Повторения правил запоминания стихов.

-Если вам надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, как вы будете работать? ( Прочитаю, выясню значение всех непонятных слов, прочитаю еще раз, чтобы уловить мелодию, ритм. Прочитаю выразительно. Повторю после того, как сделаю другие уроки.)

- Надо ли повторять стихотворение перед сном?

- Что вы сделаете, когда проснетесь утром? (Прочитаем еще раз и повторим наизусть. А потом еще раз перед уроком)

- Как надо действовать, чтобы запомнить длинное стихотворение? (Надо разделить его на смысловые части, выучить каждую, потом соединить)

- Если не получается запомнить с листа? (Попрошу кого-нибудь прочитать и попробую запомнить на слух)

- Какие еще можно использовать приемы? (Можно придумать картинки и представлять их себе. Можно ходить по комнате и инсценировать. Можно взять в руки предметы для стихотворения И.Токмаковой- ложку, тряпку, шапку…)

-Молодцы! Не забудьте, что у вас есть памятка, как учить стихи.

5. Ирина Токмакова, которая ныне живет в Москве, пишет не только стихи, но и пьесы.

Учитель читает сам начало пьесы «Звездоход Федя»



Токмакова И. ЗВЕЗДОХОД ФЕДЯ.

Космическая сказка в двух действиях с прологом.



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:



1. ПАПА - ученый-изобретатель.



2. ФЕДЯ - звездоход, его изобретение.



3. МАГ МРАК - космический маг, не переносит людей.



4. ДРОН - его слуга.



5. ГАЛАКТИОН - ключник.



6. АЯ - девочка-звезда.



В эпизодах:



7. ПЕС.



8. КОТ.



9,10,11,12 - ЗВЕЗДЫ.



ПРОЛОГ.



На просцениуме - современный городской пейзаж. Вбегает ПАПА. Это немолодой человек с седой шевелюрой и пышными седыми усами. На нем брюки, клетчатая ковбойка и куртка. Под мышкой - рулон бумаги.



ПАПА. Какое событие! Какое открытие! Я открыл источник здоровья на планете Тарий!



Прямо перед ним выскакивает МАГ МРАК. Лицо его - условно человеческое. Длинный нос, брови - кустами, губы вытянутые. На голове цилиндр, белоснежная манишка, галстук - бабочка, стеганый ватник, яркие клетчатые брюки.



МАГ МРАК. Неправда!

ПАПА. Как это неправда? Это научный факт. Я это доказал - те-оре-ти-чес-ки. Вычислил. Обосновал. (Кладет рулон возле себя на землю, начинает шарить по карманам). Сейчас докажу. Только очки надену. Куда это девались мои очки?

МАГ МРАК (хватает рулон). Ничего не докажешь. Ничего не докажешь. Сейчас я тебе устрою научное закрытие.

ПАПА. Это нечестно - закрывать открытия.

МАГ МРАК. У людей - нечестно. А я маг. Маг Мрак. Мне все можно.

ПАПА. А хоть бы и маг. Закрывать открытия стыдно.

МАГ МРАК. Это у людей стыдно. А у меня все не как у людей.

ПАПА. Все равно - отдай. (Дергает Мага за руку).



Рулон оказывается у Папы, потому что Маг отпускает его, хватаясь за сердце.



МАГ МРАК. Ой. Ой-ой-ой! Сердце. Не дотрагивайся! Я от людей заболеваю.

ПАПА (жаждет поделиться открытием). Ладно, я как-нибудь без очков. (Разворачивает рулон). Видишь, это планета Тарий.

МАГ МРАК. Ой, сердце! Я умираю.

ПАПА (не глядя на Мага, протягивает ему огромную белую таблетку). На. Прими валидол. Помогает от сердца. Так вот. На этой планете есть источник. Там течет вода здоровья.

МАГ МРАК. И этот человечишка будет мне еще рассказывать! Это же моя планета! Я ее хозяин.

ПАПА. Да?! Какая удача, что я тебя встретил! Я полечу с тобой. Я привезу воду здоровья. И все люди будут всегда здоровы, молоды, веселы.

МАГ МРАК, Ни за что и никогда!

ПАПА (опешив). Почему?

МАГ МРАК. Ни один человек не должен ступить на мою планету. Мой отец запретил отдавать источник людям!

ПАПА. Кто же твой отец?

МАГ МРАК. Отойди подальше. Мой отец - великий маг Тайна!

ПАПА. Ну и что?

МАГ МРАК. Вы, люди, раскрыли множество его тайн. Тайну полета - раз, тайну океана - два, тайну атома - три, тайну Луны - четыре!

ПАПА. Это научный факт. Ну и что дальше?

МАГ МРАК. За это мой отец сделал так, чтобы я не мог переносить людей. Чтобы у меня от них болело сердце.

ПАПА. Для чего?

МАГ МРАК. Чтобы я случайно не открыл людям тайну нашей планеты.

ПАПА. Но я же раскрыл эту тайну! Это научный факт!

МАГ МРАК. Смотрите-ка, разгадал! Ну и что? Там человек жить не может!

ПАПА. Но источник-то там есть!

МАГ МРАК. Есть. Да я его на ключ запру - раз, ключ спрячу - два. И все тут.

ПАПА. А я попробую его разыскать.

МАГ МРАК. Ничего у тебя не получится. Ни-че-го не полу… Ох, сердце… Не могу я рядом с вами, людьми.



(Маг Мрак пропадает).



ПАПА (кричит вдогонку). До свиданья! Скоро увидимся! Где же все-таки мои очки?





ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.



Картина 1.



Папина комната. Посредине - старый письменный стол с двумя тумбами, завален бумагами. Прямо на полу стоит огромный глобус. На стенах - непонятные таблицы, карта звездного неба. В комнате - Папа, Пес и Кот.



ПАПА. Маг Мрак, подумать только! Для того и мрак, чтобы его рассеять. Говорит, не найду ключа. Не может быть, найду! Вода здоровья там есть. Это научный факт. Значит, надо только ключ отыскать. Для науки это пустяк. Котик! Песик! Вы слышали, я сделал открытие?!



Кот и Пес мяуканьем и лаем всячески выражают свое восхищение и радость. Папа подбегает к столу, производит какие-то вычисления.



Сейчас же полечу! Стоп!.. Ничего не выйдет. Он же сказал, что человек там выдержать не может! Вот беда! Что же мне делать? Кого послать на планету Тарий?

КОТ. Мяу!

ПАПА. Что ты?

КОТ. Мяу!

ПАПА. Да нет, ты не сумеешь.



Кот уходит, обидевшись.



ПЕС. Гав!

ПАПА. Ты хочешь полететь?

ПЕС. Гав!

ПАПА. Собаки, правда, уже летали в космос. Но тебе не справиться с этим магом. Нет, оставайся дома.



Пес уходит, опустив хвост. Папа взволнованно ходит по комнате.



Где же все-таки мои очки? Эх, был бы у меня сын, он бы сразу нашел. Сын! Конечно! Придумал!



Папа садится, начинает мастерить. Вскакивает, разыскивает какие-то детали. Бормочет научные термины: "перфорация", "компьютер". Опять садится. Свинчивает. Сколачивает. Припаивает. Сваривает. Работая, напевает.



Папа Карло, добрый человек,

Из полена сделал Буратино.

А теперь ведь на дворе двадцатый век,

Я создам космического сына.

Славный мальчик, мальчик - звездоход

Полетит на дальнюю планету.

Ключ добудет, воду привезет

И найдет мои очки при этом!



Звездоход в общем готов. Это полумальчик, полуробот. У него очень симпатичная мордашка.



Звездоход готов! Это научный факт! (Папа вытягивает у звездохода на голове усики-антенны). С этими антеннами ты будешь хорошо слышать, сын мой! Слышишь?



Звездоход шевелит антеннами. Папа щелкает выключателем у него на спине. В глазах звездохода загораются электрические фары.



Теперь ты будешь хорошо видеть. Видишь, да?



Звездоход мигает лампочками.



Да, ты еще не умеешь разговаривать. Будем учиться говорить. (Щелкает выключателем). Скажи-ка: папа.

ЗВЕЗДОХОД (металлическим голосом). Компьютер.

ПАПА. Что? Скажи: па-па.

ЗВЕЗДОХОД. Перфорация.

ПАПА. Да нет же: па-па.

ЗВЕЗДОХОД. Па-параллель.

ПАПА. Ах ты батюшки! Я же забыл запрограммировать человеческий словарь. Научные термины попали в него, пока я его строил. (Что-то поправляет). Теперь в тебе все слова есть. Скажи: па-па.

ЗВЕЗДОХОД. Па-па.

ПАПА. Вот и хорошо. Научишься понемногу.

ЗВЕЗДОХОД. Помногу.

ПАПА. Что?

ЗВЕЗДОХОД. Ногу.

ПАПА. Не понимаю.

ЗВЕЗДОХОД. Гу.

ПАПА. Плохо дело, слова распадаются в нем на части. Надо еще подрегулировать. Попробуй скажи, сынок: небо.

ЗВЕЗДОХОД. Обен.

ПАПА. Нет, мне это не нравится. Скажи: вода.

ЗВЕЗДОХОД. Адов.

ПАПА. Вот беда! Слова получаются наоборот. (Что-то еще подкручивает). Теперь, кажется, все должно быть в порядке. Скажи теперь: "Папа, я твой сын звездоход".

ЗВЕЗДОХОД. Папа, я твой сын звездоход, звездоход, звездоход, звездоход…

ПАПА. Стой, стой, стой! Заедает. (Опять что-то доделывает). Что же это в самом деле? Где ж это все-таки мои очки? Ну, еще раз: "Папа, я…"

ЗВЕЗДОХОД (перебивает). Па-па, я уже научился говорить "папа"; я уже хорошо говорю "папа".

ПАПА. Фу, ну наконец-то речь отладил.

ЗВЕЗДОХОД. Папа!

ПАПА. Да, сынок?

ЗВЕЗДОХОД. Как меня везут? Нет, как меня возьмут? Нет. Как меня зовут?

ПАПА. Звездоход.

ЗВЕЗДОХОД. Не-е-т, это не имя.

ПАПА. Ты можешь сам выбрать себе имя. Вот другие ребята не могут. Их называют раньше, чем они научатся говорить. В твоем словаре имена тоже перечислены.

ЗВЕЗДОХОД. Хорошо. (Быстро проговаривает). Колявасясашаславамиша. Пусть меня зовут Федя.

ПАПА. Очень славное имя.

ФЕДЯ. Очень. Чрезвычайно. В высшей степени…

ПАПА. Постой, постой. Не говори сразу столько одинаковых слов.

ФЕДЯ. Хорошо. Ладно. Непременно. Обязательно. Так и будет.

ПАПА. Опять! Достаточно ведь и одного слова. Понял?

ФЕДЯ. Понял.

ПАПА. Отлично. А теперь давай поучимся ходить. (Ведет Федю за руку, тот шагает сначала очень неуверенно). Раз, два. Шаг, два.



Федя шагает все быстрее и быстрее, потом вырывает руку и начинает бегать по комнате.



ФЕДЯ. Я умею ходить! Я умею ходить! И-эх! Я умею бегать! (С разбегу вскакивает на глобус, перебирает ногами, глобус вертится под ним как сумасшедший).

ПАПА. Постой, постой, что это ты делаешь? (Сталкивает Федю с глобуса).

ФЕДЯ. Бегаю!

ПАПА. Бегать-то ты бегаешь, это научный факт. А теперь тебе предстоит понять самое главное. Ты должен полететь на далекую планету.

ФЕДЯ. А почему нету?

ПАПА. Чего?

ФЕДЯ. Пла. Ты же сказал: пла-нету.

ПАПА. Ты не торопись и слушай внимательно. Далеко-далеко, высоко в небе есть планета. Ее зовут Тарий. Там находится источник здоровья. Но он заперт. Ее хозяин - маг Мрак. Тебе надо найти ключ, отпереть источник с водой и привезти воду людям.

ФЕДЯ. Понял, понял, я привезу!

ПАПА. Но не думай, что это так легко.

ФЕДЯ. Я умный. Я сильный.

ПАПА. Сильный должен быть еще и добрым. Сейчас отрегулирую программу доброты. (Что-то еще подкручивает в звездоходе).

ФЕДЯ. Папа, ты ведь тоже добрый.

ПАПА. Ну что об этом говорить!

ФЕДЯ. Ты очень добрый, папа.

ПАПА. Ах ты маленький мой сынок. Тебя бы еще поучить! Потренировать! Да вот приходится посылать тебя в такой далекий путь.

ФЕДЯ. Ты не беспокойся, я справлюсь.

ПАПА. Справишься, я верю. Надо мне тебя еще против огня закалить и сделать так, чтобы никакая буря не была для тебя опасна. (Обходит Федю кругом, что-то подлаживает, подкручивает). Так… Сто градусов, тысяча, две тысячи. Хорошо. Теперь волну. Три. Пять. Десять. Двенадцать баллов. Я думаю, все.

ФЕДЯ. Папа.

ПАПА. Что, Феденька?

ФЕДЯ (ласкается). Ты хороший.

ПАПА. Сыночек! И ты у меня хороший получился. Да. Послушай. Вот здесь, в этой пуговке, сильное оружие - острый луч. (Вытягивает луч из пуговки).

ФЕДЯ. Мне он очень нравится. (Хватает луч и начинает им фехтовать).



Папа еле от него увертывается.

7. Информация для учителя.

Ирина Токмакова еще писала пьесу «Стрела Робин Гуда»,которая была положена в основу спектакля.

Пьеса Софьи Прокофьевой и Ирины Токмаковой по мотивам знаменитой легенды о Робин Гуде.



«Стрела Робин Гуда» – добрая детская сказка о приключениях отважного разбойника Робин Гуда из Шервудского леса, защитника бедных и угнетенных (его роль исполняет актер и бард Николай Сахаров) и о его любви к прекрасной девице Марион.

Благородные разбойники, герои старинной легенды, хоть и ругаются по-детски – «кочерга печная» и «стручок гороховый», – но зато всерьез сражаются со злом в виде сборщиков налогов и злодеев-рыцарей (сэр Гай в исполнении Александра Балуева бесподобен).



Ну, и как водится в настоящей сказке, главный злодей не убит, а благородно отпущен восвояси, в крестовый поход.



Музыка в спектакле Владимира Багрова на поэтические баллады Самуила Маршака и Уильяма Шекспира.



Кстати, Робин Гуд – один из немногих (вместе с королем Артуром) знаменитых героев британских баллад, вышедших за рамки фольклора и ставших культурной реалией: о нем пишут книги, ставятся спектакли, снимают фильмы. Предположительно, Робин Гуд жил в начале XIV века, во время правления короля Эдуарда II, или позже: в одной из баллад действует королева Кэтрин, которую иногда отождествляют с Екатериной Арагонской. Однако в настоящее время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII века. Создатели спектакля также придерживались версии Вальтера Скотта, хотя ей противоречит ряд исторических деталей: например, соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII века.



Музыка в спектакле Владимира Багрова, стихи - поэтические баллады Самуила Маршака и Уильяма Шекспира.



Из интервью писательницы Софьи Прокофьевой (2003 г.):

«Я была способна к живописи. Отец мой – художник, он стал моим первым учителем. Он подготовил меня к поступлению в институт, и я поступила в Художественный институт имени Сурикова на графическое отделение. После окончания института я делала иллюстрации к детским книгам – к Маршаку, к сказкам, – и вот так мне открылся постепенно мир сказки. <...> Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждешь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. <...>



Определить, что такое сказка, очень трудно. <...> В сказке есть некоторая большая мера условности, большее присутствие фантастических персонажей. Но и только. Просто есть хорошая литература и плохая – такое деление гораздо правомернее, чем деление на реалистическую прозу и сказку. Литература, в общем, едина, просто каждое произведение имеет свое настроение, строится по своим законам. <...>

Нельзя думать за ребенка, врываться в мир его воображения. Я поняла, что писать надо так: «Тихо открылось окно, и в комнату неслышно вошла лошадь с прозрачной гривой. Она остановилась, топнула ногой, заржала и сказала: «Идем, впереди у нас удивительные приключения!» Вот это ребенку близко. Богатство детского воображения работает самым удивительным образом, в него нельзя вторгаться. И писать надо с глубоким уважением к ребенку, к его внутреннему миру и с доверием к его образной системе».<...>



Конспект по литературному чтению на тему "Стихотворения И.П. Токмаковой." (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Стихотворения И.П. Токмаковой. (2 класс)

Цели урока: ознакомить детей с произведениями И.П.Токмаковой, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения; повторить правила запоминания стихотворных текстов; учить оценивать свою работу; воспитывать интерес и любовь к чтению.

Ири́на Петро́вна Токмако́ва (родилась 3 марта 1929 года) — детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»). Её перу принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детейдошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов. Жена художника-иллюстратора Льва Токмакова.

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 04.04.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 966
Номер материала MA-066177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓