С.А.
Клычков «Весна в лесу» (4 класс)
Цели: познакомить
с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное с
помощью поэзии и изобразительного искусства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые
результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на
чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа
материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе
с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на
уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор
(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации
в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К- ответы
на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре и группе; личностные : понимание особенностей
поэтического текста и выражение своих чувств.
1. Организационный
момент.
2. Проверка
домашнего задания.
(Чтение
учащимися стихов Б. Пастернака)
Борис Пастернак
Золотая осень
Осень. Сказочный
чертог,
Всем открытый для
обзора.
Просеки лесных
дорог,
Заглядевшихся в
озера.
Как на выставке
картин:
Залы, залы, залы,
залы
Вязов, ясеней,
осин
В позолоте
небывалой.
Липы обруч золотой
—
Как венец на
новобрачной.
Лик березы — под
фатой
Подвенечной и
прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в
канавах, ямах.
В желтых кленах
флигеля,
Словно в золоченых
рамах.
Где деревья в
сентябре
На заре стоят
попарно,
И закат на их коре
Оставляет след
янтарный.
Где нельзя ступить
в овраг,
Чтоб не стало всем
известно:
Так бушует, что ни
шаг,
Под ногами лист
древесный.
Где звучит в конце
аллей
Эхо у крутого
спуска
И зари вишневый
клей
Застывает в виде
сгустка.
Осень. Древний
уголок
Старых книг,
одежд, оружья,
Где сокровищ
каталог
Перелистывает
стужа.
3. Знакомство
с жизнью и творчеством С.А. Клычкова.
Поэт
Сергей Антонович Клычков удивителен тем, что смотрит на весну не только как на
Пасхальную девушку, а на зиму как на злую старуху, он сам как бы этот сказочный
герой. Он любит лес и этот лес полон для него всего удивительного и чудесного.
Он любит весну, именно тогда и просыпается всё самое восхитительное. Сергей
Александрович Клычков написал стихотворение «Весна в лесу» от лица сказочного
героя Леля, который пришел в лес и увидел там то, что другим –совсем не видно.
Давайте посмотрим, что это за сказочный герой Лель.
4. Работа
над стихотворением «Весна в лесу».
(Первичное
чтение стихотворения учителем с.116-117)
Весна
в лесу
Снег
обтаял под сосною,
И
тепло на мягком мху,
Рано
в утренник весною
Над
опушкою лесною
Гаснут
звезды наверху.
Соберутся
зайцы грудой
Под
капелью и теплом,
Громче
дятел красногрудый
Застучит
в сухой и рудый
Ствол
со щелью и дуплом.
И
медведь с хребтом багровым
Встанет,
щуряся, в лому,
По
болотам, по дубровам
Побродить
с тягучим ревом
И
с очей согнать дрему.
Как
и я уйду весною
В
яр дремучий до зари
Поглядеть,
как никнет хвоя,
Как
в истоме клохчут сои
И
кружатся глухари.
Как
гуляет перед бором
Чудный
странничек в кустах:
В
золотых кудрях с пробором,
В
нарукавнице с узором,
Со
свирелкой на устах.
Понравилось
ли вам стихотворение?
-Объяснение
значение слов.
УТРЕННИК
– (1) утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей); (2)
утренний мороз весной или осенью
РУДЫЙ
– (1) красный; (2) рыжий
Перечитайте
стихотворение и найдите, какие картины изображает поэт.
Как
ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?
Какими
поэт видит лесных птиц и зверей?
5. Работа
по картине Н. Крымова «К весне».
Что
и как изобразил художник?
Сравните
стихотворение «Весна в лесу» и картину «К весне». Какими строчками
стихотворения можно сказать о картине Николая Петровича Крымова? Строчки каких
поэтов еще помогут описать эту картину?
6. Послушайте
сообщение о художнике.
Николай
Крымов
В
историю русского искусства Николай Петрович Крымов (1884-1958) вошел не только
как один из лучших русских пейзажистов 20 столетия; но и как крупный теоретик
живописи и педагог.
Н.П.
Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда
небо сливается с землей. Природа в его картинах словно замерла; какие бы
природные состояния ни изобразил художник, над всем господствует его
собственное поэтически-созерцательное состояние.
7.
Напишите сочинение по картине, создавая волшебный весенний образ этого
произведения.
8.
Рефлексия.
Продолжите
предложения.
-
Сегодня на уроке я узнал….
-
На этом уроке я похвалил бы себя за….
-После
урока мне захотелось….
-Сегодня
я сумел…..
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.