Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока в 5 классе по теме"Имя прилагательное как часть речи".

Конспект открытого урока в 5 классе по теме"Имя прилагательное как часть речи".

Тема урока: Имя прилагательное - удивительный мир чудес.

Цель урока: систематизация знаний  по  теме «Имя прилагательное».

Задачи: вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; повторить грамматические и синтаксические признаки  имени прилагательного; правописание имен прилагательных;

обогащать речь учащихся  за  счет  использования  в  ней  имен  прилагательных; развивать творческие   способности  детей; воспитывать самостоятельность, инициативность.


ЭПИГРАФ   К   УРОКУ:

Я – часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!                  О.  Головко

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ. Сообщение темы и цели урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Дети, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно                             «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все на свете будет удивительным и разным.



Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

Сегодня у нас необычный урок. Мы   отправимся в путешествие. Оно будет трудным, но очень  интересным . Во время путешествия нам пригодятся знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»

Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?

ЗНАТЬ:

-что такое имя прилагательное;

-его грамматические признаки;

-правописание имен прилагательных.

УМЕТЬ:

-находить имена прилагательные;

-определять грамматические признаки;

-правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами



Инсценирование отрывка из произведения Д. И.Фонвизина  «Недоросль»

Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным. И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи

Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?

Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.

Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?

Г-жа Простакова: Вот эта!

Митрофанушка: Эта? Прилагательна!

Г-жа Простакова: Почему же?

Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.

Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофанушка: И ведомо!

Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остро­умное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же «приложе­но» прилагательное?

Итак, мы откроем часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

3. Запись темы «Имя прилагательное»

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

(Ученики: чередование гласных в корне слова.)

Как вы понимаете смысл названия части речи?

(Приложенное, добавленное к чему-то.)

Как вы уже знаете, многие слова имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное.



Давайте понаблюдаем, как часто употребляется имя прилагательное.

Откройте учебники на стр.92, причитайте.

Могу добавить, что имена прилагательные по частоте употребления занимают 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Для того, чтобы ответить на вопрос, для чего нам нужны имена прилагательные, мы послушаем, как выполнили опережающее задание ученики нашего класса. Одному ученику нужно было написать сочинение-миниатюру используя прил., а другому – не использовать в сочинении прил.

(Чтение сочинений).

Вывод: Прилагательные нужны нам для образности, яркости нашей речи.



Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:



С.Есенин

А кругом р са ж мчужная

Отливала блестки алые,

И над оз ром серебряным

К мыши, склонясь, ш пталися.

- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

- Найдите грамматическую основу предложения.

-Запишите синонимы к прил. алый

(Багряный, багровый, пунцовый, красный, кумачовый)



Разделите страницу на три колонки, в первую колонку выпишите прилаг.

Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.

Выпишите имена прил. Во 2колонку .



Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,                                        

След собачий- к конуре.                

В 3 колонку следующие имена прил.

Воздух свеж, прозрачен и чист.

Итак, сделаем вывод на какие вопросы отвечают имена прилагательные .

А теперь вспомним что обозначают имена прил.?

Откройте учебники на стр.89 и прочитаем, что обозначают имена прил.

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

,) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

                           1 ряд – трава                                 3 ряд – море

                           2 ряд – снег                                  



Давайте поиграем.

  1. Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.



Чтобы определить морфологические признаки имен прил. Мы вернемся к стих. С.Есенина.

  1. Какую картину природы вы себе представили?

  2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

(Эпитеты)

  1. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).

- Как вы понимаете выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

 Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетание:

И.п. озеро серебряное

Р.п. озера серебряного

Д.п. озеру серебряному

В.п .озеро серебряное

Т.п. озером серебряным

П.п. об озере серебряном



Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательное.

Давайте внимательно посмотрим на существительное. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

Прослушайте сказку как появилось имя прил.

В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.





- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль





 

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

Цветок красив.

 

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.



Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.



     Итак, ребята! Так что же такое имя прилагательное?

 Давайте сравним свои выводы с материалом учебника стр.88 (чтение правила)

Какие сведения об имени прил. Для вас явились новыми?



 

А теперь потренируемся на практических заданиях.

 

Упр.603

А теперь проверим ваши знания.

Тест.

Подведение итогов.



-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное





Ну вот и подошел к концу наш сказочный урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились, что важно учиться в жизни и не останавливаться на достигнутом, чтобы не быть похожим на Митрофанушку.

.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

3) Отгадайте загадки. (Задание выполняется  по группам.)

1 группа                                                             2 группа

Хитрая плутовка,                                          На овчарку не похож.

Рыжая головка,                                             Что ни зуб – то острый нож!

Пушистый хвост – краса.                             Он бежит, оскалив пасть,

Кто же это?                                                    На овцу готов напасть.

 (лиса)                                                                     (волк)

Красный, сладкий, сахарный,                     Спелое, круглое, сочное.

Кафтан зеленый, бархатный.                                (яблоко)

 (арбуз)

3 группа                                                                   4 группа

Не барашек и не кот,                                   Тройка-тройка прилетела.

Носит шубу круглый год.                           Скакуны в той тройке белы.

Шуба серая – для лета,                               А в санях сидит царица,

Шуба для зимы – другого цвета.               Белокоса, белолица.

 (заяц)                                                           Как махнула рукавом –

Бурый, мохнатый, косолапый?                  Все покрыла серебром.

 (медведь)                                                                (зима)

Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)






hello_html_m5545a809.gif










Конспект открытого урока в 5 классе по теме"Имя прилагательное как часть речи".
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок был разработан по учебному пособию "Русский язык.5 класс",авторы-составители: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов.

Цель урока систематизировать знания по теме:"Имя прилагательное как часть речи".На уроке использованы педагогические инновационные технологии.На уроке формируется коммуникативная компетенция учащихся.Урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Автор Пономаренко Татьяна Викторовна
Дата добавления 11.10.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2726
Номер материала MA-061184
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓