Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (5 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (5 класс)

Тема урока: Имя прилагательное.


Цель урока:

1. Обучающая: дать понятие об имени прилагательном как часть речи; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить на роль прилагательных в речи.

2. Развивающая: развивать речь, внимание, коммуникативные навыки через работу в группах, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывающая: воспитывать чувства прекрасного, бережное отношение к слову, прививать интерес к русскому языку.


Тип урока: изучение нового материала.


Вид урока: смешанный.


Методы урока: монологический, диалогический, исследовательский, наглядный, словесный, интерактивный, частично-поисковый, практический.


Межпредметная связь: изобразительное искусство, русская литература, информатика.


Оборудование: интерактивная доска, карточки для групповой работы, презентация Power Point.


Прогнозируемый результат: формировать всесторонне развитую конкурентоспособную личность, владеющую знаниями об имени прилагательном.


План урока:

I. Организационный момент

II. Психологический настрой.

III. Проверка домашнего задания.

Блиц – опрос.

IV. Сообщение темы и цели урока.

V. Изучение нового материала.

VI. Закрепление изученного материала.

Задание 1 . Работа над картинкой. 

Солнечные признаки.

Работа с учебником.

Физкультминутка.

Задание 2. Работа с текстом.

Задание 3. Составление алгоритма «Краска-подсказка».

VII. Подведение итогов.

Рефлексивно-оценочный этап. Тест.

Рефлексия.

VIII. Комментирование оценок.

IX. Домашнее задание:

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?


II. Психологический настрой.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда – за работу!

Удачи желаю я Вам!


III. Проверка домашнего задания.

(Повторить правила об имени существительном).


Блиц – опрос:

- Как называется раздел науки о языке, который изучает слово, как части речи? (Морфология).

- На какие три группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия).

- Назовите, пожалуйста самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие).

На предыдущих уроках мы с вами изучили часть речи, которая называется имя существительное.

- Что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

- Имена существительные бывают …(одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные).

- К каким трём родам относятся имена существительные? (к мужскому, женскому, среднему роду).

- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам).

- Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные? (подлежащими или дополнениями).


IV. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, нашу новую тему я хочу начать с замечательного стихотворения, которое называется «Сказка про краски». Внимательно послушайте его и у меня, потом будет к вам несколько вопросов.


 Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же всё на свете будет

Удивительным и разным.


- Как вы думаете, если бы на самом деле всё вокруг было бы одним цветом, например, как в этом стихотворении всё зелёным, мир был бы интересен? Всё вокруг должно выглядеть красочно, то есть всеми цветами радуги, только тогда у всех будет хорошее настроение.

А чтобы выглядело всё красиво нам нужны слова – имена прилагательные. Ведь именно прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Именно прилагательные делают речь выразительной и конкретной.

И сегодня на уроке мы узнаем об этой части речи и научимся употреблять их в речи.

А теперь, ребята, открыли тетради, записали сегодняшнее число, классная работа, тему урока «Имя прилагательное».


V. Изучение нового материала.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (умный мальчик, красивая девочка, голубое небо, прекрасные цветы).

Имена прилагательные зависят от существительных: ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. (морозный день – м.р. ед.ч., морозная погода – ж.р. ед.ч., морозное утро – ср.р. ед.ч. , морозные дни – мн.ч.).

В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.


hello_html_5322aeee.gif

hello_html_3101b85a.gif

 VI. Закрепление изученного материала.

Задание 1 . Работа над картинкой. 

А сейчас, ребята, обратите внимание на картинку.
 

Вот картинка перед нами:
Солнце, небо, облака,
Вдалеке видны деревья,
Прямо к нам бежит река.
На дорожке человек,
Бодро он шагает,
О настроении его
Мы ничего не знаем.

hello_html_6ef01c79.gif














Ребята, нравится вам картина? Чего в ней не хватает? (красок, она бесцветная, тусклая, бледная). А как вы думаете, какими средствами художник выражает своё настроение в картине? (красками). Правильно, давайте, и мы сегодня тоже будем художниками, научимся выражать настроение и красками, и словами. Поможет нам в этом замечательная часть речи, имя прилагательное. Для выполнения этого задания мы разделимся на две команды: 1команда – художники, 2 команда - писатели – грамотеи.

Посмотрите на это стихотворение, в нём пропущены все прилагательные, это стихотворение описывает нашу картинку. Как в рисунке нет красок, так и в стихотворении нет прилагательных. Команда художники – раскрашивает картинку фломастерами и цветными карандашами, команда писатели-грамотеи раскрашивают картинку словами- прилагательными. На задание даётся 3 минуты.

Посмотрите, как изменились наши картинки. После раскраски картинка стала красочной, интересной, красивой, а с добавлением прилагательных наша картинка ожила.


Это небо голубое,
Оно высокое такое!
Это солнце ярко сияет в вышине.
Это речка синяя, игривая и быстрая,
В ней рыбки золотистые
Плывут на глубине.
А вот берёзка белая,
С ней рядом ели стройные,
Зелёные и тёмные,
Притихли на холме.
Идёт вдоль речки человек
В отличном настроении,
Он любит нас и целый свет,
Рассвет и птичье пение!


hello_html_ad83ded.png





















И мы ещё раз убедились, что мир без прилагательных не интересен.


Солнечные признаки

У нас на доске замечательное солнышко. Вам необходимо записать на лучах о его признаках, употребляя имена прилагательные. (яркое, радостное, игривое, круглое, жёлтое, весёлое, тёплое, доброе)







hello_html_me662cdf.png

















Работа с учебником, упр.295, стр. 130. Соедините прилагательные с существительными, обозначьте окончания прилагательных, укажите их род, число.


Физкультминутка.

Все встали! Я буду называть словосочетания «прил. + сущ.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.

Дружный класс, весёлая девочка, светлое небо, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.


Задание 2. Работа с текстом.

hello_html_647f33ff.gif
















Прочитайте текст. Скажите, каких частей речи не хватает в тексте, чтобы получился рассказ про зайца.

Дополните текст именами прилагательными. Запишите.

Слова для справок: маленький, длинные, короткий, острые, серой.

- Определите род и число имён прилагательных.

Как определить число и род имен прилагательных?


Задание 3. Составление алгоритма «Краска-подсказка».

Алгоритм поможет нам правильно определять род и число имени прилагательного. У вас на столе лежат цветные фигурки-стикеры, розового цвета-имя существительное, жёлтого цвета-имя прилагательное, синего цвета-род, зелёного цвета-число.

А теперь попробуйте применить краску-подсказку к тем словосочетаниям, которые вам даны. Выложите цветами краску-подсказку.

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

  2. Определить род и число имени существительного.

  3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Определите у имен прилагательных род и число. Проверка в группах.


изобразительное искусство
мягкая кисть 
картинная галерея
быстрый набросок
острый карандаш
акварельные краски
сказочный сюжет
растительный мир


VII. Подведение итогов.

Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Попробуем ответить на вопросы теста.

(у каждого ученика лист с тестом).


Рефлексивно-оценочный этап.


Тест: 

  1. Укажи имя прилагательное.
    А) утеплять;
    Б) теплый;
    В) тепло.

  2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро.
    А) -ие;
    Б) -ее;
    В) -яя.

  3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
    А) гладкая;
    Б) короткая;
    В) толстая.

  4. Род и число имени прилагательного зависит от:
    А) имени существительного;
    Б) глагола;
    В) местоимения.

  5. Выберите верное утверждение:
    А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
    Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
    В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.


Команды обмениваются тестовыми ответами и оценивают работы друг друга.


Рефлексия. Написать отзывы об уроке в стикерах прилагательными и приклеить к листу.

Урок был . . .


VIII. Комментирование оценок.


IX. Домашнее задание:

Составить 5 предложений на тему «Скоро весна», употребляя имена прилагательные.


Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать.

 В завершении я хочу подарить вам стихотворение.

Мир без прилагательных
Почти однообразный.
Ответишь на вопрос: какой?,
И вмиг он станет разным:
Весёлым, звонким. Озорным,
Богатым, добрым и цветным.
Вглядись, прислушайся: вокруг
Есть признаки предметов,
Они важны, и навсегда,
Мой друг, запомни это!
Ты стань художником на миг,
И мир раскрась словами,
Наполни речь свою скорей
Волшебными цветами.



































Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы – прекрасное,
Не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.





























Тест по теме «Имя прилагательное».



    1. Укажи имя прилагательное:
      А) утеплять;
      Б) теплый;
      В) тепло.


    1. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро.
      А) -ие;
      Б) -ее;
      В) -яя.


    1. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
      А) гладкая;
      Б) короткая;
      В) толстая.


4. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.


5. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает

подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает

сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает

второстепенным членом предложения.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока:

1. Обучающая: дать понятие об имени прилагательном как часть речи; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить на роль прилагательных в речи.

2. Развивающая: развивать речь, внимание, коммуникативные навыкичерез работу в группах, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывающая: воспитывать чувства прекрасного, бережное отношение к слову, прививать интерес к русскому языку.

Автор Сарсембиева
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1707
Номер материала 58475
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓