Главная / Биология / Конспект открытого урока по биологии на тему "Класс Земноводные"

Конспект открытого урока по биологии на тему "Класс Земноводные"

Конспект урока по биологии

Биология 7 класс

Тема урока «Класс Земноводные, или Амфибии»

Цели урока:

Предметные умения: характеризовать особенности строения, определять разнообразие представителей.

Метапредметные:

Познавательные УУД: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Регуляторные УУД: участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); умение реализовывать теоретические познания на практике; способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовность и способность к самообразованию; развитие и формирование интереса к изучению природы; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; воспитание в учащихся любви к природе. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование: инструктивные карты, видеопроектор, презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним историю развития жизни на земле. А именно, один из ее этапов. Приблизительно 570 млн. лет тому назад началась палеозойская эра. К середине этой эры (девон) господство достигали рыбы. Но, и в те времена климат был очень изменчив. Постепенно на месте теплых мелководных морей возникает суша. Водоёмы начинают высыхать, еды в маленьких «лужах» становится меньше, конкуренция за пищу и территорию возрастает. Что происходит с некоторыми представителями фауны того времени? Как они борются с этими сложными условиями жизни?


Ученик: Они начинают выходить на сушу.

Учитель: Верно. Вспомните, какие первые наземные животные появились в процессе эволюции?


Ученик: Земноводные (лягушки, жабы)


Учитель: Предками земноводных являются кистеперые рыбы. Первые земноводные появились в середине палеозойской эры. Это были ИХТЕОСТЕГИ. Ихтиостеги жили не только в воде, но и на суше. Можно предположить, что они не только размножались, но и кормились в воде, систематически выползая на сушу.

От них произошли СТЕГОЦЕФАЛЛЫ, появились в засушливый девонский период. Они имели сплошной панцирь из кожных костей, покрывавший черепную коробку сверху и с боков. Панцирь защищал их от высыхания, но препятствовал кожному дыханию и затруднял передвижение по суше. 

Стегоцефаллы - группа древних амфибий, давших начало современным земноводным. Стегоцефалы дожили до начала мезозоя. Современные отряды амфибий оформляются только в конце мезозоя. (слайд 2)


Учитель: Следовательно, какой класс позвоночных, мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока.


Ученик: Класс Земноводные, или Амфибии


Учитель: Запишите тему (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, почему этому классу дали такое название? Земноводные?


Ученик: обитают в двух средах (водной и наземной)


Учитель: Представители данного класса обитают и в воде и на земле. Слово «амфибии» с греч. переводятся как двоякодышащие.

Посмотрите на одного из представителей данного класса. Какие ассоциации возникают у вас при его виде? (слайд 4)


Ученик: (скользкие, холодные, противные, страшные, мерзкие, из-за них бывают бородавки, красивые и др.)


Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие испытывают к ним симпатию. Давайте сегодня на уроке разберемся, какого же отношения они заслуживают.

Вернемся к истории.

Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решать множество проблем.

Какие проблемы они должны были решить?

Ученик: дыхание, проблема кожных покровов, возросшее действие силы тяжести, изменение характера передвижения, поиск пищи, размножение и др.


Учитель: Следовательно, какую цель вы можете поставить перед собой на уроке? Что мы должны узнать по классу Земноводные?

Для того чтобы разобраться как же они приспособились к новым условиям среды, работая в парах составьте опорный конспект по плану пользуясь учебником с.108-111.

Закрепление полученных знаний:

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ: (слайд 5)

КОЖА: (голая, богата железами) Кожа играет важную роль в жизни земноводных. Железы выделяют слизь, которая уменьшает трение при плавании, а на суше предохраняет тело от высыхания. Некоторые кожные железы выделяют слизь, которая обезвреживает кожу от различных болезнетворных бактерий. Ядовитые кожные железы защищают многих амфибий от хищников. Через кожу происходит дыхание.

Вспомните сказку «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин «Жила была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте. Ловила комаров да мошку, весной громко квакала со своими подругами. И весь век она бы прожила благополучно, - конечно, в том случае, если бы ее не съел аист. Но случилось одно происшествие. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождем. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете».

А вы осенью восхищаетесь дождливой погодой? Почему лягушка восхищается такой погодой?

Ученик: Большая часть ее дыхания осуществляется через влажную кожу, кислород растворяется в этой водной пленке.

Учитель: Еще одна особенность. Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырости. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу? Ученый Томпсон провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем поместил ее во влажную среду. Через час она весила уже 152 г. Через кожу амфибия и всасывает и выделяет воду.

ГЛАЗА: (одна пара глаз, защищена двумя веками, роговица выпуклая, хрусталик в форме двояковыпуклой линзы) Глаза земноводных защищены от высыхания и засорения подвижными верхними и нижними веками (мигательной перепонкой). Роговица приобрела выпуклую форму (а не плоская как у рыб), а хрусталик – линзообразную. Видят земноводные в основном подвижные объекты.

Посмотрите на это необычное стихотворение:

Ухватила мушку

Зеленая лягушка

Но забила пища рот –

Ни назад и ни вперед.

Тут лягушкины глаза

Провалились в полость рта,

Протолкнули сей обед.

Правда это или нет?


Ученик: Правда. Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза. При проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ:

ПОЗВОНОЧНИК: (состоит из шейного, туловищного, крестцового и хвостового отделов) В скелете земноводных различают скелет головы, туловища и конечностей. Череп защищает головной мозг. Шейный отдел представлен одним позвонком. Обеспечивает подвижное сочленение головы с туловищем. Число туловищных позвонков у земноводных разное количество. Крестцовый отдел также состоит из одного позвонка.

СКЕЛЕТ ПЕРЕДНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ: (плечо, предплечье, кисть) Опорой передних конечностей служит скелет плечевого пояса, состоящих из парных лопаток, вороньих костей, ключиц

СКЕЛЕТ ЗАДНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ: (бедро, голень, стопа) Опорой задних конечностей служит тазовый пояс, состоящий из тазовых костей (слайд 6).

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ: (легкие, кожа) Легкие земноводных развиты слабо. Имеют вид продолговатых мешочков. Легочное дыхание осуществляется через ноздри, защищенные от проникновения воды особыми клапанами. Механизм дыхания нагнетательного типа. Животное открывает ноздри и опускает дно ротовой полости, воздух набирается в рот. Затем ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается, и воздух через гортань проталкивается в легкие. Удаление воздуха из легких происходит благодаря сокращению грудных мышц (слайд 7)

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА: (замкнутая, сердце трехкамерное: 2 предсердия и 1 желудочек, два круга кровообращения) В связи с наличием легких кровеносная система у земноводных имеет более сложное строение, чем у рыб. Сердце земноводных состоит из трех камер: 2 предсердия и одного желудочка. Кровь из всех органов собирается в вены и поступает в правое предсердие. В этой крови содержится много углекислого газа и питательных веществ поступивших из кишечника, В левое предсердие приходит кровь из легких. Она богата кислородом. При сокращении предсердий кровь выталкивается в желудочек. Здесь она частично смешивается. От желудочка отходит крупная артерия, она разделяется на ветви несущие кровь ко всем органам ( это большой круг кровообращения), и ветви по которым кровь идет к легким и коже (это малый круг кровообращения)(слайд 8)

ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА: (холоднокровные) Слаборазвитые легкие, кровеносная система со смешанной кровью ограничивают поступление кислорода к органам. Поэтому окислительные процессы в тканях идут медленно, мало выделяется энергии. Они – холоднокровные животные. Температура их тела соответствует температуре окружающей среды. В условиях похолодания активность амфибий снижается, и они впадают в оцепенение или в спячку. Зимуют земноводные в укрытиях на суше или в мелководных водоемах.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА: (головной и спинной мозг, нервы) Нервная система земноводных, как и рыб состоит из головного и спинного мозга, отходящих нервов. Головной мозг имеет те же отделы: передний мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг, промежуточный мозг. Однако, у земноводных сильнее развит передний мозг и слабее мозжечок. Связано с малой подвижностью и однообразием двигательных реакций.

ОРАГНЫ ЧУВСТ: (глаза, органы слуха, зрения, обоняния) В органе слуха появилось среднее ухо с одной слуховой косточкой (стремечком), которые усиливают звуковые колебания в воздушной среде (слайд 9)

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: (хищники, ротовая полость – глотка – пищевод – желудок - кишечник) Земноводные – хищники. С наземным образом жизни связано появление в ротовой полости настоящего языка. У лягушек он прикрепляется к передней части дна ротовой полости и способен быстро выдвигаться вперед, приклеивая добычу. Появляются слюнные железы (отсутствовали у рыб), секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. В 12-перстную кишку открываются протоки печени вместе с протоками желчного пузыря. Последний отдел пищеварительного канала – клоака – общий для пищеварительной, выделительной и половой системы.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: (две почки, мочеточники, мочевой пузырь) Парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее в мочевой пузырь. После наполнения мочевого пузыря его мышечные стенки сокращаются, моча выводится в клоаку и выбрасывается наружу.

РАЗМНОЖЕНИЕ: (раздельнополые, оплодотворение наружное, икра – личинка (головастик) – взрослое животное). Половые органы: яичники и семенники. После пробуждения от зимней спячки лягушки покидают глубокие водоемы, переселяются в хорошо прогреваемые солнцем мелкие пруды, канавы и др. Здесь самки выметывают икру, очень похожую на икру рыб, и самцы поливают ее семенной жидкостью. Сперматозоиды проникают в икринки и оплодотворяют их. После оплодотворения в икринках развивается зародыш. Икринки имеют толстые прозрачные оболочки, которые предохраняют их от механических повреждений, препятствуют сближению их между собой и тем самым улучшают доступ к ним кислорода. Кроме того, сами икринки черные. Поэтому они хорошо поглощают тепло солнечных лучей, необходимые для развития зародыша. Примерно через 15 – 25 дней из икринок появляется личинка – головастик. По внешнему виду и образу жизни они больше похожи на рыб, чем на своих родителей. Как и рыбы они имеют жабры, органы боковой линии. Сердце их состоит из двух камер, и кровь течет по одному кругу кровообращения. По мере роста и развития у личинок земноводных происходят большие изменения. Этот процесс длится 3-4 месяца , и называется метаморфозом. Половая зрелость у лягушек наступает на третьем году жизни (слайд 10)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Если вы согласны с утверждением то выполняем движение головы вперед-назад, если нет – движение вправо-влево)

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в водоемах. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. У всех земноводных нет конечностей. (Нет)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)


Учитель: В течение длительного исторического развития сформировались современные виды земноводных. Их меньше, чем других классов позвоночных животных. Насчитывается около 4 тыс. видов.

Перед вами различные представители класса земноводные. Чем они отличаются друг от друга? (обратите внимание на хвосты и конечности) (слайд 11)


Ученик: У одних есть хвост, а у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины.


Учитель: По этим признакам у амфибий и было выделено 3 отряда:

  1. Бесхвостые, 2) Безногие, 3) Хвостатые

Запишем схему в тетрадь

Учитель: Самая многочисленная группа земноводных – представители отряда бесхвостые. К ним относятся: жерлянки, чесночницы, крестовки, жабы, квакши и лягушки (слайд 12)

Бесхвостые обладают широким бесхвостым телом с очень короткой шеей, короткими передними и длинными задним конечностями.

Самая крупная жаба – ага – 25 см, самая маленькая жаба – бразильская двухпалая – 10 мл

Самая крупная лягушка – голиаф, ядовитая – древолаз, маленькая – филобус (лягушка карлик на Кубу 12 мм) (слайд 13)

Отряд Хвостатые земноводные. Представители: саламандра, тритоны, углозубы, лягушкозубы, амбистомы, протеи.

Хвостатые имеют вытянутое тело с довольно длинным хвостом, маленькой головой и четырьмя приблизительно одинаковыми длинными конечностями. У некоторых конечности малы или редуцированы (слайд 14)

В июле 1972 года в пойме реки на 11-метровой глубине геологи обнаружили вмерзшего в лед углозуба. Когда лед растаял амфибия ожила и начала себя вести как обычно: ловила мух, тараканов, небольших рыбок. А в скорее ученые радиоуглеродным методом определили ее возраст. Ему было 90+15 лет, т.е. все это время он был вмурован в лед без каких либо последствий для себя.

Отряд Безногие. Представители: Червяги. Характерно безногое змеевидное тело, обычно с поперечными перехватами напоминающими членики червя (слайд 15)

Учитель: Давайте на основе новых знаний попробуем поиграть в игру Что? Где? Когда?

На экране черный ящик, вам нужно будет определить, что в нем?

  1. В черном ящике предмет, который используется для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Что это за предмет? (слайд 16)

(ножные ласты, их впервые сконструировал Луи де Корле в 1929 году)

  1. Эта расцветка ткани была придумана человеком после изучения окраски лягушки. Какого цвета там ткань? (камуфляж) (слайд 17)

Учитель: Молодцы! Ребята, оказывается, земноводные приносят огромную пользу. Может быть, кто-то из вас знает чем еще полезны земноводные?

Ученик:

  1. Питаются насекомыми и личинками вредителями сельского и лесного хозяйства, переносчиками возбудителей болезни

  2. Индикаторы чистоты окружающей среды

  3. объекты питания других позвоночных (птиц, млекопитающих, в т.ч. и человека)

  4. объекты для научного исследования

Учитель: Значение у земноводных большое. За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятник лягушке. А в некоторых странах, зная огромную пользу земноводных, создали даже специальный дорожный знак «Осторожно, лягушки» (слайд 18)

Учитель: Ответьте на вопросы:

1. Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?

2. Какое значение имеют земноводные в природе и в жизни человека?

3. Изменилось ли ваше отношение к земноводным после сегодняшнего урока?

Продолжи фразу:

Я сегодня на уроке впервые узнал, что…

Меня особенно удивило ….

Домашнее задание

До свидание




Конспект открытого урока по биологии на тему "Класс Земноводные"
  • Биология
Описание:

Конспект урока по биологии

Биология 7 класс

Тема урока «Класс Земноводные, или Амфибии»

Цели урока:

Предметные умения: характеризовать особенности строения, определять разнообразие представителей.

Метапредметные:

Познавательные УУД: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Регуляторные УУД: участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); умение реализовывать теоретические познания на практике; способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовность и способность к самообразованию; развитие и формирование интереса к изучению природы; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; воспитание в учащихся любви к природе. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование: инструктивные карты, видеопроектор, презентация

Автор Антипина Наталья Александровна
Дата добавления 03.05.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 300
Номер материала MA-066695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓