Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока "Однородные члены предложения"

Конспект открытого урока "Однородные члены предложения"

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Однородные члены предложения"



Цели:

  • Уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов.

  • Повторение сведений о значении союзов.

  • Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка соответствующих навыков.

  • Активизация внимания учащихся.

  • Воспитание взаимопомощи.

Оборудование: Таблица “Значения сочинительных союзов” (на каждой парте); индивидуальные карточки-задания; на доске записаны примеры с пропущенными знаками препинания, эпиграф.

Ход урока

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”. Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?

- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтоб ваша запись была грамотна, а вы, делая её, чувствовали бы себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?

(Учащиеся объясняют правописание подчёркнутых букв.)

- Обратите внимание: две запятых стоит в предложении. В связи с чем?

(Учащиеся объясняют постановку знаков.)

- Теперь запишем без ошибок эпиграф. В правой части тетради, без кавычек. Фамилия автора пишется без скобок, точка не ставится.

- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения. А чтобы воспоминания не были отрывочными, воспользуемся учебником. Стр.93, упр.149 Я вас буду спрашивать, а вы находите ответы в этом упражнении.



  1. Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?

  2. Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?

  3. В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?

  4. Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?

- Обобщите наблюдения и сделайте вывод.

- Теперь, когда вы уже познакомились с предложениями 149 упражнения, давайте выразительно прочтём их и попытаемся ответить на вопросы:

- Какую роль играют однородные члены? Если использовать вместо однородных членов только одно слово, изменится ли от этого образность высказывания?

- Давайте сделаем ещё один вывод: однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий и выразительный приём речи.

- Как однородные члены могут быть связаны в предложении?

- Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга. Можете воспользоваться тетрадями-справочниками. (Их мы ведём с 5 класса).

Союзы

Примеры

Соединительные (соединяют один однородный член с другим)

И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и ..

1. Дни стояли теплые и ласковые.

2.Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)

3.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

4.В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

5.Она не только работала, но и училась.

Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование)

Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся)

1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

2.Волны то набегали на берег, то отступали.

3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

Противительные (противопоставляют один член другому)

А, но, да (=но), зато

1. Мал золотник, да дорог.

2. Ученье – свет, а неученье – тьма.

3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах. На доске и в тетрадях схемы предложений заносятся в обобщающую таблицу.)

Запятая ставится

Запятая не ставится

О,а О (перед противительными союзами) О, и О, и О (перед повторяющимися союзами) как О, так и О (перед второй частью двойных союзов)

ОиО Ода (=и) О О или О (при одиночных соединительных и разделительных союзах)

- Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.

  2. А, но, либо.

  3. И, ни-ни, то-то.

  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

- Работа в парах. Запишите с доски предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите. (В это же время “сильные” ученики работают по индивидуальным карточкам.)

1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.

2. Ум имей хоть маленький но свой.

3. Видны и лес и поле и река.

4. Ветер то дунет то замрёт.

5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)

6. В небе показался не то коршун не то ястреб.

7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

- Подведём итоги. Удалось ли вам воспользоваться своими знаниями? А что вы вспомнили или узнали?

- Домашнее задание: § 24, 25; упр.153.



Школа – гимназия № 2 имени Гафу Каирбекова





Открытый урок

на тему:

«Однородные члены предложения»



Учитель Сакипова Л. А.



















Астана, 2015 год

Самоанализ урока русского языка



Краткая характеристика класса:

Данный урок проводится в 7 «А» классе. В группе 14 учеников. Уровень качества знаний выше среднего. Ребята очень активные, эмоциональные.

Тема урока: Однородные члены предложения.

Цели:

  • Уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов.

  • Повторение сведений о значении союзов.

  • Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка соответствующих навыков.

  • Активизация внимания учащихся.

  • Воспитание взаимопомощи.

Тип урока : комбинированный.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития воображения, внимания.

Методы урока:

частично – поисковый ( знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя ).

Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности ( через составления словосочетаний и предложений на определенную тематику ).

На данном уроке использовались технологии:

- технология критического мышления;

- технология коллективного сотрудничества;

На уроке был реализован ведущий принцип обучения, связь теории с практикой ( изученные правила отрабатывались с помощью речевых тренировочных упражнений ).

На уроке использовала различные виды деятельности: беседа, опрос, работа с учебником, самостоятельная работа, сочетала формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Урок построила таким образом, что были задействованы и сильные, и слабоуспевающие ученики.

На мой взгляд, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели достигнуты.







































Конспект открытого урока "Однородные члены предложения"
  • Русский язык и литература
Описание:


Данный урок проводится в 7 «А» классе. В группе 14 учеников. Уровень качества знаний выше среднего. Ребята очень активные, эмоциональные.

Тема урока: Однородные члены предложения.

Цели:

Уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов.

Повторение сведений о значении союзов.

Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка соответствующих навыков.

Активизация внимания учащихся.

Воспитание взаимопомощи.

Тип урока : комбинированный.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития воображения, внимания.

Методы урока:

частично – поисковый ( знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя ).

Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности ( через составления словосочетаний и предложений на определенную тематику ).

На данном уроке использовались технологии:

- технология критического мышления;

- технология коллективного сотрудничества;

На уроке был реализован ведущий принцип обучения, связь теории с практикой ( изученные правила отрабатывались с помощью речевых тренировочных упражнений ).

На уроке использовала различные виды деятельности: беседа, опрос, работа с учебником, самостоятельная работа, сочетала формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Урок построила таким образом, что были задействованы и сильные, и слабоуспевающие ученики.

На мой взгляд, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели достигнуты.

Автор Сакипова Лаура Абеновна
Дата добавления 28.05.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 220
Номер материала MA-067098
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓