Открытый урок в 7-м классе по теме: "Однородные члены
предложения"
Цели:
·
Уточнение и расширение представления о средствах и способах
соединения однородных членов.
·
Повторение сведений о значении союзов.
·
Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка
соответствующих навыков.
·
Активизация внимания учащихся.
·
Воспитание взаимопомощи.
Оборудование: Таблица
“Значения сочинительных союзов” (на каждой парте); индивидуальные
карточки-задания; на доске записаны примеры с пропущенными знаками препинания,
эпиграф.
Ход урока
-
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова академика Александра Львовича
Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает
фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”. Как вы понимаете это высказывание?
- Как
вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?
-
Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными
знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф, но сначала я хочу
обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтоб ваша запись была грамотна,
а вы, делая её, чувствовали бы себя как рыба в воде. Кстати, что означает
данный фразеологизм?
(Учащиеся
объясняют правописание подчёркнутых букв.)
-
Обратите внимание: две запятых стоит в предложении. В связи с чем?
(Учащиеся
объясняют постановку знаков.)
-
Теперь запишем без ошибок эпиграф. В правой части тетради, без кавычек. Фамилия
автора пишется без скобок, точка не ставится.
-
Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения. А чтобы воспоминания
не были отрывочными, воспользуемся учебником. Стр.93, упр.149 Я вас буду
спрашивать, а вы находите ответы в этом упражнении.
1. Какие
члены предложения могут быть однородными: только главные, или только
второстепенные, или любые?
2. Если
в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот
же вопрос или на разные?
3. В
предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
4. Однородные
члены зависят друг от друга или они равноправны?
-
Обобщите наблюдения и сделайте вывод.
-
Теперь, когда вы уже познакомились с предложениями 149 упражнения, давайте
выразительно прочтём их и попытаемся ответить на вопросы:
-
Какую роль играют однородные члены? Если использовать вместо однородных членов только
одно слово, изменится ли от этого образность высказывания?
-
Давайте сделаем ещё один вывод: однородные члены помогают более ярко передать
содержание описываемых событий, картин природы или других сторон
действительности. Это краткий и выразительный приём речи.
- Как
однородные члены могут быть связаны в предложении?
-
Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы
бывают, чем они отличаются друг от друга. Можете воспользоваться
тетрадями-справочниками. (Их мы ведём с 5 класса).
Союзы
|
Примеры
|
Соединительные
(соединяют один однородный член с другим)
|
И, да (=
и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и ..
|
1. Дни
стояли теплые и ласковые.
2.Ночью
ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3.Нигде
не было видно ни воды, ни деревьев.
4.В
лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5.Она не
только работала, но и училась.
|
Разделительные
(указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или
на их чередование)
|
Или
(иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся)
|
1. В
воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2.Волны
то набегали на берег, то отступали.
3.
Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
|
Противительные
(противопоставляют один член другому)
|
А, но,
да (=но), зато
|
1. Мал
золотник, да дорог.
2.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
3.
Казаки вполголоса, но дружно смеялись.
|
(Учащиеся
ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они
так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или
отсутствие запятой при однородных членах. На доске и в тетрадях схемы
предложений заносятся в обобщающую таблицу.)
Запятая
ставится
|
Запятая
не ставится
|
О,а О
(перед противительными союзами) О, и О, и О (перед повторяющимися союзами)
как О, так и О (перед второй частью двойных союзов)
|
ОиО Ода
(=и) О О или О (при одиночных соединительных и разделительных союзах)
|
-
Играем в “Третий лишний”.
1. И,
зато, а.
2. А,
но, либо.
3. И,
ни-ни, то-то.
4. Не
только…,но и; не то – не то; или.
-
Работа в парах. Запишите с доски предложения, в которых не поставлены знаки
препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие),
подготовьтесь к защите. (В это же время “сильные” ученики работают по
индивидуальным карточкам.)
1.
Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
2. Ум
имей хоть маленький но свой.
3.
Видны и лес и поле и река.
4.
Ветер то дунет то замрёт.
5.
Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова
верфь.)
6. В
небе показался не то коршун не то ястреб.
7.
Мала победа да своя.
Заслушиваем
объяснения.
-
Подведём итоги. Удалось ли вам воспользоваться своими знаниями? А что вы
вспомнили или узнали?
-
Домашнее задание: § 24, 25; упр.153.
Школа – гимназия № 2 имени Гафу
Каирбекова
Открытый
урок
на тему:
«Однородные
члены предложения»
Учитель
Сакипова Л. А.
Астана,
2015 год
Самоанализ
урока русского языка
Краткая характеристика класса:
Данный урок проводится в 7 «А» классе. В
группе 14 учеников. Уровень качества знаний выше среднего. Ребята очень
активные, эмоциональные.
Тема урока:
Однородные члены предложения.
Цели:
·
Уточнение и расширение представления о средствах и способах
соединения однородных членов.
·
Повторение сведений о значении союзов.
·
Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка
соответствующих навыков.
·
Активизация внимания учащихся.
·
Воспитание взаимопомощи.
Тип
урока : комбинированный.
Мною
была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью
повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к
уроку, развития воображения, внимания.
Методы
урока:
частично
– поисковый ( знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было
добывать самостоятельно под руководством учителя ).
Осуществлялся
творческий характер познавательной деятельности ( через составления
словосочетаний и предложений на определенную тематику ).
На
данном уроке использовались технологии:
-
технология критического мышления;
-
технология коллективного сотрудничества;
На
уроке был реализован ведущий принцип обучения, связь теории с практикой (
изученные правила отрабатывались с помощью речевых тренировочных упражнений ).
На
уроке использовала различные виды деятельности: беседа, опрос, работа с
учебником, самостоятельная работа, сочетала формы фронтальной, групповой и
индивидуальной работы.
Урок
построила таким образом, что были задействованы и сильные, и слабоуспевающие
ученики.
На мой
взгляд, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели достигнуты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.