Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Волошка»
Грачевой Ольги Алексеевны, ЯНАО, г. Ноябрьск.
Конспект НОД по развитию речи в старшей
группе МБДОУ «Волошка».
Тема: Рассматривание
сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.
Цель: совершенствовать
умение составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Образовательные задачи:
- учить составлять описательный рассказ по картине
«Осенний день в лесу», придерживаясь плана;
- учить наблюденипю о содержании картины,
упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых
предложений;
- закреплять умение образовывать близкие по
смыслу однокоренные слова;
- расширять представления детей об обитателях
флоры и фауны Севера, учить придерживаться логики описания.
Развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- развивать память, внимание,
словесно-логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность,
инициативность, эстетические чувства;
- воспитывать любовь к к окружающему миру.
Ход.
1.Организационный момент.
- Отгадайте загадку, о каком времени года идёт
речь.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю.
Но не боюсь я сосен
И ёлочек …я (осень).
- Как вы догадались, что речь идёт об осени?
Артикуляционная разминка(чистоговорка).
Ла – ла – ла – осень к нам пришла!
Ре – ре – ре – осень на дворе!
Ца – ца – ца – осень у крыльца!
Ном – ном – ном – осень за окном!
Игра «Что бывает осенью?»
Отвечаем да или нет.
Осенью с дерева падают листочки? Распускаются
цветочки?
Осень птицы прилетают? А может улетают?
Осенью начинается листопад? Начинается
снегопад?
Осенью у зайца шубка серая? А может белая?
Осенью урожай садим? А может собираем?
Осенью растут в лесу ёлочки? А грибочки?
Осенью утром на улице темно? А может быть
светло?
Осенью насекомые просыпаются? А может
засыпают?
- Какие стихи про осень вы знаете? (Дети
рассказывают стихи про осень).
2. Основная часть.
Рассматривание сюжетной картины «Осенний
день в лесу» и составление рассказов по ней.
- Посмотрите внимательно на картину и скажите,
как бы вы её назвали?
- Какое время года изобразил художник?
- Какое время суток он нарисовал?
- Как об этом сказать одним предложением? (
Художник изобразил осенний день в лесу и точно так же назвал эту картину).
- Как вы догадались, что на картине день? ( В
лесу светло, дети гуляют).
- А почему вы решили, что день осенний? (
Листья пожелтели, покраснели, опадают.Дети собирают осенние букеты).
- Какой осенний день на этой картине?
(Тёплый, солнечный).
В тёплый солнечный день особенно хорошо
вокруг. А как это показано на картине? ( Синее небо и яркие жёлтые кроны
деревьев. Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся ).
Послушайте, какой рассказ я сочинила.
Наступила долгожданная осень. Ранней
осенью ещё случаются тёплые деньки. Воздух чист и прозрачен. Дни становятся
короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети с
воспитателем вышли в лес на прогулку. Вместе с ними радуется тёплым осенним
денькам собака Шарик. Мальчики и девочки собирают красивые букеты из осенних
листьев. Все рады тёплому осеннему деньку!
- Вам понравился мой рассказ?
- Чем он понравился?
- Что особенно понравилось в рассказе?
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по
картине, используя план – схему.
Посмотрите на схему и скажите с чего вы
начнёте свой рассказ? (Разобрать план – схему к рассказу).
- Кто желает составить свой рассказ?
(Выслушиваются 2-3 детей).
Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели!
Приход осени не толко заметен по изменению в
природе, но и животные начинают готовиться к зиме.
- Каких зверей можно встретить в наших лесах
осенью?
- Кто укладывается спать на всю зиму?
- Кто меняет на зиму шубку?
- Кто делает запасы на зиму?
- Кто зимует под листвой, в коре деревьев?
Лесные звери готовятся к зиме ранней осенью.
Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – менять шубки с
летних на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней
природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды,
орехи, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук
собирает коренья и грибы, просушивает их и раскладывает на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дупле. Волк и лиса
зимой не спят и запасов не готовят, они охотятся.Прячутся в норы и дупла лесные
обитатели.
- Что делает медведь осенью?
- Кто попрятался в норы?
- Что делает белочка осенью?
- Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда ещё
не выпал снег? Почему?
3. Итог.
- Чему мы сегодня учились?
- Что интересного узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
Сюрпризный момент.
Ребята, вы сегодня были очень внимательными и
старательными. У вас получились замечательные рассказы про осенни день в лесу.
Вы расскажите их своим друзьям и родителям. Но а в подарок от осени вы
получаете вот эти осенние листочки, которые будут напоминать вам о нашем
занятии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.