Главная / Музыка / конспект "Музыкальные формы"

конспект "Музыкальные формы"

hello_html_28823b6c.png




МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ


Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм даст более ясное представление о произведениях.


Мотив – интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Единство звуков мотива определяется:

  • Общей линией мелодического движения

  • Стремлением звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку

  • Одной гармонией или связной гармонической последовательностью

Музыкальной фразой называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.

Единство фразы определяется:

  • Общностью мелодического движения и общей кульминацией

  • Ладо-гармоническими связями

  • Ритмо-синтаксической структурой фразы: а/ периодичность «Течёт река Волга» б/ объединение «Солнечный круг» в/ дробление «Песенка капитана Гранда» г/дробление с объединением «Бухенвальдский набат»

Музыкальная тема –первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке. Основные черты художественного образа обычно даются в начале произведения, но полностью художественный образ находит воплощение в процессе развития содержания. Об окончании темы можно судить по следующим признакам:

  1. Тема закончена, если далее следует её буквальное повторение или варьированный повтор («Осенняя песнь» Чайковского)

  2. Тема закончена, если далее появляется новая тема

  3. Тема закончена, если далее следует её развитие (Шуберт «12 лендлеров»)

ПЕРИОД

(с греч. –круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс)

Периодом называется законченная одночастная форма изложения темы гомофонного склада. Период делится на два, редко на три предложения. 1 –е предложение ( а) – интонационно неустойчиво, 2-е предложение или в)- устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А). Типы периода:

  1. Повторный (квадратный)- период из двух предложений, тематически сходных, но различающихся кадансами .

  2. Единой структуры- процесс интонационного развития проходит в рамках единой ритмо-синтаксической структуры.

  3. Модулирующий- заканчивается в другой тональности и возникает необходимость дальнейшего развития.

  4. Сложный – повторный период, каждое предложение которого делится на два построения (Чайковский. «Ноктюрн до диез- минор)

Дополнение и расширение- называется построение, выходящие за рамки периода. Часто дополнение-это повторение последнего построения периода.

ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ:

Вступление и заключение: вступление и заключение тесно связаны с вокальными жанрами: песней, романсом, арией, т.к. предполагают две партии: партию сопровождения, которой принадлежит вступление с заключением, и партию голоса, вступающую позже и раньше заканчивающуюся. Из области вокальных жанров вступление и заключение перешли в инструментальную музыку. Существуют различные типы вступлений:

  • Вступление может состоять всего лишь из нескольких аккордов или одного аккорда. Часто в таком вступлении устанавливаются тональность, темп, метро-ритм и фактура произведения

  • Во вступлении излагается яркая тема. Иногда она самостоятельна («День ли царит» Чайковского), иногда это тема, которая далее будет изложена в партии голоса или инструмента («Растворил я окно» Чайковский,«Симфония № 6») Чайковского- тема вступления далее звучит в главной партии, Бетховен «Симфония № 5» -как эпиграф).

  • Заключение чаще всего повторяет вступление и «обрамляет» с ним произведение. Иногда оно контрастирует вступлению («День ли царит» Чайковского)

Экспозиция ( лат.- изложение, объяснение, показ): – называется первоначальное изложение одной или нескольких тем произведения. Начинается обычно в главной тональности, но оканчиваться может в одной из побочной тональностей. Экспозиция может быть повторена (сонаты и симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Реприза: повторение темы или тем экспозиции. Репризность имеет огромное значение в музыке, т.к. в точной репризе утверждаются основные черты художественного образа. Однако при повторении темы или тем экспозиции в репризе они воспринимаются несколько иначе. Репризы могут быть изменённые:

- тема, данная в экспозиции, в репризе может стать ярче, динамичнее. Такую репризу называют динамической. (Шопен. «Ноктюрн» № 13, до-минор)

- реприза может быть сокращённой ( «Прелюдия» Ре-бемоль мажор Шопена) или расширенной («Мелодия для скрипки и ф-но», соч. 42, № 3 Чайковского)

- зеркальной называется реприза, в которой темы экспозиции представлены так, что сначала идёт вторая тема, потом первая (Шуберт «Приют»). Зеркальной может быть и реприза одной темы, написанной в форме периода. Тогда в репризе появляется сначала второе, потом первое предложение ( Шуман «Листок из альбома» из цикла «Пёстрые листья», соч.99).

Разработка: процесс интонационного развития пронизывает всё произведения от первой до последней ноты, построения, в которых происходят изменения тем экспозиции, называются тематическим развитием. Анализируя тематическое развитие, мы должны установить: 1/ какие темы развиваются, 2/ какой тональный план развития, 3/ каково изменение темы- какие новые она приобретает.

Эпизод: называется новая тема, возникающая в процессе сквозного развития

Кода: называется завершающий этап сквозного развития произведения. Кода появляется в том случае, если развитие не исчерпано в предыдущих частях музыкальной формы:

- кода может быть разработочного типа: тема в ней может производится частично и даже полностью в разных тональностях, где главная тональность укрепляется многократными кадансами ( Бетховен «Соната», соч. 27, № 2, до-диез минор, финал)

- в конце может быть использована тема эпизода (Бетховен «Соната» соч. 2, № 3, До-мажор, ч.2). Кода имеет большое образно-смысловое значение. (Чайковский «Симфония» № 5, финал, в которой темы вступления и главной партии первой части появляется в мажоре и в очень подчёркнуто маршевом облике).

Промежуточные и связующие построения: существуют построения, роль которых в процессе развития менее значительна, но такие построения имеют большое формообразующее значение, а часто и большую образно-смысловую функцию:

Интерлюдия (лат. inter- между)- вступление и постлюдия (лат. post-после)- заключение. Роль их очень важна, например, когда в ней заключено как бы высказывание «от автора», дополняющее в партии сопровождения партию солирующего голоса или инструмента («Примиренье» Чайковский). Связующие построения готовят появление репризы или новой темы. Таковы связующие партии в сонатной форме.


ПРОСТАЯ ФОРМА


Форма называется простой , когда каждая часть произведения является периодом. Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной.

Одночастной называется простая форма, содержащая изложение в рамках периода. Очень характерна для русских народных песен (куплетная форма –1) а + а1 +а 2+ а3 ;

2) а + а1 + в + в1; а + а1 ; 3) единая структура). Большое значение одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского изложены в форме периода. Среди них крайне редко встречается повторный период квадратного строения (Шопен «Прелюдия» Ля-мажор). Обычно второе предложение расширено, содержит интенсивное нарастание, кульминацию. Пример расширения – Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»


ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА


Простой двухчастной формой называется форма. Первая часть которой представляет тему произведения, изложенную в форме периода , а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А + А или А + В . Существует двухчастная репризная форма: А + В + А , где последний период должен быть меньше начального периода ( 8 + 8 + 4 ), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно в инструментальном жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах ( некоторые лендлеры Шуберта), и в качестве формы части более крупного сочинения, особенно в темах вариационного цикла (тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта) или в романсах ( «Юноша и дева» Даргомыжского, «Что так сердце растревожено» Хренникова).

В простой двухчастной форме середина может быть написана не в форме периода, а быть развивающей (Шуберт «Лендлер» Си-мажор). Примером может стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является («Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Двухчастность характерна для небольших танцевальных пьес (некоторые вальсы Шуберта, «Украинский казачок» Даргомыжского –как песня с запевом и припевом) , а также и не танцевального склада- «Прелюдия» соч. 57,№ 1 Лядова. Каждая часть может быть повторена : А В . Простая двухчастная форма может быть как форма части более крупной композиции.


ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА


Простая трёхчастная форма- называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть- построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы; третья часть является репризой: А + В + А , где средняя часть развивающая и периодом не является. Масштабы средней части могут быть весьма различны: а/ средняя часть равная крайним частям ( 8+ 8+ 8), б/ средняя часть короче, чем крайние части ( 8+ 6+ 8), в/ средняя часть длиннее ( 8+ 10+ 8). Третья часть –реприза- может быть буквальным повторением первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена (варьирована), расширена. Особо следует выделить динамическую репризу- изложение первоначальной темы на более высоком динамическом уровне, в более сложной фактуре или в более гармоническом освещении. Нередко при этом достигается самая значительная кульминация всего произведения («День ли царит» Чайковского).

Самостоятельность первой часть и связанность развивающей средней части с репризой подчёркивается тем, что первая часть повторяется особо, а вторая и третья –вместе:

А В А . вслед за репризой может возникнуть кода. Может иметь вступление и заключение. В вокальной музыке данная форма применяется в романсах, ариях, где средняя часть- развивающая («Для берегов отчизны дальней» Бородина), реже встречаются с контрастной частью («Ария Снегурочки» Римского-Корсакова).

Вступление и заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные разделы. В инструментальной музыке простая трёхчастная форма встречается в танцевальных и песенных жанрах, этюдов («Вальсы» Шуберта, некоторые мазурки Шопена, «Песня жаворонка» Чайковского, «Грёзы» Шумана, этюды Шопена, Скрябина).

Простая трёхчастная форма используется как форма более крупной композиции.



Сложная трёхчастная форма


Сложной трёхчастной формой называется трёхчастная форма, первая часть которой написана в простой двухчастной или трёхчастной форме, вторая часть либо имеет такое же строение или ряд незамкнутых построений, а третья часть является репризой. Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.

Первая часть пишется в главной тональности. Вторая часть большей частью пишется в одноимённой или субдоминантовой тональности. (Иногда она проходит в главной тональности «Скерцо» Третьей симфонии Бетховена).

Третья часть- реприза – буквальное или видоизменённое повторение первой части. Буквальное реприза часто не выписывается в нотах, а обозначается D, C., т.е. Da capo. Видоизменением в репризе часто связаны с усложнением фактуры (варьирование- соната № 4, ч. 2 Бетховена). Иногда встречаются сокращённые репризы (Прелюдия № 15; Мазурки № 1, 2 Шопена), в которых содержится лишь один период первой части пьесы. В заключении формы иногда имеет место кода. Эта форма широко распространена в инструментальной музыке танцевального жанра (сопоставление двух танцев, где вторую часть называют – трио, т.к. исполнялось тремя инструментами), марша (походного, торжественного, траурного). Произведения нетанцевального жанра, в основном которых лежит контрастное сопоставление двух образов. Нередко они имеют программное название: П.Чайковский «Времена года»: «На тройке», « У камелька» или жанровое обозначение – ноктюрн, баркарола. Такая форма встречается в медленных частях сонатного цикла.

В вокальных произведениях сложная трёхчастная форма встречается значительная реже, чем в инструментальных (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»).


Сложная двухчастная форма


Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы.

В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко ( Ф.Шопен. «Ноктюрн», соч. 15, соль-минор). В вокальной музыке эта форма встречается в тех произведениях, где развитие содержания основывается на контрастном сопоставлении двух тем и реприза не требуется или даже недопустима. Такую форму имеют, например, романсы «Давно ли роскошно ты розой цвела» М.Глинки, «На нивы жёлтые» П.Чайковского. Сложная двухчастная форма иногда встречается в песнях советских композиторов- «Гимн демократической молодёжи» А.Новикова (первая часть- си-бемоль -минор – одночастная; вторая часть –Си-бемоль- мажор: простая трёхчастная форма).


Рондо


Рондо называется многочастная форма, основанная на проведении одной темы не менее 3-х раз и на сопоставлении её с различными эпизодами:

А В А С А

Слово «рондо» означает круг, хоровод.

В конце 17 –начале 18 века сложился один из ранних видов формы рондо. Широкое распространение он получил в творчестве французских композиторов- клавесинистов

Фр.Куперена, Ж.Рамо, Дакен. Основные признаки этой формы:

1). Неограниченное количество эпизодов

2). Контраст темы и эпизодов незначителен

3). Тема пишется в форме периода, эпизоды- не сложнее периода

4). Характерна замкнутость частей

5). Тема всегда проводится в основной тональности, эпизоды –диатонич. Родства

Рондо французских клавесинистов обычно называют куплетное рондо. Его тема называется рефреном, а эпизоды – куплетами. В этой форме написано множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы», «Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).

В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо». Её характерные черты: 1) количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя); 2) один из эпизодов (чаще всего второй) контрастирует теме; 3) тема пишется в простой 2-х частной или 3-х частной форме; типично варьирование темы при её вторичных появлениях; 4) эпизоды тоже иногда пишутся в 2-х частной или 3-х частной форме (финал Сонаты № 7, Ре-мажор, Гайдна); 5) часто встречается кода, построенная на интонациях темы и на интонациях контрастного эпизода; 6) тональный план формы чёток: тема- в главной тональности, контрастный эпизод- в одноимённой или субдоминантовой, неконтрастный эпизод- в доминантовой тональности, иногда – в тональности VI ступени (при основной мажорной тональности). В форме рондо написаны некоторые финалы сонатных циклов, отдельные пьесы, часто называемые рондо. Иногда эту форму можно встретить в оперной арии ( «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта).

В творчестве композиторов 19 века ( в частности , у Шумана) форма рондо приобретает новые черты:

1). Возрастает количество эпизодов;

2). Возрастает степень контрастности темы и различных эпизодов;

3). Замкнутость контрастных частей создаёт крупную многочастную форму

(1 часть «Венского карнавала» Шумана»)

4). Усложняется тональный план, появляются тональности более далёкого

родства; встречаются темы, заканчивающиеся модуляцией. Проведение

одного и того же эпизода в различных тональностях («Новеллетта»,

соч. 21, № 1, Шумана)

В творчестве русских классиков и советских композиторов встречаются весьма разнообразные виды рондо. Прежде всего следует выделить яркие образцы этой формы в вокальной музыке- в произведениях, основанных на контрастных сопоставлениях нескольких тем при господстве одной – главной. Среди них известные романсы Даргомыжского «Ночной зефир», «Песня рыбки», «Свадьбы»; Бородина «Спящая княжна». У Глинки форму рондо имеют некоторые оперные арии – рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин», рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмилы», романсы «Ночной зефир», «Сомнение»( нет изменения музыкального текста, изменяется лишь словесный текст).

Симфонические и камерные произведения: «Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4 Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной сонаты, вальс из пионерской сюиты Прокофьева «Зимний костёр».

Вариации


Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений.


Вариации на basso ostinato


Называют вариационную форму , неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в нижнем голосе. А верхние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются. (Чаконы, пассакалии в творчестве И.С.Баха, Г.Генделя).


Вариации на soprano ostinato


Называют вариационную форму. Неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в верхнем голосе. А нижние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются.

Этот тип вариаций использовали русские композиторы в вокальных произведениях на народную тему, которая оставалась неизменной .


Классические вариации


Основой классических вариаций является тема, изложенная чаще в 2-х частной репризной форме, и ряд вариаций. Тема в вариациях развивается с помощью мелодической фигурации. Видоизменяется ритмический рисунок, иногда меняется метр, темп. Гармония и форма темы остаётся неизменным. Все вариации излагаются в одной –главной тональности. В середине возникает вариация или группа вариаций – в одноименной тональности. Это является средством создания контраста в развитии одной музыкальной темы. Такая форма получила широкое распространение в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Иногда встречаются большие, значительные произведения- «32 вариации» Бетховена.

Двойные вариации


Двойными вариациями называются вариации на две темы. Эти темы излагаются в начале произведения, противопоставляясь друг другу. Затем также последовательно варьируются. (Симфония № 5, ч.2 Бетховена; Симфония № 103 «С тремоло литавр», ч.2 Гайдна; «Камаринская» Глинки).

Вариационная форма и вариационный метод развития занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизменённого повторения напева в последующих куплетах.






hello_html_m76a9fda6.gif



hello_html_6b4a9085.gif

конспект "Музыкальные формы"
  • Музыка
Описание:

данный конспект предназначен как преподавателям музыкальных школ и школ искусств, так и для педагогов общеобразовательных школ. Конспект "Музыкальные формы" намного облегчит работу преподавателей в подготовке учеников к изучению музыкальных форм.В данном конспекте они описаны от простых мотивов до сложных музыкальных форм. В конце конспекта дана краткая запись всех форм по буквенным обозначением. В качестве приложения дана схема сонатной формы в качестве образца ( так можно оформить любую музыкальную форму). Все формулировки даны кратко и с примерами.

Автор Мустафина Алла Семёновна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 3909
Номер материала 58854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы