Главная / Логопедия / Конспект логопедического занятия по теме: "Слог".

Конспект логопедического занятия по теме: "Слог".

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: Слог.

Форма занятия: групповое (7 учащихся)

Общее время – 45мин

Цель: совершенствовать навык слогового анализа, закрепить правило о слогообразующей роли гласных.

Задачи: продолжать упражнять в различении речевых единиц « звук-слог-слово», уточнить, что слог-это часть слова, не заключающая в себе смысла, повторить правило о слогообразующей роли гласных, совершенствовать навык слогового анализа с опорой на гласные , слогового синтеза, продолжать упражнять в грамматически правильном построении предложений, в правильном оформлении его на письме, активизировать словарь по теме «деревья», упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных, отработать умение формулировать задание, формировать навык свободного и адекватного использование учебной терминологии, развитие мелкой моторики.

Оборудование: ручки, рабочие тетради, слоговые таблицы Зайцева, наглядный материал по теме «деревья», музыкальная запись пальчиковой гимнастики и физминутки, презентация к уроку.

Ходзанятия:



Действия логопеда

Действия детей

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить! Давайте организуем себя на активный интересный урок хорошей песней. Звучит песня «Начинаем заниматься» слова и музыка Е. Железновой

2. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание учащихся на доску и экран.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску и экран и сформулируйте тему урока самостоятельно. На экране записана тема урока «Слог», на доске картинки с изображением деревьев. (Слайд 1)



- Итак, сегодня будем говорить о деревьях, и продолжать учиться делить слова на слоги, не путать звук, слог и слово.

3. Основная часть занятия. Тренировочные задания и упражнения.



Посмотрите еще раз на доску и скажите как, одним словом можно назвать все эти предметы.

-Хлопните в ладоши, когда услышите деревья. Логопед произносит слова - береза, клен, каштан, смородина, сосна, подберезовик, опята, ель, дуб, осина, облепиха, клюква, лиственница.

-А теперь проверим, какие деревья знаете вы?



Давайте поиграем со словом деревья.

Закончите предложения словом «деревья»(слайд 2)правильно изменив его окончание.





У наших ребят в саду растут что?

А у меня в саду нет чего?

Ребята подойдут к чему?

Они будут довольны чем?

Всем ребятам во дворе они расскажут о чем?

Вопросы логопеда

Что происходило с окончанием слова?

А почему мы изменяли окончание?



- Ребята, из чего состоит наша речь?

- Правильно! Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?



Давайте в этом убедимся. Какое слово получится, если соединить слоги: бе-ре-за, то-поль, ли-па, ка-штан и т. д?

Мы убедились в том, что слова состоят из слогов.

- А что такое слог?

Хлопнуть в ладоши когда услышите слог? Логопед произносит слоги и слова, учащиеся внимательно слушают и хлопают на услышанный слог. Рябина, осина, на би, тополь, поль клен, дуб, ду, па, вен.



- Какое задание вы сейчас выполняли?

- А как вы узнавали слоги?

Давайте вспомним, как образуются слоги?

Давайте рассмотрим слого-звуковые схемы. Логопед вывешивает слого-звуковые схемы на доску.

-Вы согласны с тем, что слог - это сочетание согласного и гласного звука? Составьте слоги, соответствующие схеме.







-Вы согласны с тем, что слог - это сочетание гласного и согласного звука? Составьте слоги, соответствующие схеме.





-Вы согласны с тем, что слог - это сочетание нескольких согласных и одной гласной? Составьте слоги, соответствующие схеме.

-Вы согласны с тем, что слог - это сочетание только согласных звуков?



-Давайте проверим наши знания и выполним следующее задание. На экране сделана следующая запись: ка, каштан, шт.(слайд 3)

Найти и прочитать слог.

Найти и прочитать слово.

Найти и прочитать буквы.

Теперь я вижу, что вы хорошо различаете звук (буквы), слог, слово. Молодцы!

- Ребята скажите, какие звуки нам помогают определять количество слогов в слове?

-Какие звуки мы называем гласными?

- Сколько всего гласных букв?











-Так что же зависит от количества гласных?

Задание: прослушать слова, выделить только гласные. Логопед диктует слова – корни, ствол, кора, ветки, листочки, почки, плод).

А теперь проверьте себя (слайд 4)

- Как можно назвать все это одним словом?

Давайте поиграем в игру «Один-много». Я буду называть части деревьев в ед. числе, а Вы во мн. числе.

-ствол

-корень

-ветвь и т.д.

- Так для чего мы учимся выделять гласные звуки в словах?



-Что зависит от количества гласных?

- Ребята давайте еще раз рассмотрим наши деревья и попробуем их узнать и назвать.

-Что нам поможет правильно назвать дерево?





4. Физминутка

-Давайте немного отдохнем и потанцуем с нашими деревьями. Звучит музыка В.Лазарева «Танец деревьев».

Пока мы с Вами танцевали, деревья подарили нам свои листочки, давайте узнаем и назовем листья.

-Узнайте дерево по описанию, назовите, разделите слово на слоги, зачертите слоговую схему, надпишите гласные.

-высокая, прямая, смолистая

-цветущая, пахучая, медоносная

-стройная, белоствольная, кудрявая

-могучий, толстый, крепкий

-зеленая, пушистая, колючая

-высокий, раскидистый с резным, узорчатым листом







Логопед обращает внимание детей на экран.

-Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Плоды) (слайд5)

-Давайте вспомним, на каком дереве растет каждый плод и составим предложение.

-Но прежде, прочтите запись сделанную на экране (шишки, расти, на, елка).(слайд 6, 7,8)

-Можно ли эту запись считать предложением?

-Почему? Что такое предложение, из чего состоит предложение? Как пишутся слова в предложении?





-Свяжите слова, составьте предложение.

-Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое, второе, третье, четвертое.

- На каком месте по счету стоит самое маленькое слово?

- Какое слово напишем с большой буквы? Почему?

- После, какого слова поставим точку? Почему?

Записать предложение разделить каждое слово на слоги, доказать правильность выполнения.





5. Пальчиковый массаж (слайд 9)

- Предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать пальчиковый массаж, а поможет нам в этом наша елочка (пальчиковый массаж «дом на елке под музыку).

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.



Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять.

-Составьте предложение с каждым плодом. Запишите свои предложения в тетрадь, разделите слова на слоги, подчеркните гласные.





6. Итог урока. Рефлексия.



Наш урок подошел к концу, давайте сделаем вывод.



Закончите фразы: (Слайд 10)

Сегодня я научился …..







Мне было интересно…..

Знания, полученные на уроке я перенесу…

Я встретил трудности…..

Я выполнял задания и это пригодится мне…..

Теперь я умею……





Урок дал мне для жизни……



7. Спасибо за урок, молодцы!












Ребята стоят в кругу в центре класса, исполняют песню «Начинаем заниматься». После песни рассаживаются на места.















Один учащийся формулирует тему урока, ставит учебные задачи.

-Сегодня на уроке мы вспомним, что такое слог, будем продолжать учиться делить слова на слоги, а также будем говорить о деревьях.













Ученик встает и отвечает:

-Это все деревья.



Дети слушают и хлопают в ладоши, когда услышат деревья.





Учаиеся называют деревья.









Ребята с места заканчивают предложение, правильно изменив окончание слова «деревья».

Первый ученик отвечает – деревья

Второй ученик - деревьев

Третийученик – к деревьям

Четвертый ученик – деревьями

Пятый ученик – о деревьях





Окончание слова постоянно изменялось.

-Потому что слова в предложении мы всегда связываем по смыслу и грамматически.

- Из предложений

- Из слов

- Из слогов



Ученики произносят составленные из слогов слова: береза, тополь, липа, каштан и т.д.





Слог – это часть слова, не имеющая смысла.





Ребята слушают и хлопают на услышанный слог.



-Хлопали когда услышим слог.

Слог не имеет смысла, а слово имеет.











Ученики с места отвечают, составляют и называют слоги: па, ло, ды, зи и т.д. Доказывают правильность выполнения задания.



Ученики называют слоги: ом, эв, ук, ош и т.д.







Ученики называют слоги: сми, отр, пин, чне, акм, стро и т.д.

-

Нет, согласные без гласной слога не образуют. А один гласный может образовать отдельный слог.









Первый ученик - ка. Доказывает правильность ответа.

Второй ученик – каштан. Доказывает правильность ответа.

Третий ученик – шт. Доказывает правильность ответа.



Гласные звуки помогают определить количество слогов в слове. Даже есть такое правило - сколько в слове гласных, столько и слогов.

Гласные - это такие звуки, которые мы можем петь, тянуть и воздушная струя не встречает преграду.

- Гласных букв всего 10. Читают гласные по таблице В.Зайцева.

- От количества гласных зависит количество слогов.



Учащиеся выделяют и записывают только гласные (самостоятельная работа в тетрадях).

- Корни, ствол, кора и. т.д. – это части деревьев.



Учащиеся проверяют



-стволы

-корни

-ветви





-Для того, чтобы правильно определять количество слогов в слове.

-Количество слогов.





Листья и плоды. Ребята по одному называют изображенные на картинках деревья, рассматривая плоды и их листья.





Ребята выходят на середину класса, танцуют.





Ребята берут по одному листочку и правильно их называют.

Например - это лист липы, лист липовый и т.д.

Рассаживаются на места.



Ребята по одному отгадывают дерево, делят на слоги, изображают слоговую схему, надписывают гласные (работают в тетрадях).

-сосна

-липа

-береза

-дуб

-ель

-клен





-Это плоды деревьев. Ребята по очереди называют плоды деревьев изображенные на картинке ( желуди, крылатки, шишки, яблоки, орехи, ягода).









Нет, это отдельные слова, не связанные между собой по смыслу и грамматически.

- Предложение – это мысль выраженная словами. Предложение состоит из слов и слова в нем связаны по смыслу и грамматически.



-Шишки растут на елке.

-четыре







-на третьем

-Шишки, потому что это начало предложения.

-елке, потому что это конец предложения.



Ученик выходит к доске записывает предложение, подчеркивает опасные места, делит слова на слоги, подчеркивает гласные, слоги обозначает дугой.



Дети, сидя на местах под музыку выполняют пальчиковый массаж.

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке"

Дети заглядывают в "улей".

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают)









Ученики по одному составляют предложение, записывают в тетрадь, делят слова на слоги, подчеркивают гласные, закрепляют правило о слогообразующей роли гласных.



- Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое слог, учились отличать слог от слова и букв, учились делить слова на слоги, повторили правило о роли гласных, вспомнили названия деревьев.



Делить слова на слоги, вспомнил правило о роли гласных в определении слогов в слове, научился отличать слоги от слов и букв, повторили слова-антонимы и синонимы.

Ответы учеников.

В класс.

Ответы учеников.

На уроках русского языка, в жизни.



Делить слова на слоги, знаю правило о роли гласных в определении слогов в слове.



Ответы учеников.








Конспект логопедического занятия по теме: "Слог".
  • Логопедия
Описание:

Цель: совершенствовать навык слогового анализа, закрепить правило о слогообразующей роли гласных.

Задачи: продолжать упражнять в различении речевых единиц « звук-слог-слово», уточнить, что слог-это часть слова, не заключающая в себе смысла,повторить правило о слогообразующей роли гласных, совершенствовать навыкслогового анализа с опорой на гласные , слогового синтеза, продолжать упражнять в грамматически правильном построении предложений, в правильном оформлении его на письме, активизировать словарь по теме «деревья», упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных, отработать умение формулировать задание, формировать навык свободного и адекватногоиспользование учебной терминологии, развитие мелкой моторики.

Оборудование: ручки, рабочие тетради, слоговые таблицы Зайцева, наглядный материал по теме «деревья»,музыкальная запись пальчиковой гимнастики и физминутки, презентация к уроку.

Автор Цой Ольга Евгеньевна
Дата добавления 29.05.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1837
Номер материала 59768
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓