Конспект
группового логопедического занятия. 2 класс.
Тема:
Звуки [ к], [ к`], буква
К.
Цель: правильно и чётко произносить звуки к,
к` в слогах , словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
·
Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков к,
к` в слогах, словах и предложениях ;
·
Формировать навыки образования единственного и
множественного числа существительных;
·
Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами
прилагательными в роде и числе.
Развивающие:
·
Развивать артикуляционную
моторику;
·
Коррекция и развитие мелкой
моторики кистей рук путем выполнения специально подобранных упражнений( имитации
игры в снежки и обводка по линиям);
·
Коррекция и развитие фонематического восприятия через
выполнение специально подобранного
упражнения («Поймай звук»), слуховой контроль;
·
Способствовать развитию и коррекции внимании, памяти,
мышления.
Воспитательные:
·
Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в
речь логопеда.
·
Содействовать воспитанию бережного отношения к учебным
принадлежностям.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, предметные картинки, мяч, наклейки,
зеркала.
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из 2-х слогов.
II.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквой, а
какой вы узнаете, отгадав загадку.
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это - ...(кот)
- К нам сегодня на
занятие пришёл в гости котёнок Кеша. СЛАЙД
- Какой он?(
описывают, называют прилагательные).
- А теперь разделите
слово котёнок на слоги (ко-тё-нок). СЛАЙД
- какой 1-й слог?
(ко), первый звук?(к).
III.
Характеристика звуков
[ к], [ к`] по
артикуляционным и акустическим признакам.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [ к].
- Как вы произносите звук [ к](язычок поставить за нижние зубы, слегка его отодвигаем
назад, спинка языка прогибается, затем резко выдыхаем воздух).
- Как происходит воздушная струя? (свободно или встречает
преграду).
- Ладошками проверим наш голос спит или поёт?(спит).
Вывод:
Когда произносится согласный звук
[ к] воздушная струя встречает преграду.
- Назовите в слове котёнок 1-й и 2-й звук ( к и о), о-гласный 1-го ряда
- Ребята, если после согласных стоят гласные 1-го ряда, то у
нас согласные твёрдые.
- Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [ к]?
- Звук [ к] -
согласный, глухой, твёрдый (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й
раз ученики одни). СЛАЙД
- Твёрдый согласный звук [ к] мы обозначим синим
кружочком.
- А теперь назовите первый слог в слове Кеша (ке) СЛАЙД
- первый звук (кь), второй (е)
- Е- гласный какого ряда?(2 ряда).
- Если после согласного стоит гласный 2-го ряда, то
согласный будет мягким. Т.е. в слоге ке звук [ к`]-мягкий.
Вывод:
- Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [ к`]?
- Звук [ к] - согласный, глухой, мягкий (в 1-й раз
говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни). СЛАЙД
- Мягкий согласный звук [ к`] мы обозначим зелёным кружочком.
IV.
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук».
-Сейчас мы с вами поиграем. Я буду произносить звуки, слоги
и слова, если вы услышите звук [
к], то хлопните в ладоши.
-К, р, к, ка, лы, та, ка, кол, ход, кот, пух.
- А сейчас ловим мягкий звук [ к ]:
- Кь, п, т, кино, кь, та, ру, ки.
- Молодцы, ребята.
Пальчиковая гимнастика.
- обводка по пунктирным линиям ( Какая буква спряталась?)
Соотнесение звуков к-к` с буквой К. СЛАЙД
-Звуки мы слышим и говорим, а букву пишем. Чтобы прочитать
или написать названия предметов, нам надо познакомиться с буквой. Звуки к и кь
мы обозначаем буквой К.
- Это печатная буква К
-
Это письменные заглавные и строчная буква К.
- На что похожа буква К. СЛАЙД
Сейчас я прочитаю стихотворение про букву К.
Два столба стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
- Давайте поднимем руки, пальчиками в воздухе напишем печатную
букву К. А теперь глазками.
На что ещё похожа буква К. (человек выставил ногу и вытянул
руку и т.д.).
- Найдите в классе предметы, в названии которых есть звуки
к-к`.
V. Чтение
слогов. СЛАЙД
ка
кя
ко
кё
ку
кю
кы
ки
- Читаем слоги 1-го ряда, во всех этих слогах звук
к какой? (твёрдый), почему?( после к - стоят гласные 1-го ряда)
-
Каким кружочком обозначим? (синим)
-
Читаем слоги 2-го ряда, во всех
этих слогах звук к какой? (мягкий), почему? (после к- стоят гласные 2-го
ряда)
-
Каким кружочком обозначим? (зелёным)
-
Запись слогов парами под диктовку.
- Какие слоги написали в 1-й столбик, какие гласные стоят
после к (гласные 1-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким
кружочком – синим.
-
Какие слоги написали во 2-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 2-го
ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – зелёным.
VI. Произношение звуков к -
к` в словах.
-
Наш котёнок Кеша спрятал картинки по классу.
-
Что это? (ручка, шарики, учебник, карандаш, флажки, кегли).
-
Назовите картинку, он мой один (карандаш, учебник)
-
Она, моя одна (ручка)
-
Они мои (флажки, шарики, кегли)
-
Найдите слово в котором один слог (нет)
-
Два слога (ручка, кегли, флажки)
-
Три слога (шарики, учебник, карандаш)
-
Назовите картинки в названии которых к – звучит твёрдо (карандаш, ручка,
учебник)
-
Как можно назвать эти предметы одним словом? (учебные принадлежности).
-
Назовите слово, в котором к в начале слова (карандаш)
в
середине слова (ручка)
в
конце слова (учебник).
Чтение этих слов по карточке (по одному) по слогам, глазки закрыли, повторили
ещё раз , пишем по памяти в первый столбик с маленькой буквы без запятых.
Самопроверка по доске. СЛАЙД
-
Как звучит звук к в этих словах(твёрдо), подчёркиваем синим карандашом.
-
Назовите следующие картинки (флажки, шарики, кегли).
-
Назовите слово в котором звук к в начале слова(кегли) какой звук(мягкий),
посчитайте сколько звуков по звуковой линейке(5),сколько слогов(2)
-
Назовите слово в котором 2слога 6 звуков(шарики).
-
Чтение слов, списывание слов во 2-й столбик, в слове флажки слышится ш, но
пишем ж.
Проверочное
слово флажочки. СЛАЙД
-
Ребята как надо обращаться с учебными принадлежностями. (нельзя рвать, писать,
пачкать на учебниках, ручки , карандаши хранить в пенале, не ломать)
-
Также с игрушками надо бережно обращаться (нельзя рвать, ломать, кидать,
пачкать и надо хранить в специальных ящиках, полках).
VII .Физминутка (с мячом).
Игра
«Один – много».
Лошадка
– лошадки
Машинка
–машинки
Краска
–краски
Кубик
–кубики
-
Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?
Кисточки
–кисточка
мишки
– мишка
линейки
–линейка
учебники
-учебник
-
Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?
VIII. Произношение звуков к, к` в словосочетаниях и предложениях. СЛАЙД
-
Какое сегодня число, какой месяц, какое время года, какие зимние
месяцы вы знаете?
- В какие игры любите играть зимой? (снежки,…)
- Кеша тоже любит играть. Узнаем на чём он любит кататься? (санки- по
мере уменьшения букв)
- Посмотрите на картинки на чём ещё можно кататься зимой (играют в
снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах , коньках, с горки). СЛАЙД
Физминутка. СЛАЙД
-
Давайте мы все встанем , с горки скатимся( у-у-ух) и съехали с горки (4-5 раз)
-А
теперь в снежки поиграем (имитация игры), поиграли, руки замёрзли давайте свои
руки согреем (имитация). СЛАЙД
-
Посмотрите на доску и прочитайте слова, какие гласные пропущены
Скользк.й
горка
Крутая
санк.
Красивые
к.ток
-
Нужно подружить слова 1-го и 2-го столбика.
-
Прочитайте полученные словосочетания (скользкий каток) СЛАЙД
-
Напишите в тетради это словосочетание поставим запятую.
-
В каком слове звук к звучит твёрдо (подчёркивайте твёрдый к-синим, мягкий к-
зелёным карандашом).
-
Крутая горка, санки (какие?) красивые, т.е. красивые санки. СЛАЙД
-
Посмотрите на картинку, какое можно составить предложение? СЛАЙД
-
Прочитайте: Катя, Кирилл, и, едут, санках, на. СЛАЙД
-
Понятно? (нет), нужно подружить слова так, чтобы они были связаны друг с
другом.
-
Катя и Кирилл едут на санках. СЛАЙД
-
Спишите в тетрадь предложение, подчеркните твёрдые и мягкие звуки к синим и
зелёным карандашом.
-
Посмотрите на картинку в какую игру любят играть мальчики зимой (в хоккей) СЛАЙД
-
С каким новым словом мы познакомились (хоккей) СЛАЙД
-Хоккей
-2 буквы К, после К идёт гласная буква е.
-
Давайте составим предложение (Мальчики зимой играют в хоккей.) СЛАЙД
-
Повторите это предложение с закрытыми глазами, запись предложения по памяти с
комментированием.Проверка предложения, подчёркивание синим и зелёным
карандашом.
-
Чем детям нравятся эти зимние забавы ?( Они полезны, укрепляют наше здоровье)
-
Кеша вам приготовил подарки, а какие прочитайте на карточке(на,ки,клей). СЛАЙД
IX. Итог занятия и оценка деятельности
ребёнка.
-
Наше занятие закончилось. Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить?
Какой буквой обозначаем на письме? Молодцы! СЛАЙД
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.