Главная / Русский язык и литература / Конспект интегрированного урока русского языка в 10 классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи"

Конспект интегрированного урока русского языка в 10 классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи"

Интегрированный урок русского языка в 10 классе.

Учитель: Паисова Надежда Александровна

Тема: Слитное и раздельное написание Не и Ни с разными частями речи.

Цель: Развитие лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи урока:

1.Выявить и сравнить причины поражения Наполеона в Отечественной войне 1812 года на материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и в исторических документах.

2.Формировать умение учащихся устанавливать смысловые и грамматические связи между предложениями в микротексте.

3.Закрепить навык правописания НЕ и НИ с разными частями речи.

4.Воспитывать чувство любви к Родине на примере подвигов русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проводится на материале 1 тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир».


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Анализ текстов.

Задание: Определите стиль и темы текстов. (Тексты распечатаны для каждого обучающегося)


А)Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это Наполеон узнал слишком поздно. (Евгений Викторович Тарле. Монография «Наполеон»)


Б) (1)……. (2) Это было некоторой неожиданностью: по справкам, которые еще до вторжения были даны Наполеону, морозы в этой полосе России в 1811году начались лишь в конце декабря. (3)Зима в 1812 году наступила необычайно рано и оказалась исключительно холодной. (4)Кутузов шел следом за отступающим неприятелем. (5)Казаки сильно тревожили французов нападениями: перед Вязьмой русская регулярная кавалерия напала на французскую армию. (6)....Кутузов явственно избегал большого сражения, хотя его со всех сторон толкали на это. (7)Для Кутузова все дело было в уходе Наполеона из России, а для английского агента Вильсона и для целой массы немцев и французов-эмигрантов уход Наполеона из России был не концом, но только началом дела. (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)


(1текст научного стиля. В нем говорится о героизме русского народа в войне с Наполеоном.

2 текст написан в художественном стиле. В нем рассказывается об отступлении Наполеона и о тактике Кутузова.)


- Что объединяет данные тексты? (В них объясняются причины поражения Наполеона в Отечественной войне 1812 года. И в монографии, и в романе рассматривается одно и то же историческое событие, то есть один и тот же предмет изображения.)

- В чем разница? ( Предметом изучения истории является сам факт, само событие. Предметом изучения литературы является человек конкретной исторической эпохи: его мысли, чувства, поступки. И литература, и история, как наука, тесно связаны между собой, так как призваны познать природу и общество.)

- Опираясь на тексты и знания с уроков истории, назовите причины, которые привели к разгрому армии Наполеона. (Всенародное участие в войне. Полководческий талант русских главнокомандующих. Протяженность территории России. Суровые климатические условия.)

- Какие из перечисленных причин, по мнению Л.Н.Толстого, самые весомые, самые важные? (Главной причиной поражения Наполеона стал общенациональный подъем на защиту Отечества.)

- Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой изображает массовый героизм и представителей из простого народа, и дворян, и солдат, и офицеров. Посмотрите слайды, вспомните, кто изображен на них, кратко расскажите об их участии в войне 1805-1807 годов.




Комментарий учителя к слайдам «Герои войны» (№3 - №9)

1. Несмотря на большие потери в Шенграбенском сражении (октябрь 1805), артиллерийская батарея под командованием капитана Тушина ведет обстрел противника. Забытая всеми, без прикрытия, она способствовала успешному завершению дневной операции, так как артиллеристам удалось поджечь деревню Шенграбен и приостановить движение французов. (Слайд №3)

2. В этом же сражении Багратион лично ведет солдат в бой и опрокидывает неприятеля. (Слайд №4)

3. В Аустерлицком сражении (декабрь, 1805) князь Андрей Болконский, со знаменем в руках, поднимает полк, но получает ранение, попадает в госпиталь французов, где встречается с Наполеоном, который хвалит русских солдат за храбрость и мужество. На Бородинском поле Болконский ранен смертельно. (Слайд №5)

4. Здесь же, под Бородино, героически сражается батарея Раевского. (Слайд №6)

5. Война с Наполеоном приобретает всенародный характер. «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой». Партизанская война получила наибольший размах после того, как был оставлен Смоленск. Идея защиты родины воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека» в партизанском отряде Денисова, который еще до вступления в отряд вел самостоятельную борьбу с врагами. (Слайды №7, 8)

6. Вместе с армией, с русским народом защищает свободу и независимость России М.И.Кутузов. Сила его в глубокой вере в патриотизм, в мужество русского народа, в убежденности, что враг будет разбит. «…Именно по воле народа, против воли государя, Кутузов был избран главнокомандующим». Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, неразрывную связь с простыми людьми. Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился победы в войне только в союзе с народом и с нацией в целом.






3.Целеполагание

- Ребята, давайте вернемся к текстам. Как вы думаете, почему тексты из литературных произведений, из научной литературы являются благодатным материалом для уроков русского языка.

- Посмотрите на выделенные слова в текстах и определите тему урока. (Слайд №1)

-Запишите число и тему в тетрадь. Сформулируйте и озвучьте задачи на урок.


4.Закрепление

Работа в парах. Взаимоконтроль.

Выполнить задания А7 – А12 ЕГЭ к тексту №2.

Проверка. Слайд №11 (ответы)


А7 Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) В Вильне остатки французской армии были уже у порога спасения от грозящей гибели.

2) Из Мосвы не взяли с собой теплых зимних вещей: это было роковым упущением еще в начале похода.

3) Когда подходили к Гжатску (дело было 30 октября), начались первые морозы.

4)При входе в Вильну произошло смятение и даже столкновение между солдатами разных частей, искавшими крова и пищи.


А8 Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста?

1) по мере того как

2) но

3) едва ли

4) благодаря этому


А9 Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в шестом (6) предложении текста?

1) толкали

2) его толкали

3) его толкали на это

4) толкали на это


А10 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочиненное

2) сложноподчиненное

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное бессоюзное


А11 Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5


А12 Укажите значение слова ТОЛКАТЬ в шестом (6) предложении.

1) касаться кого-либо короткими резкими движениями

2) заставлять идти куда-либо, подталкивая сзади

3) сталкивать с высокого места

4) побуждать к чему-либо


Ответы: А7-3, А8-2, А9-1, А10-3, А11-1, А12-4.


- В течение урока я предлагаю вам оценивать свою работу и фиксировать результаты в листе самооценки, где прописаны задания и критерии оценивания. В конце урока вы выставляете себе итоговую оценку. (Слайд № 10)


Лист самооценки


Задание

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Оценка

1

А7 – А12

6 баллов – «5»

4 - 5 баллов - «4»

3 балла - «3»

Меньше 3 баллов – «2»



2

Таблица

14 баллов - «5»

11 - 13 баллов - «4»

7 – 10 баллов – «3»

Меньше 7 баллов – «2»



3

№200 - 205

1 балл за каждое правильно выполненное задание



4

Итоговый тест

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

Меньше 3 баллов – «2»



Итоговая оценка за урок



5.Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме «Слитное и раздельное написание НЕ и Ни с разными частями речи»

1.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Объясните написание выделенных слов в тексте №2 из романа «Война и мир».

-Что необходимо для грамотного написания слов? (Знание правил, знание исключений, т.е. знание условий слитного и раздельного написания не с разными частями речи.)

- Проверить знание теоретического материала поможет таблица, которую предлагаю заполнить недостающим материалом. (Слайд № 12) На работу вам отводится 5 минут.

Таблица

Частица Не пишется



1.

Неряха, небрежный, ненавидеть, негодуя.


Это не враг, а друг.

2.

Неправда (ложь), невысокий (низкий),

недалеко (близко),

некрасив.


Не рад, не должен, не прав, не обязан, не готов, не нужен, не согласен.

3.

Он выполнил задание совершенно неправильно. Крайне неприятная новость.


Результаты игры были нисколько не радостные. Это был ничем не мотивированный поступок.

4.

Неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.


Не играл, не читая, не вымыт, не десять, не то - не то, не только – но и, не над полем.

5.

Невыполненное задание. Принял совсем необдуманное решение.


Не выполненное мною задание. Не написанное, а напечатанное письмо.

6.

Некого, нечего, негде, нехотя, некогда.


Говорил не громче; не страшно.

7.

Недописать сочинение.


Не с кем, не в чем.

- Откройте стр. 70-71 в учебно-методическом пособии «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2013» под редакцией Н.А.Сениной и проверьте правильность заполнения таблицы. Оцените выполненную работу.


2.Работа в группах.

Класс разбивается на 3 группы.

Задание: составить алгоритм написания НЕ с разными частями речи.

Представление и обсуждение результатов групповой работы. Выбор наиболее удачного алгоритма.


3.Повторение правописания частицы НИ

- Когда употребляется частицы НИ? Объясните написание Ни во 2 тексте.

(Слайд №13 «Употребление частицы НИ) )


4. Тренировочный тест.

- Решите на выбор одно задание из №200-205 на страницах 169-170.

1 вариант №200-201

2 вариант №202-203

3 вариант №204-205

Ответы: 200 -1; 201-2; 202-4; 203-3; 204-2; 205-1. (Слайд №14)

Самооценивание. Самоанализ допущенных ошибок.


5. Итоговый тест.

Тест по заданию А18 ЕГЭ «Правописание НЕ и НИ»

1. В каком ряду Не пишется со всеми словами слитно?

1)говорил совсем (не)интересно, работа (не)проверена

2)(не)прикрытая ложь, пришел (не)кстати

3)поступил (не)по-товарищески, весьма (не)красивый поступок

4)(не)доварить картофель, (не)зависящие от человека условия


2. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

1) Учитель (не)дооценил способности ученика.

2) Решение было весьма (не)стандартное.

3)Это был далеко (не)легкий выбор.

4) Овраг в лесу был (не)глубокий, но обрывистый.


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3) жаловалась. Вещи н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.

1) 1, 2, 5 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4, 6 4) 2, 6


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Для того чтобы оно стало понятным, совсем н(1) нужно н(2) скучных объяснений, н(3) сносок. В поисках слов н(4)льзя пренебрегать н(5)чем. Н(6)когда н(7) знаешь, где найдешь настоящее слово.

1) 2, 3, 5, 6 2) 1, 2, 3, 5 3) 2, 4, 5 4) 5, 6, 7


5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Он писал по ночам под н(1) смолкающий н(2) на минуту шум моря. Этот привычный шум н(3) только н(4) мешал, но даже помогал ему.

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2

Самопрверка. Ответы: 1-2, 2-3, 3-3, 4-1, 5-4 (Слайд № 15 )


6.Рефлексия. Домашнее задание.

- Ребята, посмотрите на свои задачи. Как вы считаете, полностью или частично вы их выполнили. Почему?

- Определите, какой теоретический материал вам необходимо повторить дома для устранения пробелов в знаниях, анализа допущенных ошибок в заданиях, которые выполняли в течение урока.

- Задания на выбор:

1. Выписать из романа «Война и мир» 10 предложений, в которых встречаются слова на изученные правила, объяснить их написание.

2.Составить тест из 5 заданий по теме ««Правописание НЕ и НИ». (Слайд №16)



Литература:

1.Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

2.Учебно-методическое пособие «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2013» под редакцией Н.А.Сениной.



Конспект интегрированного урока русского языка в 10 классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок русского языка в 10 классе.

Тема: Слитное и раздельное написание Не и Ни с разными частями речи.

Цель: Развитие лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи урока:

1.Выявить и сравнить причины поражения Наполеона в Отечественной войне 1812 года на материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и в исторических документах.

2.Формировать умение учащихся устанавливать смысловые и грамматические связи между предложениями в микротексте.

3.Закрепить навык правописания НЕ и НИ с разными частями речи.

4.Воспитывать чувство любви к Родине на примере подвигов русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проводится на материале 1 тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Автор Паисова Надежда Александровна
Дата добавления 15.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1504
Номер материала 59998
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓