Главная / Начальные классы / Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению " Части речи. Трудолюбивая старушка"

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению " Части речи. Трудолюбивая старушка"

Конспект интегрированного урока.

Русский язык Литературное чтение 3 класс



Тема: Части речи. Общее понятие. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»

Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 

Продолжить знакомство с творчеством Ю. Мориц, учить определению жанра и темы художественного произведения, совершенствовать навыки анализа, делать выводы.

2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. 

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание.

Оборудование: интерактивная доска , презентация реквизиты для инсци-нирования, иллюстрации к произведению, конверты для составления кластера

тесты 
Тип урока: Знакомство с новым материалом. 
Методы: проблемный ,частично – поисковый ,наглядный ,игровой 
Формы работы: фронтальная, индивидуальная ,парная
Технология: элементы развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающая.

Ход урока 
I. Вводно – мотивационный этап. 
1. Психологический настрой 
Давайте повернёмся к гостям, и поздороваемся.
И друг другу улыбнитесь. 
Когда мы улыбаемся, то работают 32 мышцы лица, а когда хмуримся – 17. Значит полезнее улыбаться. Ну вот мы уже начали трудиться на уроке.

«Сказка умница и прелесть с нами рядышком живёт» (Раздел по лит. чтению)

- Какой жанр литературы мы изучаем.

Устное народное творчество или фольклорные мотивы

-назовите разделы этого жанра

Пословицы, сказки, поговорки, потешки, песенки, загадки.

Прочитайте девиз урока.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

II. Операционно – познавательный этап 
1. Выход на тему и цель урока. 

- Как вы думаете, какое, слово лишнее в строке. Объясните свой выбор.

Работа , скука, лодырь превращать, зевота

Ленивый , трудолюбивая, метёт, добрейшая

Значит наш урок будет посвящен разделу –Части речи.

- на какие две большие группы делятся части речи?

- Самостоятельные и служебные.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей. 
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. 
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) 
(слайд № 2) 
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. 
мышка, кошка, мальчишка, старушка, мушка, избушка
Итак: Что обозначает существительное? 

- На какие вопросы оно отвечает? 

-Назовите грамматические категории имени существительного
 
б) Встречайте второго гостя 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) 
(слайд № 3) 
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 
▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. 
▪ Мальчишка был (какой?), а стал другой, весёлый 
▪ Бабушка была (какая?) а стала красивой, молодой, модной,
: Итак: Что обозначает имя прилагательное? 
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

-Назовите грамматические категории имени прилагательного.
в) Встречайте третьего гостя 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол
(слайд № 4) 
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. 
Так какие действия выполняет глагол? 
(Что делает?) Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) 
: Итак: Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол? (молодцы)

Итак, какие части речи вы знаете??

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог

4.Этап частичного закрепления.

Посмотрите на таблицу в учебнике, что заметили?

- Появилась ещё одна самостоятельная часть речи.

В чём сходство с именем существительным?

Местоимение указывает на предмет, но не называет его.

физминутка

-Давайте , пользуясь знаниями о частях речи применим свои знания.

Задания, вы должны выполнить в паре. Вам нужно придумать свой ход выполнения упражнений без использования тетрадей. Найти подходящий выбор для выполнения. ( 6 мин)

Упр. 206, (1часть) 208,210, 212 ( устно в учебнике)

-Когда пара закончить все задания, посигналит своими

- Кто испытывал затруднения?

5 Этап перехода к литературному чтению.

- Ребята, назовите предметы , которые были у дедушки существительного?

Мышка, кошка, мальчишка, мушка, старушка, избушка- это герои нашей стихотворения, автором которой является Юнна Мориц. ( слайд)

Стихотворение Крыша. –( опережающее задание)

Знакомство со сказкой «Трудолюбивая старушка» приготовили дети (инсценировка)

Какое настроение про прослушивании стихотворения?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Хорошо живётся героям?

-Какое чувство вы испытываете к старушке? Почему? А к остальным жителям?

За старушку обидно, за жителей – стыдно.

- Прочитайте сказку самостоятельно, подчеркните имя прилагательное, которое повторяется.

Ленивый, ленивая, ( лень – Ожегов, опережающее задание)

Пословицы: У лентяя Федорки, всегда отговорки.

Кто ленив, тот соплив.

- Почему они повторяются ( рассказывают какой мальчишка, какая мышка) то есть дают характеристику нашим героям.

Найди прилагательные, которые характеризуют старушку.

Добрейшая, неленивая, трудолюбивая.

- Докажите словами стихотворения. (глаголы)

- За мышку-……….., за мальчишку-……….., за мушку-………., за кошку-………. .

- Верно ли поступает старушка?

- Ответьте на вопрос в конце стихотворения.

Как жили бы в этой

Ленивой избушке,

Не будь на земле

Неленивой старушки?

Чтение стихотворения выразительно .

Рефлексия

Работа в парах.

Составление кластера. ( по частям речи) Работа в парах.

Итог урока

Сейчас, для вас творческое задание. Вам надо ответить на вопрос в начале стихотворения.

Читаем.

Написать небольшое пожелание, совет старушке.

( 3 мин)

Итог урока.

д/з. Выучить своё стихотворение Юнны Мориц



КГУ «ОСШГ №1» имени Н. Островского

Учитель: Макарова О. Ф.

2015-2016 учебный год.











 




Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению " Части речи. Трудолюбивая старушка"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект интегрированного урока представлен в виде веерной интеграции. Тема русского языка "Части речи" закрепляется и отрабатывается на основе изучения стихотворения Ю. Мориц "Трудолюбивая старушка". На уроке представлены различные методы и формы работы: работа в парах, инсценирование, составление кластера, опережающее задание.К конспекту составлена презентация, отражающая материал по теме: Части речи"

Автор макарова ольга фёдоровна
Дата добавления 29.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 348
Номер материала MA-063501
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓