Главная / Информатика / Конспект дистанционного урока "Способы записи алгоритмов" (7-9 класс)

Конспект дистанционного урока "Способы записи алгоритмов" (7-9 класс)

«Сценарий дистанционного урока»

hello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m4a88a82d.gifhello_html_25590f3f.gifhello_html_34c53bfe.gifhello_html_m5c003b94.gifhello_html_144959f9.gifhello_html_1848de97.gifПодробный сценарий урока №2


Организационная информация

Тема урока

Способы записи алгоритмов

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7 - 9

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бобылева Елена Александровна, учитель информатики

Образовательное учреждение

Челябинская область, г.Челябинск, МБОУ СОШ№146

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Уральский ФО

Республика/край

Челябинская область

Город/поселение

г.Челябинск

Методическая информация


Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Планируемые образовательные результаты

предметные – знание различных способов записи алгоритмов; метапредметные – умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Учебные задачи

1) закрепление понятий «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма»;

2) рассмотрение словесных способов записи алгоритмов;

3) рассмотрение графического способа записи алгоритмов с помощью блок-схем;

4) формирование общих представлений об алгоритмических языках.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Игровые, проблемно-поисковые, компьютерные.

Методические приёмы: интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, сеть Интернет

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Цифровые образовательные ресурсы:

Авторский ресурс https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2

Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Формы и записи алгоритмов (презентация) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/6kl/gl3/3.php

Алгоритм «Сделай бутерброд» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67142898-a4ef-467d-b3ab-066e9b992233/%5BNS-INF_2-02-04%5D_%5BIM_098%5D.swf

Алгоритм «Передай сообщение по телефону» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c589e37-9f58-4726-94d6-38050c05c50e/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_160%5D.swf


Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

1.Мотивация учащихся

Тема урока: "Способы записи алгоритмов"

Цели урока:

  • Познакомиться с различными способами записи алгоритмов;

  • Познакомиться с основными элементам блок-схемы.

Основные понятия:

  • Алгоритм;

  • Способы записи алгоритмов;

  • Блок-схема;

  • Программа.

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2)

2.Актуализация знаний учащихся

Учащимся предлагается разгадать ребус и кроссворд

Разминка

1. Расшифруйте основное понятие информатики



2. Заполните кроссворд

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no1 )

Учащиеся могут проверить свои ответы, нажав на ссылку «Проверить ответы»:

Ответы-разминка

1. Алгоритм

ЖАЛО ГОРЫ СИТО=М


2. Кроссворд


(Ссылка на ресурс:

https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no1 )



3.Объяснение нового материала с текущей проверкой усвоения знаний.


Введение понятия «Основные способы записи алгоритмов»

Основные способы записи алгоритмов

Словесные

Графические 

 На алгоритмических языках (программные)

 Словесное описание

 Последовательность рисунков

 Школьный алгоритмический язык

 Построчная запись

 Структурограмма
Блок-схема

 Язык программирования

Словесная форма - это форма описания алгоритма на естественном языке.
Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.


Графическая форма - изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.


Алгоритмические языки - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.


Примеры записи алгоритмов:

Задание: написать алгоритм “Одеться по погоде”. Если на улице температура ниже 0, то необходимо надеть шубу, иначе – куртку.

Словесный способ 

Графический способ 

 Программный способ

Алгоритм ПОГОДА

Начало

определить температуру воздуха

если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку

Конец.

 


program pogoda;

uses crt;

var t: real;

begin

clrscr;

writeln(‘введите температуру воздуха t=’);

readln(t);

if t < 0 then writeln(‘одеть шубу’) else writeln(‘одеть куртку’);

end. 

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no2 )

Введение понятия «Блок-схема»

Блок-схема — распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности.


Обозначения в блок-схемах (основные элементы)

 


Начало или конец алгоритма. Внутри фигуры пишут "начало" или "конец" соответственно.


Прямоугольником обозначается операция. Например, присваивание. Внутри блока пишут операции, которые выполняются на данном шаге алгоритма.


Ромбом обозначается проверка условия (ветвление). Внутри ромба пишутся проверяемые условия.


Вызов подпрограммы. Внутри блока пишут имя вызываемой подпрограммы и передаваемые ей параметры.


Параллелограмм обозначает операции ввода-вывода данных.


Цикл с известным числом повторений. Внутри указывают счетчик цикла, начальное, конечное значение и шаг.


Стрелкой обозначают направление процесса.


Вывод данных на печать.

Выполните задания:

Блок-схема №1         Блок-схема №2

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no3 )

Введение понятия «Алгоритмический язык»

Чтобы технический исполнитель смог выполнить алгоритм, его нужно записать на специальном языке в виде программы.

Алгоритмические языки - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. 

Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.

Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования.

Компьютерная программа — последовательность инструкций, определяющих процедуру решения конкретной задачи компьютером (вычислительной машиной).



Общий вид программы на школьном алгоритмическом языке: 

алг <название алгоритма> 
нач 
<последовательность команд> 
кон



(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no4 )

4.Практическая работа. Закрепление темы.


Практическая работа

Цель работы: повторить и закрепить основные понятия по теме "Способы записи алгоритмов"

План работы:

1. Посмотреть презентацию

2. Выполнить задание

3. Выполнить тест

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no5 )

5. Домашнее задание

Домашнее задание:

Составить алгоритм словесным способом и с помощью блок-схемы..

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no2/etap-no5 )

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данный ресурс позволяет учащимся наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что очень важно для визуалов), ввести в урок больший объём учебного материала.

На ресурсе использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с помощью гиперссылок.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний

  2. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 9 класса. Авторы: Босова Л. Л.

  3. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 9 класса. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Иллюстрации:

http://img-fotki.yandex.ru/get/9355/56195015.41/0_b4dc2_da74efb3_XL.png

https://pp.vk.me/c619426/v619426440/1a82e/Af1jtJ6CeL4.jpg

http://eco.eremurus.org/plugins/servlet/benryanconversion?pageId=11141202&attachment=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA_2.doc&name=11403297&val=/image-50.jpeg

http://licota-tools.ru/image/cache/data/licota/handtools/othertools/licota-atn-1057-500x500.jpg

http://www.abcbp.ru/upload/iblock/2d0/2d04fbe5c5cf1cdb41204a8a3893f2ac.png

http://festival.1september.ru/articles/504777/img1.GIF

http://png.clipart.me/previews/fb7/school-boy-vector-10-39116.jpg

Цифровые образовательные ресурсы:

http://puzzlecup.com/crossword-ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67142898-a4ef-467d-b3ab-066e9b992233/%5BNS-INF_2-02-04%5D_%5BIM_098%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c589e37-9f58-4726-94d6-38050c05c50e/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_160%5D.swf

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/6kl/gl3/3.php

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

Методический и дидактический материал:

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч., Ч. 1 Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2014

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч., Ч. 2 Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2014

Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 9 класса/ Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2013 

Босова Л.Л. Презентация "Способы записи алгоритмов" http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php 

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf 

http://festival.1september.ru/articles/504777/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Блок-схема

http://www3.msiu.ru/~spichkov/blockshemy.pdf

https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная_программа




7


Конспект дистанционного урока "Способы записи алгоритмов" (7-9 класс)
  • Информатика
Описание:

Тема урока: Способы записи алгоритмов

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание различных способов записи алгоритмов; метапредметные – умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Учебные задачи

  • 1) закрепление понятий «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма»;
  • 2) рассмотрение словесных способов записи алгоритмов;
  • 3) рассмотрение графического способа записи алгоритмов с помощью блок-схем;
  • 4) формирование общих представлений об алгоритмических языках.
Автор Бобылева Елена Александровна
Дата добавления 10.02.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 810
Номер материала MA-064726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓