Организационная
информация
|
Тема урока
|
Основные
алгоритмические конструкции
|
Предмет
|
Информатика и ИКТ
|
Класс
|
7 - 9
|
Автор/ы урока
(ФИО, должность)
|
Бобылева Елена
Александровна, учитель информатики
|
Образовательное
учреждение
|
Челябинская
область, г.Челябинск, МБОУ СОШ№146
|
Федеральный округ
России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
|
Уральский ФО
|
Республика/край
|
Челябинская
область
|
Город/поселение
|
г.Челябинск
|
Методическая
информация
|
Тип урока
(мероприятия, занятия)
|
Урок объяснения
нового материала и первичного закрепления знаний.
|
Планируемые
образовательные результаты
|
предметные –
представление об алгоритмических конструкциях «следование», «ветвление», «цикл»,
о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять линейный,
разветвляющийся и циклический алгоритмы для формального исполнителя с
заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы для
формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные –
умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание
ограниченности возможностей линейных алгоритмов; умение выделять алгоритмы с
ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей
линейных алгоритмов; умение выделять циклические алгоритмы в различных
процессах;
личностные –
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в
современном обществе.
|
Учебные задачи
|
1.
обобщить представления об алгоритмических
конструкциях «следование», «ветвление», «цикл»;
2.
получить навыки выполнения алгоритмов с основными
алгоритмическими конструкциями для различных формальных исполнителей;
3.
получить навыки разработки алгоритмов с основными
алгоритмическими конструкциями для различных формальных исполнителей с
заданной системой команд.
|
Используемые
педагогические технологии, методы и приемы
|
Игровые, проблемно-поисковые,
компьютерные.
Методические приёмы:
интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач
|
Время реализации
урока (мероприятия, занятия)
|
90 минут
|
Необходимое
оборудование и материалы
|
Компьютер, сеть Интернет
|
Дидактическое
обеспечение урока (мероприятия, занятия)
|
Цифровые
образовательные ресурсы:
Авторский ресурс https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3
Составление
алгоритмов:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c34d3d97-db2a-4806-a82f-ebbccdf023a5/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_159%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c589e37-9f58-4726-94d6-38050c05c50e/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_160%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e699d595-2adb-4af6-bf3f-64336b9db311/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_162%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c5d4f81-46f7-46f1-bc8f-7ff267200281/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_164%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69d38a71-b7bc-4ac2-9639-4ce0c9beb6b7/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_166%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae89626f-d200-49bc-bb8f-5f9b4921170c/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_168%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2c8989d-9aa1-48f5-8227-54e092e7300b/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_170%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2214edc-df0a-48d5-b2c7-fa22a5d722a7/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_172%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b264e4-c9b0-4f61-af42-f878fcf91c3d/%5BNS-INF_3-01-06-09%5D_%5BIM_175%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b477b86-e6cf-4de0-8c86-a414aa4b740e/%5BNS-INF_3-01-06-09%5D_%5BIM_177%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d956bca0-6a3b-4f2e-a7f3-0155d6e4d2ba/9_7.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b364ff7-702a-4cd4-bc4a-e91095a498fe/9_8.swf
Презентация «Типы алгоритмов» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/6kl/gl3/4.php
Фабрика
кроссвордов
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дейкстра,_Эдсгер_Вибе
|
Ход
и содержание урока,
деятельность
учителя и учеников
|
1.Мотивация
учащихся
|
Тема урока: " Основные алгоритмические
конструкции "
Цели урока:
·
Познакомиться с основными алгоритмическими
конструкциями;
·
Научиться использовать основные алгоритмические
конструкции при составлении алгоритма.
Основные понятия:
·
Алгоритм;
·
Линейный алгоритм;
·
Ветвление;
·
Цикл;
·
Блок-схема;
·
Программа.
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3)
|
2.Актуализация
знаний учащихся
|
Учащимся предлагается разгадать ребус и
кроссворд
Разминка
1.Расшифруйте ребус
2.Разгадайте кроссворд
(Ссылка на
ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3/etap-no1
)
Учащиеся могут
проверить свои ответы, нажав на ссылку «Проверить ответы»:
Ответы-разминка
|
3.Объяснение
нового материала с текущей проверкой усвоения знаний.
|
Алгоритмическая конструкция
«Следование»
Основные алгоритмические конструкции
Для записи любого алгоритма
достаточно трёх основных алгоритмических конструкций:
•следования,
•ветвления,
•повторения.
(Э. Дейкстра)
Линейные алгоритмы
|
Следование -
алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный
порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура «следование»,
называются линейными алгоритмами.
Примеры
|
Задание №1: Составь линейный алгоритм
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3/etap-no2
)
Алгоритмическая конструкция
«Ветвление»
Ветвление - алгоритмическая
конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или
«нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий
(ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление»,
называют разветвляющимися алгоритмами.
|
Примеры
Операции сравнения
А<B - А меньше
В, A>B - А больше В
A<=B- А меньше или равно
В, A>=B - А больше или равно В
A=B - А равно В
A<>B - А не равно В
|
Задание №2: Выполни разветвляющийся алгоритм
Задание №3: Составь разветвляющийся алгоритм
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3/etap-no3
)
Алгоритмическая конструкция «Цикл»
Повторение - последовательность
действий, выполняемых многократно.
Алгоритмы, содержащие конструкцию
повторения, называют циклическими или циклами.
Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения
цикла, называется телом цикла.
Типы циклов:
Цикл с заданным условием
продолжения работы
(цикл-ПОКА, цикл с предусловием)
|
Примеры
|
Цикл с заданным условием окончания работы
(цикл-ДО, цикл с постусловием)
|
|
Цикл с заданным числом повторений
(цикл-ДЛЯ, цикл с параметром)
|
|
Составь циклические алгоритмы:
Задание №4
Задание №5
Задание №6
Задание №7
Задание №8
Задание №9
Задание №10
Задание №11
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3/etap-no4
)
|
4.Практическая
работа. Закрепление темы.
|
Практическая работа
Цель работы: повторить и закрепить
основные понятия по теме "Основные алгоритмические конструкции"
План работы:
1. Посмотреть презентацию
2. Выполнить задание
3. Выполнить тест
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3/etap-no5
)
|
5. Домашнее
задание
|
Домашнее задание:
1. Выучить основные алгоритмические
конструкции
2. Выполнить тест
(Ссылка на ресурс https://sites.google.com/site/algoritm146/urok-no3/etap-no5
)
|
В
помощь учителю
|
Обоснование,
почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа,
каким образом осуществить
|
Данный ресурс
позволяет учащимся наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что
очень важно для визуалов), ввести в урок больший объём учебного материала.
На ресурсе
использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с
помощью гиперссылок.
|
Список учебной и
дополнительной литературы
|
1.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Л.Л.
Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь
для 9 класса. Авторы: Босова Л. Л.
- Информатика и ИКТ: поурочные разработки
для 9 класса. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf
|
Ссылки на
использованные интернет-ресурсы
|
Иллюстрации:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9355/56195015.41/0_b4dc2_da74efb3_XL.png
•http://metallplaza.ru/netcat_files/Image/tss.jpg
•http://img.gazeta.ru/files3/157/3769157/99737734-pic4_zoom-1000x-31864.jpg
•https://pixabay.com/static/uploads/photo/2012/04/26/18/43/needle-42799_640.png
•http://images.clipartlogo.com/files/images/18/180748/sapin-03_p
http://png.clipart.me/previews/fb7/school-boy-vector-10-39116.jpg
Цифровые образовательные ресурсы:
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дейкстра,_Эдсгер_Вибе
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c34d3d97-db2a-4806-a82f-ebbccdf023a5/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_159%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c589e37-9f58-4726-94d6-38050c05c50e/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_160%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e699d595-2adb-4af6-bf3f-64336b9db311/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_162%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c5d4f81-46f7-46f1-bc8f-7ff267200281/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_164%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69d38a71-b7bc-4ac2-9639-4ce0c9beb6b7/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_166%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae89626f-d200-49bc-bb8f-5f9b4921170c/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_168%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2c8989d-9aa1-48f5-8227-54e092e7300b/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_170%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2214edc-df0a-48d5-b2c7-fa22a5d722a7/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_172%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b264e4-c9b0-4f61-af42-f878fcf91c3d/%5BNS-INF_3-01-06-09%5D_%5BIM_175%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b477b86-e6cf-4de0-8c86-a414aa4b740e/%5BNS-INF_3-01-06-09%5D_%5BIM_177%5D.swf
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/6kl/gl3/4.php
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d956bca0-6a3b-4f2e-a7f3-0155d6e4d2ba/9_7.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b364ff7-702a-4cd4-bc4a-e91095a498fe/9_8.swf
Методические и дидактические материалы:
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в
2 ч., Ч. 1 Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2014
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в
2 ч., Ч. 2 Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2014
Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 9
класса/ Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2013
Босова Л.Л. Презентации
"Следование", "Ветвление", "Цикл"
http://moi-mummi.ru/publ/pedagogicheskaja_dejatelnost_v_korrekcionnykh_ou/informatika/integrirovannyj_urok_po_teme_linejnye_algoritmy_posledovatelnost_dejstvij/87-1-0-319
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.