Главная / Информатика / Конспект дистанционного урока "Алгоритм и его свойства" (7-9 класс)

Конспект дистанционного урока "Алгоритм и его свойства" (7-9 класс)

«Сценарий дистанционного урока»

hello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_m5545a809.gifhello_html_d25edff.gifhello_html_m23c33116.gifhello_html_m331c249c.gifhello_html_7baabd1c.gifhello_html_m69fcd87f.gifhello_html_3e385768.gifhello_html_m104d4f65.gifhello_html_m146302c.gifhello_html_md15cca4.gifПодробный сценарий урока №1


Организационная информация

Тема урока

Алгоритм и его свойства

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7 - 9

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бобылева Елена Александровна, учитель информатики

Образовательное учреждение

Челябинская область, г.Челябинск, МБОУ СОШ№146

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Уральский ФО

Республика/край

Челябинская область

Город/поселение

г.Челябинск

Методическая информация


Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Планируемые образовательные результаты

предметные – понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные – понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Учебные задачи

1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм», «исполнитель», «управление»;

2) рассмотрение свойств алгоритма;

3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Игровые, проблемно-поисковые, компьютерные.

Методические приёмы: интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, сеть Интернет

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Цифровые образовательные ресурсы:

Авторский ресурс https://sites.google.com/site/algoritm146/home

Исполнители алгоритмов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf

Возникновение понятия алгоритм http://www.iiikt.narod.ru/osnov/mat9/9_193.swf

Алгоритм «Переправа» http://iclass.home-edu.ru/pluginfile.php/155516/mod_resource/content/0/pereprava/pereprava_kosa.swf

Алгоритм для робота «Погладь рубашку» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf

Решето Эратосфена https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no4/reseto-eratosfena

Происхождение понятия «Кибернетика» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c0f19ec-bac2-451f-a054-7138af197667/9_25.swf

Управление http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c520e35c-2c1a-40f5-ac53-50841efe900c/9_27.swf

Прямая связь http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bea76a48-1f11-4bb2-a049-581922e0c663/9_28.swf

Управление с обратной связью http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/9_29.swf

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритма http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl3/1.php


Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

1.Мотивация учащихся

Тема урока: "Алгоритм и его свойства"

Цели урока:

  • Познакомиться с понятием “алгоритм”, его свойствами;

  • Познакомиться с понятием "исполнитель алгоритма".

Основные понятия:

  • Исполнитель;

  • Алгоритм;

  • Свойства алгоритма;

  • Формальное исполнение алгоритма;

  • Управление;

  • Алгоритмы управления.

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home)

2.Актуализация знаний учащихся

Учащимся предлагается выполнить алгоритм на угадывание задуманного числа:

  1. Задумайте любое число от 1 до 9.

  2. Задуманное число умножьте на 5.

  3. К полученному результату прибавьте число 2.

  4. Полученное число умножьте на 4 и к результату прибавьте число 3.

  5. Полученное число умножьте на 5 и прибавьте число 7.

  6. В полученном трехзначном числе отбросьте последние две цифры.

  7. Оставшаяся цифра - это ваше задуманное число!

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no1 )

3.Объяснение нового материала с текущей проверкой усвоения знаний.


Формирование понятия «Исполнитель»

Выполняя данный план вы выступали в роли "Исполнителя".


Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. (смотреть примеры)



Но человек далеко не единственный возможный исполнитель алгоритмов. Все живые существа и даже отдельные клетки исполняют различные алгоритмы. Способны на это и созданные человеком устройства – роботы-манипуляторы и станки с программным управлением. Но прежде чем составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать, какие действия предполагаемый исполнитель способен выполнить.
Поясним сказанное на примере. Допустим, нужно решить квадратное уравнение.
Десятикласснику требуется минимум инструкций, потому что он уже знает способ решения.
Восьмикласснику понадобятся намного более сложные инструкции, потому что он этого еще не проходил.

Исполнители алгоритмов:


Формальный исполнитель (технические устройства) одну и ту же команду выполняет всегда одинаково .

Неформальный исполнитель одну и ту же команду может выполнять по-разному.

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no2 )

Формирование понятия «Алгоритм»

Так что же такое алгоритм?

Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

Возникновение понятия "Алгоритм"

На этом этапе учащимся предлагается составить несколько алгоритмов, выполнив 4 задания. Задание №4 – это физминутка для глаз.


Задание №1 (нажмите кнопку "Зайти гостем")



Задание №2



Задание №3

Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий:

Налить в чайник воду.

Открыть кран газовой горелки.

Поставить чайник на плиту.

Ждать, пока вода не закипит.

Поднести спичку к горелке.

Зажечь спичку.

Выключить газ.

Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

Выберите правильную последовательность действий:

1)  1, 5, 2, 3, 4, 6, 7      2) 1, 6, 3, 2, 5, 4, 7       3) 1, 6, 2, 5, 3, 4, 7      4) 2, 6, 5, 1, 3, 4, 7


Задание №4

Выполните алгоритм:

1. Потереть ладони друг о друга, чтобы они хорошо нагрелись.

2. Закрыть веки и прикрыть глаза ладонями.

3. Не убирая руки, начать рисовать глазами в темно пространстве цифры от 1 до 10, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.




(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no3 )

Знакомство учащихся со свойствами алгоритма

Свойства алгоритма



Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей. 


Понятность означает, что алгоритм состоит только из команд, входящих в систему команд исполнителя, т. е. из таких команд, которые исполнитель может воспринять и по которым может выполнить требуемые действия.


Определённость означает, что в алгоритме нет команд, смысл которых может быть истолкован исполнителем неоднозначно; недопустимы ситуации, когда после выполнения очередной команды исполнителю неясно, какую команду выполнять на следующем шаге.


Результативность означает, что алгоритм должен обеспечивать возможность получения результата после конечного, возможно, очень большого, числа шагов. При этом результатом считается не только обусловленный постановкой задачи ответ, но и вывод о невозможности продолжения по какой-либо причине решения данной задачи.


Массовость означает, что алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения любой задачи из некоторого класса задач с различными исходными данными.


Таким образом, алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами: 
•дискретности 
•понятности 
•определённости 
•результативности 
•массовости


Демонстрация всех свойств на примере алгоритма нахождения простых чисел

В качестве примера рассмотрите алгоритм нахождения простых чисел, который в математике называется "Решето Эратосфена"

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no4 )

Введение понятия «Формальное выполнение алгоритмов»

Формальное выполнение алгоритмов человеком 

Исполнитель-человек может выполнять алгоритмы формально, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя последовательность действий, содержащихся в алгоритме.



Примеры:

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no5 )

Введение понятия «Управление»

Алгоритмы управления

Управление - это процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.


Происхождение понятия "Кибернетика"




Линейные алгоритмы управления (управление с прямой связью)

Нелинейные алгоритмы управления (управление с обратной связью)

Кибернетическая модель управления



Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no6 )

4.Практическая работа. Закрепление темы.


Практическая работа

Цель работы: повторить и закрепить основные понятия по теме "Алгоритм и его свойства"

План работы:

1. Посмотреть презентацию

2. Выполнить задание

3. Выполнить тест

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no7 )

5. Домашнее задание

Домашнее задание:

1. Выучить определение алгоритма и свойства алгоритма

2. Составить алгоритм решения задачи:

Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи.

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no7 )




В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данный ресурс позволяет учащимся наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что очень важно для визуалов), ввести в урок больший объём учебного материала.

На ресурсе использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с помощью гиперссылок.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний

  2. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 9 класса. Авторы: Босова Л. Л.

  3. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 9 класса. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Иллюстрации:

http://img-fotki.yandex.ru/get/9355/56195015.41/0_b4dc2_da74efb3_XL.png

http://schkola68.ucoz.ru/1.gif

http://kiario4.ru/users/1-albums43-2437.jpg

http://www.mercury100.moy.su/_si/0/42198121.jpg

http://www.delinform.ru//hotel/2014/5/9619.jpg

http://png.clipart.me/previews/fb7/school-boy-vector-10-39116.jpg

Цифровые образовательные ресурсы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf 

http://www.iiikt.narod.ru/osnov/mat9/9_193.swf

http://iclass.home-edu.ru/pluginfile.php/155516/mod_resource/content/0/pereprava/pereprava_kosa.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/07e215ef-cd48-450d-8cf4-f5777cd832b2/%5BA79_07-01-04%5D_%5BML_01%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c0f19ec-bac2-451f-a054-7138af197667/9_25.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c520e35c-2c1a-40f5-ac53-50841efe900c/9_27.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bea76a48-1f11-4bb2-a049-581922e0c663/9_28.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/9_29.swf

Методический и дидактический материал:

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч., Ч. 1 Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2014

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч., Ч. 2 Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2014

Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 9 класса/ Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2013 
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf

http://festival.1september.ru/articles/413236/

http://www.5byte.ru/9/0011.php

http://festival.1september.ru/articles/504777/

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash.php

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl3/1.php

http://www.iiikt.narod.ru/osnov/9_1_algo.htm

http://www.ithowto.ru/444-kak-vstavit-swf-v-html.html




9


Конспект дистанционного урока "Алгоритм и его свойства" (7-9 класс)
  • Информатика
Описание:

Тема урока: Алгоритм и его свойства

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление об алгоритмических конструкциях «следование», «ветвление», «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять линейный, разветвляющийся и циклический алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные – умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов; умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов; умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Учебные задачи:

  • 1.обобщить представления об алгоритмических конструкциях «следование», «ветвление», «цикл»;
  • 2.получить навыки выполнения алгоритмов с основными алгоритмическими конструкциями для различных формальных исполнителей;
  • 3.получить навыки разработки алгоритмов с основными алгоритмическими конструкциями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Автор Бобылева Елена Александровна
Дата добавления 10.02.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 367
Номер материала MA-064724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓