Формирование понятия «Исполнитель»
Выполняя данный план вы выступали в роли
"Исполнителя".
Исполнитель - это некоторый объект
(человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый
набор команд. (смотреть примеры)
Но человек далеко не единственный возможный
исполнитель алгоритмов. Все живые существа и даже отдельные клетки исполняют
различные алгоритмы. Способны на это и созданные человеком устройства –
роботы-манипуляторы и станки с программным управлением. Но прежде чем
составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать, какие действия
предполагаемый исполнитель способен выполнить.
Поясним сказанное на примере. Допустим, нужно решить квадратное уравнение.
Десятикласснику требуется минимум инструкций, потому что он уже знает способ
решения.
Восьмикласснику понадобятся намного более сложные инструкции, потому что он
этого еще не проходил.
Исполнители алгоритмов:
Формальный исполнитель (технические
устройства) одну и ту же команду выполняет всегда одинаково .
Неформальный исполнитель одну и ту же команду
может выполнять по-разному.
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no2
)
Формирование понятия «Алгоритм»
Так что же такое алгоритм?
Алгоритм - это предназначенное для
конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от
исходных данных к требуемому результату.
Возникновение
понятия "Алгоритм"
На этом этапе учащимся предлагается
составить несколько алгоритмов, выполнив 4 задания. Задание №4 – это физминутка
для глаз.
Задание №1 (нажмите кнопку "Зайти гостем")
Задание №2
Задание №3
Некий злоумышленник за алгоритм получения
кипятка выдал такую последовательность действий:
Налить в чайник воду.
Открыть кран газовой горелки.
Поставить чайник на плиту.
Ждать, пока вода не закипит.
Поднести спичку к горелке.
Зажечь спичку.
Выключить газ.
Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить
несчастный случай.
Выберите правильную последовательность
действий:
1) 1, 5, 2, 3, 4, 6, 7 2) 1, 6, 3, 2, 5, 4, 7 3) 1, 6, 2, 5, 3, 4, 7 4) 2, 6, 5, 1, 3, 4, 7
Задание №4
Выполните алгоритм:
1. Потереть ладони друг о друга, чтобы они
хорошо нагрелись.
2. Закрыть веки и прикрыть глаза ладонями.
3. Не убирая руки, начать рисовать глазами в
темно пространстве цифры от 1 до 10, максимально делая размашистые движения
глазными яблоками.
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no3
)
Знакомство учащихся со свойствами
алгоритма
Свойства алгоритма
Дискретность (от лат. discretus –
разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из
конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура
алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель
сможет приступить к выполнению следующей.
Понятность означает, что алгоритм
состоит только из команд, входящих в систему команд исполнителя, т. е. из
таких команд, которые исполнитель может воспринять и по которым может
выполнить требуемые действия.
Определённость означает, что в
алгоритме нет команд, смысл которых может быть истолкован исполнителем
неоднозначно; недопустимы ситуации, когда после выполнения очередной команды
исполнителю неясно, какую команду выполнять на следующем шаге.
Результативность означает, что алгоритм
должен обеспечивать возможность получения результата после конечного,
возможно, очень большого, числа шагов. При этом результатом считается не
только обусловленный постановкой задачи ответ, но и вывод о невозможности
продолжения по какой-либо причине решения данной задачи.
Массовость означает, что алгоритм
должен обеспечивать возможность его применения для решения любой задачи из
некоторого класса задач с различными исходными данными.
Таким образом, алгоритм - это
предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности
действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое
обладает свойствами:
•дискретности
•понятности
•определённости
•результативности
•массовости
Демонстрация всех свойств на примере
алгоритма нахождения простых чисел
В качестве примера рассмотрите алгоритм
нахождения простых чисел, который в математике называется "Решето Эратосфена"
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no4
)
Введение понятия «Формальное выполнение
алгоритмов»
Формальное выполнение алгоритмов
человеком
Исполнитель-человек может выполнять
алгоритмы формально, не вникая в содержание поставленной задачи, а только
строго выполняя последовательность действий, содержащихся в алгоритме.
Примеры:
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no5
)
Введение понятия «Управление»
Алгоритмы управления
Управление - это процесс
целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации
функционирования объекта по заданной программе.
Происхождение понятия "Кибернетика"
Линейные алгоритмы управления (управление с прямой
связью)
Нелинейные алгоритмы управления (управление с
обратной связью)
Кибернетическая модель управления
Последовательность команд по управлению
объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом
управления.
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/algoritm146/home/etap-no6
)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.