Инфоурок Технология КонспектыКонспект

Конспект

Скачать материал

9 класс                                                                                                                                             

Тема : Профессия, квалификация

Цели урока:
познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальности», «должности». Формировать, развивать и поддерживать интерес учащихся к различным профессиям и специальностям.
Ход урока:
 Организационный момент.

Повторение.

Познавательные сведения.

Закрепление: практическая работа.
Повторение:
На какие сферы деятельности делятся отрасли общественного производства? Сфера производственная (сфера материального производства)Непроизводственная сфера Назовите виды продукции сферы материального производства:- средства производства- средства (предметов) потребления Перечислите отрасли производственной сферы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт, связь, доставка и сбыт)Перечислите отрасли непроизводственной сферы (наука, культура, образование, искусство, здравоохранение, торговля, соцобеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, органы госуправления, финансы, кредит, органы правопорядка)
Познавательные сведения.
  Чем объяснить, что в обществе имеются десятки тысяч профессий? Откуда они взялись? В глубокой древности никаких профессий не существовало и не возникало проблемы выбора. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому все делать: добывать пищу, огонь, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда. Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у них было в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Постоянно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (торговцы, купцы, коробейники).

скотоводы
земледельцы
обмен
Первое разделение труда
скотоводы
земледельцы
ремесленники
Обмен
Второе разделение труда
скотоводы
земледельцы
ремесленники
торговцыкупцы 
Обмен 
Третье разделение труда
В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей (научных, художественных и др.) от производства материальных ценностей (пища, одежда, жилище, средства транспорта, и т.п.). Появились специалисты по общественному управлению (городничий, мэр, администратор), приведению людей к повиновению (прокурор, судья, следователь) и др. По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда. По мере совершенствования общества, развития научно-технического прогресса труда разделяется на все большее и большее число видов, качественно отличающихся друг от друга. Эти виды труда обособлялись и давали начало профессиональной деятельности.
Общее (между пр-вом средств производства и средств потребления)
Частное (существует внутри крупнейших звеньев общественного пр-ва)
Единичное (в рамках отдельных предприятий или объединений)
-тяжелая и легкая промышленность- город и деревня- между материальным и нематериальным производством
- в промышленности: добывающая и обрабатывающая- в сельском хозяйстве: пчеловодство, полеводство, животноводство, овощеводство
- между цехами, бригадами, участками, различными работниками и их группами
В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное.Виды разделения труда
В рамках единичного существует функциональное разделение труда, которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. По этому принципу на предприятиях различают две группы рабочих – основных и вспомогательных. Основные рабочие осуществляют технологический цикл, а вспомогательные – могут быть заняты на ремонтных, наладочных, инструментальных, погрузочно-разгрузочных и тому подобных работах. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний, практических навыков и может служить источником доходов. 
парикмахер
военнослужащий
врач
учитель
Например: профессии – ремонтник, врач, парикмахер, инженер. Не любая трудовая деятельность считается профессиональной. Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия: - во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании (дипломами, свидетельствами и др.); - во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человека может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессинальная деятельность может служить источником дохода. Например, уход за собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду является источником доходов.
Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Профессионалов следует отличать от дилетантов, не имеющих достаточной квалификации, и от любителей, не использующих свой труд для получения доходов. Идеальным вариантом для человека является случай, когда профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом.
Например- профессия «токарь», а специальность – токарь-расточник.Учитель – учитель физики, химии.
Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии.
Учитель начальныхклассов
Учитель географии
Учитель математики
Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Так, директором школы может быть учитель любой специальности: физики, химии, математики и т.п.; заведующим магазином может быть продавец продовольственных товаров, товаровед. При одной и той же профессии на одном предприятии человек может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие – другую в зависимости от обстоятельств. Например: директор, завуч, мастер, декан факультета, ректор.         
Задание № 1. Из приведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: Водитель автобуса, врач, заведующая магазином, детский стоматолог, начальник строительного участка шахты, бригадир, продавец, секретарь, редактор, экономист.
Практическая работа:
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, менеджер, животновод, врач терапевт, директор, врач, маляр, машинистка, токарь-револьверщик, слесарь-сантехник, бригадир, окулист, учитель физики, строитель, программист, писатель, журналист, завуч школы, начальник смены. Выполняя задание заполните таблицу:    
Профессия 
Специальность
Должность 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

9 классТема : Профессия, квалификацияЦели урока: познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальности», «должности». Формировать, развивать и поддерживать интерес учащихся к различным профессиям и специальностям. Ход урока: Организационный момент.Повторение.Познавательные сведения.Закрепление: практическая работа. Повторение: На какие сферы деятельности делятся отрасли общественного производства? Сфера производственная (сфера материального производства)Непроизводственная сфера Назовите виды продукции сферы материального производства:- средства производства- средства (предметов) потребления Перечислите отрасли производственной сферы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт, связь, доставка и сбыт)Перечислите отрасли непроизводственной сферы (наука, культура, образование, искусство, здравоохранение, торговля, соцобеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, органы госуправления, финансы, кредит, органы правопорядка) Познавательные сведения. Чем объяснить, что в обществе имеются десятки тысяч профессий? Откуда они взялись? В глубокой древности никаких профессий не существовало и не возникало проблемы выбора. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому все делать: добывать пищу, огонь, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда. Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у них было в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Постоянно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (торговцы, купцы, коробейники). скотоводы земледельцы обмен Первое разделение труда скотоводы земледельцы ремесленники Обмен Второе разделение труда скотоводы земледельцы ремесленники торговцыкупцы Обмен Третье разделение труда В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей (научных, художественных и др.) от производства материальных ценностей (пища, одежда, жилище, средства транспорта, и т.п.). Появились специалисты по общественному управлению (городничий, мэр, администратор), приведению людей к повиновению (прокурор, судья, следователь) и др. По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда. По мере совершенствования общества, развития научно-технического прогресса труда разделяется на все большее и большее число видов, качественно отличающихся друг от друга. Эти виды труда обособлялись и давали начало профессиональной деятельности. Общее (между пр-вом средств производства и средств потребления) Частное (существует внутри крупнейших звеньев общественного пр-ва) Единичное (в рамках отдельных предприятий или объединений) -тяжелая и легкая промышленность- город и деревня- между материальным и нематериальным производством - в промышленности: добывающая и обрабатывающая- в сельском хозяйстве: пчеловодство, полеводство, животноводство, овощеводство - между цехами, бригадами, участками, различными работниками и их группами В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное.Виды разделения труда В рамках единичного существует функциональное разделение труда, которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. По этому принципу на предприятиях различают две группы рабочих – основных и вспомогательных. Основные рабочие осуществляют технологический цикл, а вспомогательные – могут быть заняты на ремонтных, наладочных, инструментальных, погрузочно-разгрузочных и тому подобных работах. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний, практических навыков и может служить источником доходов. парикмахер военнослужащий врач учитель Например: профессии – ремонтник, врач, парикмахер, инженер. Не любая трудовая деятельность считается профессиональной. Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия: - во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании (дипломами, свидетельствами и др.); - во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человека может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессинальная деятельность может служить источником дохода. Например, уход за собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду является источником доходов. Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Профессионалов следует отличать от дилетантов, не имеющих достаточной квалификации, и от любителей, не использующих свой труд для получения доходов. Идеальным вариантом для человека является случай, когда профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Например- профессия «токарь», а специальность – токарь-расточник.Учитель – учитель физики, химии. Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии. Учитель начальныхклассов Учитель географии Учитель математики Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Так, директором школы может быть учитель любой специальности: физики, химии, математики и т.п.; заведующим магазином может быть продавец продовольственных товаров, товаровед. При одной и той же профессии на одном предприятии человек может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие – другую в зависимости от обстоятельств. Например: директор, завуч, мастер, декан факультета, ректор. Задание № 1. Из приведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: Водитель автобуса, врач, заведующая магазином, детский стоматолог, начальник строительного участка шахты, бригадир, продавец, секретарь, редактор, экономист. Практическая работа: Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, менеджер, животновод, врач терапевт, директор, врач, маляр, машинистка, токарь-револьверщик, слесарь-сантехник, бригадир, окулист, учитель физики, строитель, программист, писатель, журналист, завуч школы, начальник смены. Выполняя задание заполните таблицу: Профессия Специальность Должность

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация на тему: " технологии в повседневной жизни: Подготовка юбки к примерке. проведение примерки юбки. устранение дефектов" ФГОС 6 класс
  • Учебник: «Технология. Технологии ведения дома (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Синица Н.В., Симоненко В.Д.
  • Тема: Создание изделии из текстильных материалов
  • 03.01.2021
  • 1069
  • 92
«Технология. Технологии ведения дома (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Синица Н.В., Симоненко В.Д.
Презентация по швейному делу на тему "Ремонт одежды заплатой аппликацией"
  • Учебник: «Технология. Швейное дело (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.
  • Тема: 47. Наложение заплаты в виде аппликации
  • 03.01.2021
  • 534
  • 15
«Технология. Швейное дело (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.11.2020 271
    • DOCX 18.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федосова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федосова Ирина Викторовна
    Федосова Ирина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59128
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 295 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 102 человека

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1002 человека из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 601 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе