Главная / Начальные классы / Конспек урока "Родственные слова. Корень слова." 1 класс

Конспек урока "Родственные слова. Корень слова." 1 класс

Технологическая карта урока русского языка в 1 «Г» классе (программа Л. В. Занкова)


Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.


Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

2) Развивающая: развивать умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;


3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .



Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,

напечатанные слова из упр. № 114,

листок с рисунками домиков,

карточки с заданием для работы в парах.














Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.


- Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь


Проверяют готовность к уроку.







Записывают число, классная работа.


2.Актуализация знаний Проблемное действие.


(5 мин)




У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?


- А есть ли в этом рассказе «родственники»?

Родственники.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка – Гусеница.

Спасибо, ребята.

Права ли Гусеница?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

-Какие же слова из сценки являются родственными?

Почему?






Похожи по цвету глаз, волос, внешность…



( Инсценирование)




Нет

- гусь, гусыня, гусята.

Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым.

3.Постановка учебной задачи.

(2 мин)


Сегодня на уроке:

Какова тема урока?


Какова цель урока?



На какие вопросы нам предстоит ответить?

Родственные слова. Корень слова.

-Будем учиться находить и подбирать родственные слова, выделять корень.


Какие слова называются родственными и что такое корень.


4.Открытие нового знания.

(6 мин)


Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?


Открываем учебник на странице 114, читаем задание к упражнению №144.

На доске: Ёжик-ёж,

мышонок-мышь,

котёнок-кот.


Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные?

Если слова одинаковые по смыслу, то они могут быть кем?


А что у этих слов общего?

Как её выделим?

Значит, как можно назвать ещё по другому эти слова?

Давайте, попробуем сделать вывод:

Какие слова называются однокоренными (родственными)?


Учебник русского языка


Коллективное выполнение

(3 ученика у доски)






Одинаковые.


Родственниками



Общая часть – корень

Дугой.

Однокоренными.


Однокоренные слова:

  1. сходны по смыслу;

2)имеют общую часть – корень.


Физминутка (3 мин)


Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдать за ней немножко,

Её движенья можно повторить.

1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза)

3,4,5 – повтори опять,(2 раза)

Просто молодцы!


5.Первичное закрепление.

(10 мин)


Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Однокоренные запишем мы слова Упр. №145 (1)

Что мы будем делать?


Сад – садовник,

лес – лесной – лесник,

бег – бегуны – бегать.


Какие слова называются родственными (однокоренными)?


Как пишется корень в однокоренных словах?





Записывать родственные слова, выделять корень.

3 ученика записывают у доски, выделяя корень.

- Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.


Одинаково.


Физминутка с пальчиками.

1 мин.

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

- Потёрли каждый пальчик друг об друга.

- А теперь потёрли ладошки.

- Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.

Дети повторяют за учителем движения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

(6 мин)


-Так же, как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

-А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Дорисуйте трубы одного цвета у домиков с однокоренными словами.

1. Смешной, смех, смешить.

2. Вода, наводнение, подводник.

3. Вылет, полёт, летать.

Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно – «-«


Каждый выполняет работу на листочке









Каждый сверяет свою работу с доской.

7.Включение нового знания в систему знаний повторения.

(8 мин)

А теперь предлагаю вам поработать в парах.

Найдите «лишнее» слово в каждой строке, докажите. запишите однокоренные слова.


Гора, горный, горит.

Вода, водит, водяной.

Лестница, лес, лесник.

Лёд, след, ледник.

Проверка.



Ученики работают в паре







Ученики читают, доказывают свой выбор.



8.Итог урока.

(2 мин)












Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Какие слова называются родственными?

-Какие признаки имеют родственные слова?


Что нужно знать о правописании корня в родственных словах?

- Оцените свою работу на этом уроке.

Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.


Научиться находить родственные слова и определять у них корень.

Да.


Однокоренные слова:

1) сходны по смыслу;

2) имеют общую часть – корень.


он пишется одинаково




































7


Конспек урока "Родственные слова. Корень слова." 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.

образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

 Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;
воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

 

 

Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование  совместнойдеятельности, умение донести свою позицию и понять других;

Автор Чертилина Ирина Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 647
Номер материала 45809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓