Главная / Биология / Конкурсная разработка урока по биологии "Тип Членистоногие"

Конкурсная разработка урока по биологии "Тип Членистоногие"

Название документа Тип Членистоногие_ Клас Ракообразные.ppt

МБОУ «ООШ п. Анисовский» Учитель биологии Копылова Маргарита Александровна
Цель урока: ознакомиться с общими признаками Членистоногих, выяснить особенно...
1. Знакомство с представителями типа Членистоногих, класса Ракообразных; 2. З...
Членистоногие – двусторонне–симметричные животные с сегментированным телом, и...
Класс ракообразных включает около 40 тысяч видов. В основном это морские живо...
забота о потомстве Большинство раков проявляет заботу о потомстве: при вынаши...
Значение Ракообразных Огромное значение для человека имеют не только крабы, о...
Вредные виды Некоторые виды ракообразных тем или иным способом наносят ущерб ...
Время проверить изученный материал
«Приспособленность речного рака к водному образу жизни» Заполните таблицу: Ча...
Заполните схему, вписав в нее названия животных Задание: Ракообразные Свободн...
Тест по теме «Ракообразные»
1. Ракообразные - это... животные способные к полету наземные животные преиму...
5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как... дышат при помощи жаб...
9. В результате газообмена... удаляется из организма углекислый газ в организ...
13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с... с появле...
1. стр. 143 - 150 2. Подготовить доклады (по желанию) об одном из отрядов кл...
Время Игры
Ребусы по теме «Членистоногие» Не даёт расти животному Слово из 5 букв
хитин
Сложены из фасеток Словосочетание из 13 букв.
Сложные глаза
«Пазловское» зрение
мозаичное
«Строительный материал» паука
паутина
Обеспечивают дыхание
трахеи
Мягкотелые Слово из 8 букв
моллюски
Моллюск в неё прячется Слово из 8 букв
раковина
Помогают дышать у водных Слово из 5 букв
жабры
Пословицы и поговорки о раках: Когда рак на горе свистнет Я тебе покажу, где ...
1 из 51

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МБОУ «ООШ п. Анисовский» Учитель биологии Копылова Маргарита Александровна
Описание слайда:

МБОУ «ООШ п. Анисовский» Учитель биологии Копылова Маргарита Александровна

№ слайда 2 Цель урока: ознакомиться с общими признаками Членистоногих, выяснить особенности
Описание слайда:

Цель урока: ознакомиться с общими признаками Членистоногих, выяснить особенности внешнего и внутреннего строения Ракообразных.

№ слайда 3 1. Знакомство с представителями типа Членистоногих, класса Ракообразных; 2. Заде
Описание слайда:

1. Знакомство с представителями типа Членистоногих, класса Ракообразных; 2. Задействование различных каналов восприятия учащихся, фотографического и ассоциативного видов памяти; 3. Осмысление содержания материала через зрительное восприятие сюжетных иллюстраций; 4. Формирование навыков работы с ЦОР при выполнении домашнего задания. Задачи образовательного процесса, достигаемые за счет использования ЦОР:

№ слайда 4 Членистоногие – двусторонне–симметричные животные с сегментированным телом, имею
Описание слайда:

Членистоногие – двусторонне–симметричные животные с сегментированным телом, имеющим снаружи плотный покров из хитина, и членистыми конечностями. В отличие от кольчатых червей тело большинства членистоногих подразделено на отделы: голову, грудь и брюшко. К ним относятся, например, речные раки, крабы, креветки, различные виды пауков, бабочек, мух, жуков. Тип членистоногих самый крупный по числу видов животных. В настоящее время известно более 1 млн. видов членистоногих. Они встречаются в различных средах.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Класс ракообразных включает около 40 тысяч видов. В основном это морские животны
Описание слайда:

Класс ракообразных включает около 40 тысяч видов. В основном это морские животные, представители ряда видов обитают в пресных водах и на суше. Длина тела от 0,1 мм до 80 см. Максимальная масса до 20 кг. Ракообразные ведут ползающий, плавающий или прикреплённый образ жизни. Некоторые из них являются паразитами.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 забота о потомстве Большинство раков проявляет заботу о потомстве: при вынашиван
Описание слайда:

забота о потомстве Большинство раков проявляет заботу о потомстве: при вынашивании яиц у речного рака яйца приклеиваются к брюшку. Забота о потомстве у ракообразных может быть пассивной и активной. При пассивном уходе половозрелые самки носят с собой яйца и молодое поколение в специальных выводковых сумках. У речных раков, пресноводных крабов, нескольких видов креветок новорожденные рачки удерживаются на брюшных ножках матерей. При активном уходе раки-родители устраивают норы, кормят, защищают детенышей.

№ слайда 23 Значение Ракообразных Огромное значение для человека имеют не только крабы, омар
Описание слайда:

Значение Ракообразных Огромное значение для человека имеют не только крабы, омары и креветки, которых он непосредственно употребляет в пищу, но и многочисленные мелкие формы, плавающие у поверхности водоемов в составе зоопланктона Едва различимые невооруженным глазом, составляют главное звено пищевой цепи, связующей микроскопические планктонные водоросли с рыбами, китами и другими крупными промысловыми животными

№ слайда 24 Вредные виды Некоторые виды ракообразных тем или иным способом наносят ущерб хоз
Описание слайда:

Вредные виды Некоторые виды ракообразных тем или иным способом наносят ущерб хозяйству или здоровью людей. Морские желуди и морские уточки мешают судоходству, образуя на днищах судов мощные обрастания. Сверлящие формы, например рак-древоточец, проделывают ходы в деревянных портовых сооружениях и других подводных постройках. Некоторые ракообразные являются в тропиках и на Дальнем Востоке переносчиками болезней человека, а другие, в том числе определенные крабы, речные раки, мокрицы и щитни, вредят растительности, в частности рисовым посевам, или разводимым морским видам.

№ слайда 25 Время проверить изученный материал
Описание слайда:

Время проверить изученный материал

№ слайда 26 «Приспособленность речного рака к водному образу жизни» Заполните таблицу: Части
Описание слайда:

«Приспособленность речного рака к водному образу жизни» Заполните таблицу: Части тела и органы Приспособленность к образу жизни Органы чувств Органы дыхания Покров тела прочность окраска Части тела, обеспечивающие передвижение по дну в толще воды

№ слайда 27 Заполните схему, вписав в нее названия животных Задание: Ракообразные Свободножи
Описание слайда:

Заполните схему, вписав в нее названия животных Задание: Ракообразные Свободноживущие Паразиты Водные обитатели __________________ Обитатели суши ________________

№ слайда 28 Тест по теме «Ракообразные»
Описание слайда:

Тест по теме «Ракообразные»

№ слайда 29 1. Ракообразные - это... животные способные к полету наземные животные преимущес
Описание слайда:

1. Ракообразные - это... животные способные к полету наземные животные преимущественно водные животные 2. К представителям ракообразных относят... дафнию, креветку, мокрицу большого прудовика циклопа 3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс... смены наружных покровов у животного передвижения "задом наперед" удаление непереваренных остатков пищи 4. Органы чувств помогают ракообразным... переваривать пищу оба ответа правильных уходить от опасности

№ слайда 30 5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как... дышат при помощи жабр б
Описание слайда:

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как... дышат при помощи жабр брюшко заканчивается хвостовым плавником оба ответа верны 6. Органом защиты у речного рака служат... глаза длинные усики клешни 7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат... дафнии, циклопы мокрицы креветки 8. Органами выделения рака являются... зеленые железы почки кишечник

№ слайда 31 9. В результате газообмена... удаляется из организма углекислый газ в организм р
Описание слайда:

9. В результате газообмена... удаляется из организма углекислый газ в организм рака только поступает атмосферный кислород из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ 10. К органам чувств речного рака относят... органы зрения, слуха, осязания органы дыхания все ответы правильные 11. Членистоногие произошли от... кольчатых червей плоских червей круглых червей 12. У речного рака в теле различают... три отдела два отдела четыре отдела

№ слайда 32 13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с... с появление
Описание слайда:

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с... с появлением сегментации тела с появлением хитинового покрова с появлением мышечных пучков 14. Сердце членистоногих... двухкамерное трубчатое трёхкамерное 15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает... мокрица дафния циклоп

№ слайда 33 1. стр. 143 - 150 2. Подготовить доклады (по желанию) об одном из отрядов класс
Описание слайда:

1. стр. 143 - 150 2. Подготовить доклады (по желанию) об одном из отрядов класса Ракообразные.

№ слайда 34 Время Игры
Описание слайда:

Время Игры

№ слайда 35 Ребусы по теме «Членистоногие» Не даёт расти животному Слово из 5 букв
Описание слайда:

Ребусы по теме «Членистоногие» Не даёт расти животному Слово из 5 букв

№ слайда 36 хитин
Описание слайда:

хитин

№ слайда 37 Сложены из фасеток Словосочетание из 13 букв.
Описание слайда:

Сложены из фасеток Словосочетание из 13 букв.

№ слайда 38 Сложные глаза
Описание слайда:

Сложные глаза

№ слайда 39 «Пазловское» зрение
Описание слайда:

«Пазловское» зрение

№ слайда 40 мозаичное
Описание слайда:

мозаичное

№ слайда 41 «Строительный материал» паука
Описание слайда:

«Строительный материал» паука

№ слайда 42 паутина
Описание слайда:

паутина

№ слайда 43 Обеспечивают дыхание
Описание слайда:

Обеспечивают дыхание

№ слайда 44 трахеи
Описание слайда:

трахеи

№ слайда 45 Мягкотелые Слово из 8 букв
Описание слайда:

Мягкотелые Слово из 8 букв

№ слайда 46 моллюски
Описание слайда:

моллюски

№ слайда 47 Моллюск в неё прячется Слово из 8 букв
Описание слайда:

Моллюск в неё прячется Слово из 8 букв

№ слайда 48 раковина
Описание слайда:

раковина

№ слайда 49 Помогают дышать у водных Слово из 5 букв
Описание слайда:

Помогают дышать у водных Слово из 5 букв

№ слайда 50 жабры
Описание слайда:

жабры

№ слайда 51 Пословицы и поговорки о раках: Когда рак на горе свистнет Я тебе покажу, где рак
Описание слайда:

Пословицы и поговорки о раках: Когда рак на горе свистнет Я тебе покажу, где раки зимуют Красный, как рак Пятиться раком Рака за хвост не удержать Рак рыбу осуждает

Название документа ракообразные, 7 класс.doc


Краткая аннотация цифровых образовательных ресурсов


  1. Автор: учитель биологии Копылова Маргарита Александровна


  1. Название конкурсной работы:

«Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»


  1. Общая характеристика представленного материала:


    1. Целевые группы пользователей: учитель биологии, учащиеся 7 классов.


    1. Область применения.

Использование на уроке:

  • объяснение материала;

  • самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся;

  • поиск необходимой информации;

  • контроль знаний;

Самостоятельное использование учеником вне урока:

  • работа над домашним заданием;

  • самоконтроль и контроль знаний;

  • использование при выполнении творческих индивидуальных заданий.

Использование учителем на этапе подготовки к уроку:

  • подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде;


    1. Цели и задачи образовательного процесса, достигаемые/решаемые за счет использования ЦОР:

- Знакомство с представителями типа Членистоногих, класса Ракообразных;

- Задействование различных каналов восприятия учащихся, фотографического и ассоциативного видов памяти;

- Осмысление содержания материала через зрительное восприятие сюжетных иллюстраций;

- Формирование навыков работы с ЦОР при выполнении домашнего задания.


3.4. Целесообразность разработки предлагаемых информационных источников и инструментов:

Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать школьников изучаемым материалом, активизировать работу на уроке. Сделать урок более содержательным, индивидуальным и деятельным. Довести до учащихся большой поток информации, способствуя организации самостоятельной познавательной деятельности.


    1. Новизна (отличительные особенности, оригинальность) предлагаемой разработки относительно традиционного подхода, ее соответствие потребностям информационного общества:

В данной разработке используется большое количество наглядного материала в виде иллюстраций, рисунков, фотографий. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала, что позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников.


    1. Новые образовательные результаты, которые могут быть обеспечены данным ЦОР и их соответствие заявленным целям:

- творческий подход к выполнению домашних заданий;

- формирование мыслеобразов;

- заинтересованность школьников в изучении данной учебной дисциплины.


    1. Возможность организации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе на базе данного ЦОР:

На уроке используется групповая и индивидуальная работа по вопросам, представленным в презентации, что позволяет учителю определить уровень усвоения темы. При выполнении домашней работы к следующему уроку предполагается поиск дополнительной информации и оформления найденной информации в виде докладов.


    1. Текст к презентации (выступление в краткой форме).

Описание методической разработки


1. Урок на тему:

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные (с использованием ЦОР и средств ИКТ)

2. Комбинированный урок. Помимо конспекта представлена презентация урока с выраженными этапами урока.

3. Предмет - биология 7 класс. Животные.

4. Для учащихся 7 класса ОУ.

5. Классно - урочная форма работы.

6. Полное описание разработки













Урок на тему:

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.


Цель: ознакомить учащихся с общими признаками Членистоногих, выяснить особенности внешнего и внутреннего строения Ракообразных.


Задачи:

  • познакомиться с особенностями внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания;

  • показать многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни,

  • Объяснить значение Ракообразных в природе.

Средства обучения: презентация урока, таблицы « Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», коллекции «Расчлененный рак», «Расчлененный жук», влажные препараты «Расчлененный рак», ЦОР по биологии, мультимедиа-ИКТ, раздаточный материал.


Основное содержание урока:

1. Общие сведения о членистоногих (сегментация тела, хитиновый покров, членистые конечности, отделы тела, численность).

2. Общая характеристика класса Ракообразные.

3. Образ жизни и особенности внешнего строения речного рака.

4. Внутреннее строение и черты усложнения.

5. Органы чувств.

6. Многообразие ракообразных и их роль в природе.


Ход урока


I. Изучение нового материала

1. Общие сведения о членистоногих. (Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные» (слайд 4,5), таблицы «Тип Членистоногие»).

2. Краткая характеристика ракообразных (слайд 7,8,9).

3. Образ жизни и особенности внешнего строения речного рака. (Сообщения учащихся, беседа с использованием слайдов из презентации урока № 10 – 19 фрагмент видеофильма).

  • Рассмотрите внешнее строение речного рака. Обратите внимание на прочность и окраску его покровов. Каково значение покровов в жизни рака?

  • Рассмотреть хитиновый покров, процесс линьки (видеофрагмент)

  • Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Почему она неодинакова?

  • Отыщите органы чувств: усики, глаза. Объясните значение подвижности глаз.

  • Найдите у фиксированных раков челюсти, ногочелюсти, ротовое отверстие.

  • Найдите брюшные ноги рака. Обратите внимание на различие в их строении.

  • Рассмотрите брюшко, убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте, сколько их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?

  • Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте выводы о среде обитания, способах передвижения рака по дну и в толще воды, о питании, о защите от врагов.


  1. Внутреннее строение и черты усложнения. (Рассказ учителя с использованием слайдов 19, 20,21,22 препарата расчлененного речного рака и влажный препарат.)


5. Органы чувств. (Работа с текстом параграфа стр. 146).

Заполнение таблицы (раздаточный материал):

Учащиеся заполняют таблицу в тетради

«Приспособленность речного рака

к водному образу жизни» (раздаточный материал) и делают по ней вывод.


Части тела и органы

Приспособленность к образу жизни

Органы чувств


Органы дыхания


Покров тела

прочность


окраска


Части тела, обеспечивающие передвижение

по дну


в толще воды



6. Роль ракообразных в природе. ( Рассказ учителя с элементами беседы).


II. Закрепление знаний

Задание: заполнить схему, вписав в нее названия животных. (Слайд 27, текст параграфа).


Проверочный тест к уроку (раздаточный материал). Слайд 28,29,30,31,32.

1. Ракообразные - это...

  • животные способные к полету

  • наземные животные

  • преимущественно водные животные

2. К представителям ракообразных относят...

  • дафнию, креветку, мокрицу

  • большого прудовика

  • циклопа

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

  • смены наружных покровов у животного

  • передвижения "задом наперед"

  • удаление непереваренных остатков пищи

4. Органы чувств помогают ракообразным...

  • переваривать пищу

  • оба ответа правильных

  • уходить от опасности

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

  • дышат при помощи жабр

  • брюшко заканчивается хвостовым плавником

  • оба ответа верны

6. Органом защиты у речного рака служат...

  • глаза

  • длинные усики

  • клешни

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

  • дафнии, циклопы

  • мокрицы

  • креветки

8. Органами выделения рака являются...

  • зеленые железы

  • почки

  • кишечник

9. В результате газообмена...

  • удаляется из организма углекислый газ

  • в организм рака только поступает атмосферный кислород

  • из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

10. К органам чувств речного рака относят...

  • органы зрения, слуха, осязания

  • органы дыхания

  • все ответы правильные

11. Членистоногие произошли от ...

  • кольчатых червей

  • плоских червей

  • круглых червей

12. У речного рака в теле различают...

  • три отдела

  • два отдела

  • четыре отдела

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с...

  • с появлением сегментации тела

  • с появлением хитинового покрова

  • с появлением мышечных пучков

14. Сердце членистоногих...

  • двухкамерное

  • трубчатое

  • трёхкамерное

15. Из перечисленных представителей ракообразных на суше обитает...

  • мокрица

  • дафния

  • циклоп


III. Обобщение знаний по теме урока

Ключевой вопрос

Характерные особенности внешнего строения ракообразных представителей в связи с образом жизни.

IV. Домашнее задание

1. Стр. 143 – 150.

2. Подготовить сообщения об одном из отрядов класса Ракообразные.


V. Время игры (Слайд 34 – 50)

Для игры детям предоставили 8 ребусов. В процессе выполнения идет повторение пройденного материала и закрепление нового материала. Этот метод игры так же развивает логическое мышление.


VI. Заключительный этап урока (слайд 51)

Учащимся предоставляются пословицы и поговорки про раков, их задача объяснить значение и придумать собственные поговорки или пословицы (индивидуальное задание).

Название документа тест.docx

Тест к уроку по биологии «Тип Членистоногие Класс Ракообразные»

1. Ракообразные - это...

  • животные способные к полету

  • наземные животные

  • преимущественно водные животные


2. К представителям ракообразных относят...

  • дафнию, креветку, мокрицу

  • большого прудовика

  • циклопа


3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

  • смены наружных покровов у животного

  • передвижения "задом наперед"

  • удаление непереваренных остатков пищи


4. Органы чувств помогают ракообразным...

  • переваривать пищу

  • оба ответа правильных

  • уходить от опасности


5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

  • дышат при помощи жабр

  • брюшко заканчивается хвостовым плавником

  • оба ответа верны


6. Органом защиты у речного рака служат...

  • глаза

  • длинные усики

  • клешни


7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

  • дафнии, циклопы

  • мокрицы

  • креветки


8. Органами выделения рака являются...

  • зеленые железы

  • почки

  • кишечник


9. В результате газообмена...

  • удаляется из организма углекислый газ

  • в организм рака только поступает атмосферный кислород

  • из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ


10. К органам чувств речного рака относят...

  • органы зрения, слуха, осязания

  • органы дыхания

  • все ответы правильные


11. Членистоногие произошли от...

  • кольчатых червей

  • плоских червей

  • круглых червей


12. У речного рака в теле различают...

  • три отдела

  • два отдела

  • четыре отдела


13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с...

  • с появлением сегментации тела

  • с появлением хитинового покрова

  • с появлением мышечных пучков


14. Сердце членистоногих...

  • двухкамерное

  • трубчатое

  • трёхкамерное


15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает...

  • мокрица

  • дафния

  • циклоп


Конкурсная разработка урока по биологии "Тип Членистоногие"
  • Биология
Описание:

Краткое описание разработки 

1.     Автор: учитель биологии Копылова Маргарита Александровна

2.     Название конкурсной работы:

 «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»

3.     Общая характеристика представленного материала:

3.1.  Целевые группы пользователей: учитель биологии, учащиеся 7 классов.

3.2.  Область применения.

       Использование на уроке:

-       объяснение материала;

-       самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся;

-       поиск необходимой информации;

-       контроль знаний;

Самостоятельное использование учеником вне урока:

-       работа над домашним заданием;

-       самоконтроль и контроль знаний;

-       использование при выполнении творческих индивидуальных заданий.

Использование учителем на этапе подготовки к уроку:

-       подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде;

3.3.  Цели и задачи образовательного процесса, достигаемые/решаемые за счет использования ЦОР:

          - Знакомство с представителями типа Членистоногих, класса Ракообразных;

         - Задействование различных каналов восприятия учащихся, фотографического и ассоциативного видов памяти;

          - Осмысление содержания материала через зрительное восприятие сюжетных иллюстраций;

          - Формирование навыков работы с ЦОР при выполнении домашнего задания.

Автор Копылова Маргарита Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 982
Номер материала 24162
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓