Главная / Русский язык и литература / Конкурс знатоков русского языка (7 класс)

Конкурс знатоков русского языка (7 класс)

Конкурс знатоков

"Люби и знай русский язык". 7-е классы.

Цели и задачи занятия:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;

  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;

  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;

  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение.

Ход конкурса

Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

В игру вступают 2 команды по 7 человек. Им предстоит пройти 7 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число баллов за ответы, выполненные задания присваивается звание “Великолепная семерка”.

Представление команд.

II. Представление жюри.

В дорогу отправляться так

Опасно. Это знает всяк.

Хоть мы большие шутники,

Но нам нужны проводники.

Без них нам всем придётся туго.

Хоть выручаем мы друг друга,

Порою нужен нам совет:

Мы правильно идём иль нет.


Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибемся, то поправит.
Коль скажем правильно – прославит,
Оценку за ответ поставит.
Ему передаем привет -
Ведь без жюри дороги нет!


(Представление жюри)

III. Соревнование команд.

– Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться.

I тур. Лингвистический конкурс «Культура речи – культура отношений».

Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Чтобы у всех у вас было много друзей, надо научиться общаться: чётко произносить слова, правильно ставить в них ударение и, конечно, знать добрые, вежливые слова речевого этикета. Для того чтобы вы могли проявить и усовершенствовать свои речевые умения, мы проводим лингвистический конкурс.

1) Ведущий конкурса сейчас сообщит первому из сидящих каждой команды скороговорку. По его сигналу тот шёпотом передает её второму, и далее – по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точно произнесет её вслух.

Скороговорка I команде: «Жук жужжит над абажуром».

Скороговорка II команде: «Уже и ужи в луже».

2) Отгадать загадки, поставив правильно ударение в словах:

I команде:

На бахче у нас растет,

Как разрежешь - сок течет.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется … (арбуз).


Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор

Называюсь я … (фарфор).


II команде:


Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется … (крапива).


Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный … (каталог).

II тур. Секреты морфемики:

1) Собери пословицу (назови вторую ее половину):
Не сиди сложа руки – /не будет скуки./
Каков мастер, /такова и работа. /
Маленькое дело, /лучше большого безделья. /
Говорить не думая, /что стрелять не целясь. /
Ученого учить, /только портить. /
Хороша веревка длинная, /а речь хорошая./
Капля по капле, /и камень долбит./
Откладывай безделье, /да не откладывай дела./
Не суйся в воду, /не зная броду./
Не спеши языком, /торопись делом./
Учи пока /поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь./
Ешь пирог с грибами, а /язык держи за зубами./

2) Шарады

1) Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природа, суффиксы от слова обязательный, окончание от слова великое, то получим слово, обозначающее признак предмета.

Возьмите приставку от слова сдача, корень от слова пряжа, суффикс и окончание от слова, растение. Какой термин у вас получился?

III. Лексика. Фразеология.

Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.

1) Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значение.

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица)

2) Записать на листке бумаги как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

Голова: человек с головой, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, морочить голову, отвечать головой, сломя голову, голова идет кругом.

Нос: задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу.

Глаз: мозолить глаз, глазом не моргнуть, хлопать глазами, с глазу на глаз, открыть глаза, говорить в глаза.

Ухо: держать ухо востро, покраснеть до ушей, ушки на макушке, развесить уши, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, уши вянут.

Зуб: говорить сквозь зубы, зубы наговаривать, око за око, зуб за зуб, иметь зуб (на кого-то), скалить зубы.

Язык: язык без костей, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.

Рука: валиться из рук, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, сидеть сложа руки.

Ноги: со всех ног, встать с левой ноги, ног под собой не чуять, встать на ноги, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там.



3) Отгадать загадки: с 3-х попыток.

А)

  1. он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка);

  2. его советуют искать в поле (2 попытка);

  3. на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

Отгадка: ветер

Б)

  1. его вешают, приходя в уныние;

  2. его задирают, зазнаваясь;

  3. его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Отгадка: нос

Подскажите слово:

I команде:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой …


Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле …


II команде:


Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …


Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, …

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши …


Игра со зрителями (после III – го тура).

Болельщик, знай, мы не забыли

И про тебя и сотворили

Весёлый конкурс, чтобы ты

Мог воплотить свои мечты

О знанье слов и выражений.

Немало нужно тут умений,

Чтоб разгадать загадку эту.

И я скажу вам по секрету:

Сам черт здесь ногу поломал,

А вот ответа не узнал.

Отгадать загадки:

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

2. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра.)

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком.)

4. Какую соль не кладут в суп? (морскую)

5. Из какого крана не льется вода? (подъемный)

6. Какой лук не кладут в суп? (из которого стреляют)

7. Какие три местоимения самые чистые (вы, мы, ты)

8. Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат вверх ногами).

9. Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).

10. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).

11.

Со звуком (с) я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С (м) берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль, моль)

12.

С (к) я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С (п) – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою. (парта, карта)

13.

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но (к) на (ц) перемени –
Я по болоту зашагаю. (Капля, цапля)

14.

С (б) мучительной бываю,
С (м) одежду пожираю,
С (р) актеру я нужна,
С (с) для повара важна. (Боль, моль, роль, соль)

15.

Готов вас напоить водой,
Но (э) прибавите в начало,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале (кран, экран).

16.

Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет (ноша, юноша).

17.

Я антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима).

18.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …(прохлада).

19.

Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач).

20.

Я антоним шуму, стуку,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь …(тишина).

21.Откуда взяты крылатые выражения?

1. Разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин).

2. Есть еще порох в пороховницах. («Тарас Бульба» Гоголь).

3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (И. Крылов «Зеркало и обезьяна»).

4. Не по чину берешь. (Гоголь «Ревизор»).

5. Там русский дух, там Русью пахнет. (Посвящение к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» А.С. Пушкин).

6. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. (И. Крылов «Кукушка и петух»).

7. На деревню дедушке. (А.П. Чехов «Ванька»).

8. У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов «Волк и ягненок»).

9. Дела давно минувших дней. («Руслан и Людмила» А.С. Пушкин, песнь первая).


IV. Аукцион “Пословицы и поговорки”.

1) Назвать пословицы и поговорки с цифрой “7”. Побеждает тот, кто назовет последним.

(Всемером пойдем - далеко уйдем. Семеро одного не ждут. Рубить семерым, а топор один. Семерым просторно, а двоим тесно. А ты, седьмой, у ворот постой.)

2) Попробуйте показать “смысл” пословицы жестами, мимикой, телодвижениями, танцами.

Сытый голодного не разумеет. Мал телом, да велик телом. Любишь брать – люби и отдавать. Мягко стелет, да жестко спать. Здоров на еду, да хил на работу.

Соперники должны угадать пословицу

V. Конкурс капитанов.

- До сих пор от капитанов ни словечка

Мы не услышали. Сердечко

У них трепещет. Вы готовы?

Дадим же капитанам слово.

1) Назови пару: ведущий называет существительные мужского и женского рода, а игроки находят для них пары:

I команде:

козел – коза

бобер – бобриха

медведь – медведица

осел – ослица

оса – оса

стрекоза – стрекоза

ворона – ворон

волк – волчица

корова – бык


II команде:

муха – муха

курица – петух

обезьяна – обезьяна

баран – овца

жираф – жирафа

лон – слониха

ехидна – ехидна

кот – кошка

шершень - шершень

2) Прочитайте стихотворение А. Барто "Мишка", “Идет бычок, качается…”, но не так, как вы обычно читаете, а словно:
– Вы оправдываетесь перед товарищем,
– Вы рассердились на младшего брата,
– Вы обиделись на бабушку,
– Вы хвастаетесь перед ребятами,
– Вы испугались собаки…

- Ай, капитаны! Браво, браво!

В хитросплетенье слов они

Себе завоевали славу,

Командам – лишние очки!

VI тур. Блиц-опрос:

Задание 1-й команде.

Седьмая буква алфавита? (ё)

Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).

Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).

Седьмая буква в слове “электрификация”? (и)

Седьмая нота октавы? (си)

Задание 2-й команде.

Седьмой месяц года? (Июль).

Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).

Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).

Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).

В средневековой школе было 7 учебных предметов. Их называли “Семь свободных
искусств”. Вот шесть из них: грамматика, риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет. (Музыка).

2) А теперь проверим Ваше чувство юмора.

Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:

- Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?

- Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.

- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.

- Но, сэр, я ещё не завтракал…

Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!

(Не беда, всё равно опять проголодаешься”)

VII. Творческий разъезд.

Рассказ на одну букву: в течение 5 мин. написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну буквуI команде: на букву П; II команде: на букву М.



Команды славно постарались,

Я думаю, что не остались

В обиде зрители, что всех

Нас сотрясал здоровый смех.


А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:

- Кто победил?

Каков итог? Каких призов

Заслуживают игроки,

Большие наши знатоки?


(Подведение итогов).

Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.

Вот так закончилась игра.

Закончилась. Увы, пора

Прощаться. Наступил финал.

И может быть, не каждый ждал

Такой концовки, и не всех

Такая радует развязка.

Но главным здесь был все же смех.

И шутка не ждала подсказки.

Мы будем рады видеть вас

Вновь в этом зале, и в тот час,

Когда мы снова соберемся

И снова славно посмеемся.

Теперь заканчиваем речь.

Привет, друзья, до новых встреч.








Используемая литература

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997

  2. Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995.

  3. Глазырина А.В. Игры “Интеллектуальный ринг” - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2006.

  4. С.Ю.Михайлова Устный ученический журнал “Язык мой, давай с тобой дружить!” - Русский язык в школе №3, 1995.

  5. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным.- М.: Школьная пресса, 2004.- (Русский язык и литература в школе. Библиотека журнала “Русская словесность”. Вып.15).

  6. Чмирь Ольга Богдановна. Конкурс знатоков "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов. - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.

  7. С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.



Конкурс знатоков русского языка (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели и задачи занятия:

 

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение. 
Автор Шамхалова Байрамгиз Джамаловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 834
Номер материала 47179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓