Инфоурок Литература КонспектыКонкурс знатоков русской словесности (6 класс)

Конкурс знатоков русской словесности (6 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие в 6 «А» классе

Тема: Конкурс знатоков русской словесности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2013г.

 

 

 

Проведен:  Альмеевой Алисой Андреевной и Влазневой Эльзой Эльдаровной

 

Участники: 6 «А»  класс (28 человек)

Цели мероприятия:

·               Обучающие:

 

1)     закрепить пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в игровой форме

2)     проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся

3)     сформировать у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языка

4)     способствовать расширению кругозора учащихся

 

·               Развивающие:

1)  способствовать развитию коммуникативных умений и  навыков учащихся

2)  способствовать развитию творческого мышления

3)  способствовать формированию  потребности у учащихся в грамотной и красивой речи

4)  способствовать развитию навыков работы в команде

 

·               Воспитательные

1)  привить любовь к русскому языку и литературе

2)  сформировать у учащихся умение слушать друг друга

3)  на материале русских пословиц и фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся

4)  научить учащихся работать в режиме соревнования

5)  способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся

 

 

 

Подготовительная работа: Составление сценария мероприятия,  подбор материалов для конкурса, поиск и составление интересных и занимательных картинок для задания с фразеологизмами, подбор текста и намеренное составление ошибок в нем для задания «найди ошибки», составление разбаловки оценивания для жюри,  подготовка грамот для вручения 1-го, 2-го, 3-го мест.

 

Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с текстом для исправления ошибок, грамоты, расстановка парт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения мероприятия по этапам:

1)   Организационный момент (приветствие, рассаживание, выявление цели мероприятия) - 2 мин.

2)  Деление на команды  - 1 мин.

3)  Учащиеся выбирают название своей команде - 1 мин.

4)  Выбор капитанов команд – 1 мин.

5)  Представление жюри - 1 мин.

6)   Разминка (занимательные вопросы на эрудицию)  - 7 мин

7)   Проверка знаний пройденного материала по литературе.  – 7 мин.

8)        «Угадай фразеологизм»  - 6 мин.

9)       «А знаете ли вы пословицы?»  - 7 мин.

10)   «Найди  и исправь ошибки в тексте» - 5 мин.

11)    Конкурс капитанов – 3 мин.

12)   Подведение итогов. – 2 мин.

13)  Вручение грамот.  – 1 мин.

 

Ход мероприятия:

До урока в классе расставляются столы так, чтобы получилось три круглых стола со стульями вокруг него.  Ученики делятся на три команды и занимают столы.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Мы очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас с вами  урок пройдет в довольно необычной форме! Вы будете участвовать в конкурсах и заданиях, посвященных русскому языку и литературе. И выявим с вами истинных знатоков русской словесности!  Для начала разделимся на команды по восемь человек. Каждая команда должна выбрать себе название и затем капитана команды.

             Ученики сообщают названия команды и капитанов – это фиксируется на доске и у жюри.

 

Ведущий 1: Итак, у нас с вами есть три команды во главе с капитанами, а теперь познакомимся с теми, кто будет  сегодня справедливо оценивать ваше участие в конкурсах. Наше жюри: Полина Леонидовна и Анна Игоревна.

                         Жюри поочередно встают, ученики хлопают. 

За каждый конкурс жюри фиксирует оценки каждой команде и в конце все подсчитывает. И в конкурс, где отвечает та команда, в которой ученики подняли первыми рук, жюри помогает следить,  чья команда первыми подняли руку.

Ведущий 1: Начнем мы наше сегодняшнее соревнование с традиционного конкурса – Разминка. Ребята, послушайте внимательно правила! Я задаю вопрос, вы внимательно слушаете и как только понимаете, что знаете ответ – поднимаете руку. Та, чья команда быстрее поднимает руку, та и отвечает. Если ответ неверный, отвечают следующие команды. Самое главное – никаких выкриков. Только поднятая рука. При нарушении правила с команды будут сниматься баллы. За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде зачисляется один балл. Подсчет ведет жюри.

Вопросы:

 

1.     Каким органом чувств вполне можно молоть?  (Язык)

2.     Куда смотрит волк, сколько его ни корми?   (в лес)

3.     Какие птицы, согласно легенде, когда-то спасли Рим?   (гуси)

4.     По имени человека можно определить, в какой стране он живёт. Например, сказка про Ивана – русская. А сказка, где главного героя зовут Джузеппе, чья?   (итальянская)

5.     Что 300 лет назад означало слово “Виктория”?   (победа)

6.     Какой русский инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя.    (баян)

7.     Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?   (соль)

8.     Какое государство можно носить на голове?     (панама)

9.     Что можно увидеть с закрытыми глазами?    (сон)

 

10.  Если бы глагол “дерзить” употребили со словом “я”, как бы это выглядело?    (дерзну)

11.  Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?  (он)

12.  В каком местоимении 2 звука и одна буква  (я)

13.  В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (три)

 

Ведущий 1: Все молодцы! Все очень быстрые и активные! А мы переходим к следующему конкурсу.

Сейчас мы с вами проверим, как вы помните литературных героев и  факты из произведений, которые мы с вами совсем недавно прошли. Работаем также – кто первый поднимает руку, тот и отвечает. В этом задании за каждый правильный ответ команде зачисляется 2 балла. Все баллы фиксирует жюри.

 

Вопросы:

 

1.     Жанр произведения Кладовая солнца  (сказка-быль)

2.     Как звали собаку в произведении Чехова? (Каштанка)

3.     Жанр произведения «Алые паруса» (феерия)

4.     Как назывался новый корабль Грея?  (Секрет)

5.     О ком эти строчки: "пахло от него ветчиной и кофейной гущей".  (Тонкий)

6.     Чей это портрет? «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …»   (Тонкий)

7.     Кто в русской литературе писал басни?  (Крылов)

8.     Кто предсказал Ассоль счастливую судьбу? (Эгль)

9.      Что просил передать царю перед смертью Левша?   что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили»)

10. Как фамилия чиновника, умершего по причине страха из рассказа «Смерть чиновника» (Червяков)

11.  Назовите фамилию чиновника, на которого чихнул Червяков  (Бризжалов)

12. О ком и из какого произведения эти строки: «…он нуждался в жизни и  превозмогал терпением свою боль…»?  (неизвестный цветок о неизвестном цветке)

13. Угадайте героя: «Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Упрямый и сильный»   (Митраша)

14. О ком: «По вечерам  или в праздник – забраться к отцу на колени, и вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивать об их назначении « (Ассоль)

 

Ведущий 2: Ребята, вы  у нас сегодня молодцы! Борьба за звание знатоков, чувствуется, будет тяжелая. А сейчас переходим к следующему конкурсу: называется он : «А знаете ли вы пословицы?» Задания вы увидите сейчас на экране. Спрашивать будем поочередно каждую команду, если команда отвечает неверно, право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

      Первые два слайда в презентации на экране: нужно найти лишнюю пословицу по смыслу, третий слайд – найти среди пословиц поговорку и следующие 11 слайдов – нужно сказать правильно окончание пословицы.

Ведущий 2: Ребята снова справились очень успешно с заданием и мы переходим к следующему конкурсу и проверим как вы хорошо знаете фразеологизмы. На экране будут показаны картинки, а вам нужно будет угадать смысл какого фразеологизма они обозначают. Отвечает снова каждая команда поочередно. За каждый правильный ответ 5 баллов. Начинаем:

   На экране презентация с картинками: 1) разъяренные кошка с собакой и рядом такие же мужчина и женщина ссорятся (как кошка с собакой) 2) прицел ружья и перед ним два зайца испуганных ( одним выстрелом двух зайцев убить) 3) огромный слон в помещении и вокруг много битой посуды (как слон в посудной лавке) 4) мужчина ведет за нос другого мужчину(водить за нос) 5) в отражении лупы слон, а рядом муха ( делать из мухи слона) 6) шляпа, а в ней папка «дело №» (дело в шляпе) 7)на бельевой веревке развешаны уши (уши развесить) 8)идет по грядкам заяц и носит воду в решете (носить воду в решете) 9) на картинке огромный нос и мальчик с топором над ним (зарубить на носу) 10) на переднем плане розовые очки и сквозь них серый лес, который стал розовым (смотреть сквозь розовые очки)

Ведущий1: И мы переходим к следующему конкурсу! Сейчас мы раздадим каждой команде текст. В нем вам нужно будет исправить все ошибки, а также проставить ударение в подчеркнутых словах. Времени у вас 4 минуты. Если задание будет выполнено полностью без ошибок  - вы  получаете 20 баллов за него, за каждую ошибку будет отниматься один балл от 20. Время пошло.

Текст:  В пятницу мы пришли со школы периодели школьную одежду и сразу же поехали до бабушки. 
Бабушка нас ждала и была нам очень рада. Когда мы приехали, она была занята своим хозяйством: кормила курей, пропалывала щавели и свёклу. Мы помагали бабушке закончить работу а потом все вместе отправелись пить чай.
Чай пили с тортом и со сливовым вареньем. Наша бабушка печёт очень вкусные торты. Потом бабушка начала распрашевать о наших успехах. Время пролитело не заметно. Пора было возврощятся домой.
Завтра мы обезательно позвоним нашей любимой бабушке.

      Когда ученики заканчивают листочки собираются и  отдаются жюри на проверку.

Ведущий2: А пока жюри проверяет ваши тексты, мы проведем с вами последний конкурс: «Конкурс капитанов»  к нам выходят все наши три капитана команды, поворачиваются спиной к своим командам, чтобы они не могли им подсказывать и поочередно называют литературные термины, которые они знаете. За каждый термин – один балл.

         Очередь должна пройти 12 раз.

Подведение итогов конкурса, оглашение результатов жюри  и вручение грамот.

Заключительное слово: Ребята, спасибо всем за внимание и участие в нашем сегодняшнем мероприятии! Вы все молодцы! Очень старательно работали, активно участвовали во всех конкурсах и заданиях!

 

Использованная литература:

1)    Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-255с.

2)    Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: Клио,1997.-60с.

3)    Фридман Л. М.; Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя: М.: Просвещение, 1991 г.; 288 с.

4)    4. Как проводить внеклассное мероприятие
http://www.kakprosto.ru/kak-25142-kak-provesti-vnekla..

5)    Сайт «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-13054

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ мероприятия.

Мероприятие было посвящено определенной тематике и носило название «Конкурс знатоков русской словесности» В качестве целей были выбраны обучающие, развивающие и воспитательные.  Обучающие цели имели перед собой конкретные задачи: закрепить пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в игровой форме, проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся, сформировать у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языка, способствовать расширению кругозора учащихся. На мой взгляд цели были достигнуты: вопросы были подобраны с акцентом на пройденный материал, были даны цитаты из произведений, характеризующие героев, вопросы были и не сильно легкие и в то же  время не сверхсложные, дети успешно справлялись с заданиями, а там где возникали сложности, мы давали им нужные наводящие подсказки. Задания с русскими пословицами и фразеологизмами позволяют говорить о том, что шаг к формированию у учеников умения понимать мудрость и глубину русского языка был сделан.  Различные вопросы типа: «Какие птицы, согласно легенде, когда-то спасли Рим?» , которые были использованы в конкурсе, способствуют проверки кругозора у детей, дают информацию учителю, что нужно проводить какие-то мероприятия в будущем, чтобы расширить кругозор учащихся способствуют его расширению в ходе разминки с такими вопросами.

Развивающие цели нами были выбраны такие: способствовать развитию коммуникативных умений и  навыков учащихся, способствовать развитию творческого мышления, способствовать формированию  потребности у учащихся в грамотной и красивой речи, способствовать развитию навыков работы в команде. На мой взгляд, все эти цели были достигнуты. Дети работали в командах, что способствовало развитию навыков работы в команде, общение внутри команды и между командами способствовало развитию коммуникативных навыков. Веселые вопросы в разминке выполняли задачу развития творческого мышления и грамотная речь ведущих и жюри должна была способствовать формированию потребности у учащихся грамотной и красивой речи.

Воспитательные цели (привить любовь к русскому языку и литературе, сформировать у учащихся умение слушать друг друга, на материале русских пословиц и фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся, научить учащихся работать в режиме соревнования, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся), на мой взгляд, были тоже успешно нами достигнуты. Учащиеся работали в режиме соревнования, у них были определенные условия и правила, за нарушения которых грозил штраф, избирались капитаны команд, которые участвовали в отдельном конкурсе, что способствовало выявлению лидера в классе. Дети учились слушать другую команду, уважать ответ другой команды или же соседа по своей команде.

 Но были и отрицательные моменты – была недостаточно продумана система регулирования дисциплины и, возможно, нужно было жестче поставить систему снятия баллов с команды за нарушение дисциплины и правил в ходе конкурса.

Преподавателем было отмечено положительно: использование мультимедийного проектора и проведение конкурса с фразеологизмами на нем с яркими интересными картинками, которые заинтересовали учеников, разнообразные интересные и хорошо продуманные задания, награждение команд грамотами; отрицательно; нюансы с дисциплиной в ходе конкурса.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конкурс знатоков русской словесности (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеклассное мероприятие по литературе, которое имеет следующие цели: Обучающие:закрепить пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в игровой форме проверить качество полученных знаний и кругозор учащихсясформировать у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языкаспособствовать расширению кругозора учащихсяРазвивающие:способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся способствовать развитию творческого мышленияспособствовать формированиюпотребности у учащихся в грамотной и красивой речиспособствовать развитию навыков работы в командеВоспитательныепривить любовь к русскому языку и литературесформировать у учащихся умение слушать друг другана материале русских пословиц и фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихсянаучить учащихся работать в режиме соревнованияспособствовать выявлению лидерских качеств у учащихся

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 805 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Ларисы Рубальской "Моя душа настроена на осень".
  • Учебник: «Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и др. /Под ред. Коровина В.И.
  • 07.01.2021
  • 497
  • 4
«Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и др. /Под ред. Коровина В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.11.2020 288
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ершова Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ершова Наталья Валерьевна
    Ершова Наталья Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83600
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе