Внеклассное
мероприятие в 6 «А» классе
Тема:
Конкурс знатоков русской словесности
Казань, 2013г.
Проведен: Альмеевой Алисой Андреевной
и Влазневой Эльзой Эльдаровной
Участники:
6 «А» класс (28 человек)
Цели мероприятия:
·
Обучающие:
1)
закрепить пройденный материал по русскому
языку и произведениям русской литературы в игровой форме
2)
проверить качество полученных знаний и
кругозор учащихся
3)
сформировать у учащихся умение понимать
мудрость и глубину русского языка
4)
способствовать расширению кругозора
учащихся
·
Развивающие:
1) способствовать развитию коммуникативных умений и навыков
учащихся
2) способствовать развитию творческого мышления
3) способствовать формированию потребности у учащихся в грамотной и
красивой речи
4) способствовать развитию навыков работы в команде
·
Воспитательные
1) привить любовь к русскому языку и литературе
2) сформировать у учащихся умение слушать друг друга
3) на материале русских пословиц и фразеологизмов
способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся
4) научить учащихся работать в режиме соревнования
5) способствовать выявлению лидерских качеств у
учащихся
Подготовительная
работа: Составление
сценария мероприятия, подбор материалов для конкурса, поиск и составление
интересных и занимательных картинок для задания с фразеологизмами, подбор
текста и намеренное составление ошибок в нем для задания «найди ошибки»,
составление разбаловки оценивания для жюри, подготовка грамот для вручения
1-го, 2-го, 3-го мест.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, карточки с текстом для исправления ошибок, грамоты,
расстановка парт.
План проведения мероприятия по этапам:
1)
Организационный момент (приветствие, рассаживание,
выявление цели мероприятия) - 2 мин.
2)
Деление на команды - 1 мин.
3)
Учащиеся выбирают название своей команде -
1 мин.
4)
Выбор капитанов команд – 1 мин.
5)
Представление жюри - 1 мин.
6)
Разминка (занимательные вопросы на
эрудицию) - 7 мин
7)
Проверка знаний пройденного материала по
литературе. – 7 мин.
8)
«Угадай фразеологизм» - 6 мин.
9)
«А знаете ли вы пословицы?» - 7 мин.
10) «Найди
и исправь ошибки в тексте» - 5 мин.
11) Конкурс
капитанов – 3 мин.
12) Подведение
итогов. – 2 мин.
13) Вручение
грамот. – 1 мин.
Ход мероприятия:
До урока в классе расставляются столы так, чтобы получилось три
круглых стола со стульями вокруг него. Ученики делятся на три команды и
занимают столы.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Мы очень рада всех вас видеть! Сегодня у
нас с вами урок пройдет в довольно необычной форме! Вы будете участвовать в
конкурсах и заданиях, посвященных русскому языку и литературе. И выявим с вами
истинных знатоков русской словесности! Для начала разделимся на команды по
восемь человек. Каждая команда должна выбрать себе название и затем капитана
команды.
Ученики сообщают названия команды и капитанов –
это фиксируется на доске и у жюри.
Ведущий 1: Итак, у нас с вами есть три команды во главе с капитанами, а
теперь познакомимся с теми, кто будет сегодня справедливо оценивать ваше
участие в конкурсах. Наше жюри: Полина Леонидовна и Анна Игоревна.
Жюри поочередно
встают, ученики хлопают.
За каждый конкурс жюри фиксирует оценки
каждой команде и в конце все подсчитывает. И в конкурс, где отвечает та
команда, в которой ученики подняли первыми рук, жюри помогает следить, чья
команда первыми подняли руку.
Ведущий 1: Начнем мы наше сегодняшнее соревнование с традиционного конкурса –
Разминка. Ребята, послушайте внимательно правила! Я задаю вопрос, вы
внимательно слушаете и как только понимаете, что знаете ответ – поднимаете
руку. Та, чья команда быстрее поднимает руку, та и отвечает. Если ответ
неверный, отвечают следующие команды. Самое главное – никаких выкриков. Только
поднятая рука. При нарушении правила с команды будут сниматься баллы. За каждый
правильный ответ в этом конкурсе команде зачисляется один балл. Подсчет ведет
жюри.
Вопросы:
1. Каким
органом чувств вполне можно молоть? (Язык)
2. Куда
смотрит волк, сколько его ни корми? (в лес)
3. Какие
птицы, согласно легенде, когда-то спасли Рим? (гуси)
4. По
имени человека можно определить, в какой стране он живёт. Например, сказка про
Ивана – русская. А сказка, где главного героя зовут Джузеппе, чья? (итальянская)
5. Что
300 лет назад означало слово “Виктория”? (победа)
6. Какой
русский инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя. (баян)
7. Без
какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
8. Какое
государство можно носить на голове? (панама)
9. Что
можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
10. Если
бы глагол “дерзить” употребили со словом “я”, как бы это выглядело? (дерзну)
11. Какое
местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он)
12. В
каком местоимении 2 звука и одна буква (я)
13. В
каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (три)
Ведущий
1: Все молодцы! Все очень быстрые и активные! А мы переходим
к следующему конкурсу.
Сейчас
мы с вами проверим, как вы помните литературных героев и факты из
произведений, которые мы с вами совсем недавно прошли. Работаем также – кто
первый поднимает руку, тот и отвечает. В этом задании за каждый правильный
ответ команде зачисляется 2 балла. Все баллы фиксирует жюри.
Вопросы:
1. Жанр
произведения Кладовая солнца (сказка-быль)
2. Как
звали собаку в произведении Чехова? (Каштанка)
3. Жанр
произведения «Алые паруса» (феерия)
4.
Как назывался новый
корабль Грея? (Секрет)
5.
О
ком эти строчки: "пахло от него ветчиной и кофейной гущей". (Тонкий)
6. Чей это портрет? «…вдруг
побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей
улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился,
сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было
написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …» (Тонкий)
7.
Кто в русской литературе писал басни? (Крылов)
8. Кто
предсказал Ассоль счастливую судьбу? (Эгль)
9.
Что просил передать царю перед
смертью Левша? («что
у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили»)
10. Как фамилия чиновника, умершего по причине
страха из рассказа «Смерть чиновника» (Червяков)
11. Назовите
фамилию чиновника, на которого чихнул Червяков (Бризжалов)
12. О
ком и из какого произведения эти строки: «…он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль…»? (неизвестный цветок
о неизвестном цветке)
13. Угадайте
героя: «Он был коротенький, но
очень плотный, лобастый, затылок широкий. Упрямый и сильный» (Митраша)
14. О
ком: «По вечерам или в праздник – забраться к отцу на колени, и вертясь в
бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивать
об их назначении « (Ассоль)
Ведущий
2: Ребята,
вы у нас сегодня молодцы! Борьба за звание знатоков, чувствуется, будет
тяжелая. А сейчас переходим к следующему конкурсу: называется он : «А знаете ли
вы пословицы?» Задания вы увидите сейчас на экране. Спрашивать будем поочередно
каждую команду, если команда отвечает неверно, право ответа переходит к
следующей команде. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
Первые два слайда в презентации на экране: нужно найти лишнюю пословицу по
смыслу, третий слайд – найти среди пословиц поговорку и следующие 11 слайдов –
нужно сказать правильно окончание пословицы.
Ведущий
2: Ребята
снова справились очень успешно с заданием и мы переходим к следующему конкурсу
и проверим как вы хорошо знаете фразеологизмы. На экране будут показаны
картинки, а вам нужно будет угадать смысл какого фразеологизма они обозначают.
Отвечает снова каждая команда поочередно. За каждый правильный ответ 5 баллов.
Начинаем:
На экране презентация с картинками: 1) разъяренные кошка с собакой и рядом
такие же мужчина и женщина ссорятся (как кошка с собакой) 2) прицел ружья и
перед ним два зайца испуганных ( одним выстрелом двух зайцев убить) 3) огромный
слон в помещении и вокруг много битой посуды (как слон в посудной лавке) 4)
мужчина ведет за нос другого мужчину(водить за нос) 5) в отражении лупы слон, а
рядом муха ( делать из мухи слона) 6) шляпа, а в ней папка «дело №» (дело в
шляпе) 7)на бельевой веревке развешаны уши (уши развесить) 8)идет по грядкам
заяц и носит воду в решете (носить воду в решете) 9) на картинке огромный нос и
мальчик с топором над ним (зарубить на носу) 10) на переднем плане розовые очки
и сквозь них серый лес, который стал розовым (смотреть сквозь розовые очки)
Ведущий1:
И мы переходим к
следующему конкурсу! Сейчас мы раздадим каждой команде текст. В нем вам нужно
будет исправить все ошибки, а также проставить ударение в подчеркнутых словах.
Времени у вас 4 минуты. Если задание будет выполнено полностью без ошибок -
вы получаете 20 баллов за него, за каждую ошибку будет отниматься один балл от
20. Время пошло.
Текст:
В пятницу мы пришли со школы периодели школьную одежду и сразу же
поехали до бабушки.
Бабушка нас ждала и была нам очень рада. Когда
мы приехали, она была занята своим хозяйством: кормила курей, пропалывала щавели
и свёклу. Мы помагали бабушке закончить работу а потом все вместе
отправелись пить чай.
Чай пили с тортом и со сливовым
вареньем. Наша бабушка печёт очень вкусные торты. Потом бабушка начала
распрашевать о наших успехах. Время пролитело не заметно. Пора было возврощятся
домой.
Завтра мы обезательно позвоним нашей
любимой бабушке.
Когда ученики заканчивают листочки собираются и отдаются жюри на проверку.
Ведущий2:
А пока жюри
проверяет ваши тексты, мы проведем с вами последний конкурс: «Конкурс
капитанов» к нам выходят все наши три капитана команды, поворачиваются спиной
к своим командам, чтобы они не могли им подсказывать и поочередно называют
литературные термины, которые они знаете. За каждый термин – один балл.
Очередь должна пройти 12 раз.
Подведение
итогов конкурса, оглашение результатов жюри и вручение грамот.
Заключительное
слово: Ребята, спасибо всем за внимание и участие
в нашем сегодняшнем мероприятии! Вы все молодцы! Очень старательно работали,
активно участвовали во всех конкурсах и заданиях!
Использованная литература:
1) Занимательно о русском языке: Пособие для учителя
/ В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние,
1990.-255с.
2) Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках
русского языка.- Чебоксары: Клио,1997.-60с.
3) Фридман
Л. М.; Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя: М.: Просвещение, 1991
г.; 288 с.
4) 4. Как проводить внеклассное мероприятие
http://www.kakprosto.ru/kak-25142-kak-provesti-vnekla..
5) Сайт
«Учительский портал» http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-13054
Самоанализ мероприятия.
Мероприятие
было посвящено определенной тематике и носило название «Конкурс знатоков
русской словесности» В качестве целей были выбраны обучающие, развивающие и
воспитательные. Обучающие цели имели перед собой конкретные задачи: закрепить
пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в
игровой форме, проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся, сформировать
у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языка, способствовать
расширению кругозора учащихся. На мой взгляд цели были достигнуты: вопросы были
подобраны с акцентом на пройденный материал, были даны цитаты из произведений,
характеризующие героев, вопросы были и не сильно легкие и в то же время не
сверхсложные, дети успешно справлялись с заданиями, а там где возникали
сложности, мы давали им нужные наводящие подсказки. Задания с русскими
пословицами и фразеологизмами позволяют говорить о том, что шаг к формированию
у учеников умения понимать мудрость и глубину русского языка был сделан.
Различные вопросы типа: «Какие птицы, согласно легенде, когда-то спасли Рим?» ,
которые были использованы в конкурсе, способствуют проверки кругозора у детей,
дают информацию учителю, что нужно проводить какие-то мероприятия в будущем,
чтобы расширить кругозор учащихся способствуют его расширению в ходе разминки с
такими вопросами.
Развивающие
цели нами были выбраны такие: способствовать развитию
коммуникативных умений и навыков учащихся, способствовать развитию
творческого мышления, способствовать
формированию потребности у учащихся в грамотной и красивой речи, способствовать развитию навыков работы в команде. На мой
взгляд, все эти цели были достигнуты. Дети работали в командах, что
способствовало развитию навыков работы в команде, общение внутри команды и
между командами способствовало развитию коммуникативных навыков. Веселые
вопросы в разминке выполняли задачу развития творческого мышления и грамотная
речь ведущих и жюри должна была способствовать формированию потребности у
учащихся грамотной и красивой речи.
Воспитательные цели (привить любовь к русскому языку и литературе,
сформировать у учащихся умение слушать друг
друга, на материале русских пословиц и
фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся,
научить учащихся работать в режиме соревнования,
способствовать выявлению лидерских качеств у
учащихся), на мой взгляд, были тоже успешно нами достигнуты. Учащиеся работали
в режиме соревнования, у них были определенные условия и правила, за нарушения
которых грозил штраф, избирались капитаны команд, которые участвовали в
отдельном конкурсе, что способствовало выявлению лидера в классе. Дети учились
слушать другую команду, уважать ответ другой команды или же соседа по своей
команде.
Но были и отрицательные моменты – была недостаточно продумана
система регулирования дисциплины и, возможно, нужно было жестче поставить
систему снятия баллов с команды за нарушение дисциплины и правил в ходе
конкурса.
Преподавателем было отмечено положительно: использование
мультимедийного проектора и проведение конкурса с фразеологизмами на нем с
яркими интересными картинками, которые заинтересовали учеников, разнообразные
интересные и хорошо продуманные задания, награждение команд грамотами;
отрицательно; нюансы с дисциплиной в ходе конкурса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.