Главная / Русский язык и литература / Конкурс знатоков русской словесности (6 класс)

Конкурс знатоков русской словесности (6 класс)











Внеклассное мероприятие в 6 «А» классе

Тема: Конкурс знатоков русской словесности























Казань, 2013г.







Проведен: Альмеевой Алисой Андреевной и Влазневой Эльзой Эльдаровной



Участники: 6 «А» класс (28 человек)

Цели мероприятия:

  • Обучающие:


  1. закрепить пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в игровой форме

  2. проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся

  3. сформировать у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языка

  4. способствовать расширению кругозора учащихся


  • Развивающие:

  1. способствовать развитию коммуникативных умений и  навыков учащихся

  2. способствовать развитию творческого мышления

  3. способствовать формированию потребности у учащихся в грамотной и красивой речи

  4. способствовать развитию навыков работы в команде


  • Воспитательные

  1. привить любовь к русскому языку и литературе

  2. сформировать у учащихся умение слушать друг друга

  3. на материале русских пословиц и фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся

  4. научить учащихся работать в режиме соревнования

  5. способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся




Подготовительная работа: Составление сценария мероприятия, подбор материалов для конкурса, поиск и составление интересных и занимательных картинок для задания с фразеологизмами, подбор текста и намеренное составление ошибок в нем для задания «найди ошибки», составление разбаловки оценивания для жюри, подготовка грамот для вручения 1-го, 2-го, 3-го мест.



Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с текстом для исправления ошибок, грамоты, расстановка парт.

































План проведения мероприятия по этапам:

  1. Организационный момент (приветствие, рассаживание, выявление цели мероприятия) - 2 мин.

  2. Деление на команды - 1 мин.

  3. Учащиеся выбирают название своей команде - 1 мин.

  4. Выбор капитанов команд – 1 мин.

  5. Представление жюри - 1 мин.

  6. Разминка (занимательные вопросы на эрудицию) - 7 мин

  7. Проверка знаний пройденного материала по литературе. – 7 мин.

  8. «Угадай фразеологизм» - 6 мин.

  9. «А знаете ли вы пословицы?» - 7 мин.

  10. «Найди и исправь ошибки в тексте» - 5 мин.

  11. Конкурс капитанов – 3 мин.

  12. Подведение итогов. – 2 мин.

  13. Вручение грамот. – 1 мин.



Ход мероприятия:

До урока в классе расставляются столы так, чтобы получилось три круглых стола со стульями вокруг него. Ученики делятся на три команды и занимают столы.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Мы очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас с вами урок пройдет в довольно необычной форме! Вы будете участвовать в конкурсах и заданиях, посвященных русскому языку и литературе. И выявим с вами истинных знатоков русской словесности! Для начала разделимся на команды по восемь человек. Каждая команда должна выбрать себе название и затем капитана команды.

Ученики сообщают названия команды и капитанов – это фиксируется на доске и у жюри.



Ведущий 1: Итак, у нас с вами есть три команды во главе с капитанами, а теперь познакомимся с теми, кто будет сегодня справедливо оценивать ваше участие в конкурсах. Наше жюри: Полина Леонидовна и Анна Игоревна.

Жюри поочередно встают, ученики хлопают.

За каждый конкурс жюри фиксирует оценки каждой команде и в конце все подсчитывает. И в конкурс, где отвечает та команда, в которой ученики подняли первыми рук, жюри помогает следить, чья команда первыми подняли руку.

Ведущий 1: Начнем мы наше сегодняшнее соревнование с традиционного конкурса – Разминка. Ребята, послушайте внимательно правила! Я задаю вопрос, вы внимательно слушаете и как только понимаете, что знаете ответ – поднимаете руку. Та, чья команда быстрее поднимает руку, та и отвечает. Если ответ неверный, отвечают следующие команды. Самое главное – никаких выкриков. Только поднятая рука. При нарушении правила с команды будут сниматься баллы. За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде зачисляется один балл. Подсчет ведет жюри.

Вопросы:


  1. Каким органом чувств вполне можно молоть? (Язык)

  2. Куда смотрит волк, сколько его ни корми? (в лес)

  3. Какие птицы, согласно легенде, когда-то спасли Рим? (гуси)

  4. По имени человека можно определить, в какой стране он живёт. Например, сказка про Ивана – русская. А сказка, где главного героя зовут Джузеппе, чья? (итальянская)

  5. Что 300 лет назад означало слово “Виктория”? (победа)

  6. Какой русский инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя. (баян)

  7. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

  8. Какое государство можно носить на голове? (панама)

  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)



  1. Если бы глагол “дерзить” употребили со словом “я”, как бы это выглядело? (дерзну)

  2. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он)

  3. В каком местоимении 2 звука и одна буква (я)

  4. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (три)


Ведущий 1: Все молодцы! Все очень быстрые и активные! А мы переходим к следующему конкурсу.

Сейчас мы с вами проверим, как вы помните литературных героев и факты из произведений, которые мы с вами совсем недавно прошли. Работаем также – кто первый поднимает руку, тот и отвечает. В этом задании за каждый правильный ответ команде зачисляется 2 балла. Все баллы фиксирует жюри.


Вопросы:



  1. Жанр произведения Кладовая солнца (сказка-быль)

  2. Как звали собаку в произведении Чехова? (Каштанка)

  3. Жанр произведения «Алые паруса» (феерия)

  4. Как назывался новый корабль Грея? (Секрет)

  5. О ком эти строчки: "пахло от него ветчиной и кофейной гущей". (Тонкий)

  6. Чей это портрет? «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …» (Тонкий)

  7. Кто в русской литературе писал басни? (Крылов)

  8. Кто предсказал Ассоль счастливую судьбу? (Эгль)

  9. Что просил передать царю перед смертью Левша? что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили»)

  10. Как фамилия чиновника, умершего по причине страха из рассказа «Смерть чиновника» (Червяков)

  11. Назовите фамилию чиновника, на которого чихнул Червяков (Бризжалов)

  12. О ком и из какого произведения эти строки: «…он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль…»? (неизвестный цветок о неизвестном цветке)

  13. Угадайте героя: «Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Упрямый и сильный» (Митраша)

  14. О ком: «По вечерам или в праздник – забраться к отцу на колени, и вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивать об их назначении « (Ассоль)



Ведущий 2: Ребята, вы у нас сегодня молодцы! Борьба за звание знатоков, чувствуется, будет тяжелая. А сейчас переходим к следующему конкурсу: называется он : «А знаете ли вы пословицы?» Задания вы увидите сейчас на экране. Спрашивать будем поочередно каждую команду, если команда отвечает неверно, право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

Первые два слайда в презентации на экране: нужно найти лишнюю пословицу по смыслу, третий слайд – найти среди пословиц поговорку и следующие 11 слайдов – нужно сказать правильно окончание пословицы.

Ведущий 2: Ребята снова справились очень успешно с заданием и мы переходим к следующему конкурсу и проверим как вы хорошо знаете фразеологизмы. На экране будут показаны картинки, а вам нужно будет угадать смысл какого фразеологизма они обозначают. Отвечает снова каждая команда поочередно. За каждый правильный ответ 5 баллов. Начинаем:

На экране презентация с картинками: 1) разъяренные кошка с собакой и рядом такие же мужчина и женщина ссорятся (как кошка с собакой) 2) прицел ружья и перед ним два зайца испуганных ( одним выстрелом двух зайцев убить) 3) огромный слон в помещении и вокруг много битой посуды (как слон в посудной лавке) 4) мужчина ведет за нос другого мужчину(водить за нос) 5) в отражении лупы слон, а рядом муха ( делать из мухи слона) 6) шляпа, а в ней папка «дело №» (дело в шляпе) 7)на бельевой веревке развешаны уши (уши развесить) 8)идет по грядкам заяц и носит воду в решете (носить воду в решете) 9) на картинке огромный нос и мальчик с топором над ним (зарубить на носу) 10) на переднем плане розовые очки и сквозь них серый лес, который стал розовым (смотреть сквозь розовые очки)

Ведущий1: И мы переходим к следующему конкурсу! Сейчас мы раздадим каждой команде текст. В нем вам нужно будет исправить все ошибки, а также проставить ударение в подчеркнутых словах. Времени у вас 4 минуты. Если задание будет выполнено полностью без ошибок - вы получаете 20 баллов за него, за каждую ошибку будет отниматься один балл от 20. Время пошло.

Текст:  В пятницу мы пришли со школы периодели школьную одежду и сразу же поехали до бабушки. 
Бабушка нас ждала и была нам очень рада. Когда мы приехали, она была занята своим хозяйством: кормила курей, пропалывала щавели и свёклу. Мы помагали бабушке закончить работу а потом все вместе отправелись пить чай.
Чай пили с тортом и со сливовым вареньем. Наша бабушка печёт очень вкусные торты. Потом бабушка начала распрашевать о наших успехах. Время пролитело не заметно. Пора было возврощятся домой.
Завтра мы обезательно позвоним нашей любимой бабушке.

Когда ученики заканчивают листочки собираются и отдаются жюри на проверку.

Ведущий2: А пока жюри проверяет ваши тексты, мы проведем с вами последний конкурс: «Конкурс капитанов» к нам выходят все наши три капитана команды, поворачиваются спиной к своим командам, чтобы они не могли им подсказывать и поочередно называют литературные термины, которые они знаете. За каждый термин – один балл.

Очередь должна пройти 12 раз.

Подведение итогов конкурса, оглашение результатов жюри и вручение грамот.

Заключительное слово: Ребята, спасибо всем за внимание и участие в нашем сегодняшнем мероприятии! Вы все молодцы! Очень старательно работали, активно участвовали во всех конкурсах и заданиях!



Использованная литература:

  1. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-255с.

  2. Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: Клио,1997.-60с.

  3. Фридман Л. М.; Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя: М.: Просвещение, 1991 г.; 288 с.

  4. 4. Как проводить внеклассное мероприятие
    http://www.kakprosto.ru/kak-25142-kak-provesti-vnekla..

  5. Сайт «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-13054



























Самоанализ мероприятия.

Мероприятие было посвящено определенной тематике и носило название «Конкурс знатоков русской словесности» В качестве целей были выбраны обучающие, развивающие и воспитательные. Обучающие цели имели перед собой конкретные задачи: закрепить пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в игровой форме, проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся, сформировать у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языка, способствовать расширению кругозора учащихся. На мой взгляд цели были достигнуты: вопросы были подобраны с акцентом на пройденный материал, были даны цитаты из произведений, характеризующие героев, вопросы были и не сильно легкие и в то же время не сверхсложные, дети успешно справлялись с заданиями, а там где возникали сложности, мы давали им нужные наводящие подсказки. Задания с русскими пословицами и фразеологизмами позволяют говорить о том, что шаг к формированию у учеников умения понимать мудрость и глубину русского языка был сделан. Различные вопросы типа: «Какие птицы, согласно легенде, когда-то спасли Рим?» , которые были использованы в конкурсе, способствуют проверки кругозора у детей, дают информацию учителю, что нужно проводить какие-то мероприятия в будущем, чтобы расширить кругозор учащихся способствуют его расширению в ходе разминки с такими вопросами.

Развивающие цели нами были выбраны такие: способствовать развитию коммуникативных умений и  навыков учащихся, способствовать развитию творческого мышления, способствовать формированию потребности у учащихся в грамотной и красивой речи, способствовать развитию навыков работы в команде. На мой взгляд, все эти цели были достигнуты. Дети работали в командах, что способствовало развитию навыков работы в команде, общение внутри команды и между командами способствовало развитию коммуникативных навыков. Веселые вопросы в разминке выполняли задачу развития творческого мышления и грамотная речь ведущих и жюри должна была способствовать формированию потребности у учащихся грамотной и красивой речи.

Воспитательные цели (привить любовь к русскому языку и литературе, сформировать у учащихся умение слушать друг друга, на материале русских пословиц и фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся, научить учащихся работать в режиме соревнования, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся), на мой взгляд, были тоже успешно нами достигнуты. Учащиеся работали в режиме соревнования, у них были определенные условия и правила, за нарушения которых грозил штраф, избирались капитаны команд, которые участвовали в отдельном конкурсе, что способствовало выявлению лидера в классе. Дети учились слушать другую команду, уважать ответ другой команды или же соседа по своей команде.

Но были и отрицательные моменты – была недостаточно продумана система регулирования дисциплины и, возможно, нужно было жестче поставить систему снятия баллов с команды за нарушение дисциплины и правил в ходе конкурса.

Преподавателем было отмечено положительно: использование мультимедийного проектора и проведение конкурса с фразеологизмами на нем с яркими интересными картинками, которые заинтересовали учеников, разнообразные интересные и хорошо продуманные задания, награждение команд грамотами; отрицательно; нюансы с дисциплиной в ходе конкурса.








Конкурс знатоков русской словесности (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеклассное мероприятие по литературе, которое имеет следующие цели:


  • Обучающие:
  1. закрепить пройденный материал по русскому языку и произведениям русской литературы в игровой форме
  2. проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся
  3. сформировать у учащихся умение понимать мудрость и глубину русского языка
  4. способствовать расширению кругозора учащихся
  • Развивающие:
  1. способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся
  2. способствовать развитию творческого мышления
  3. способствовать формированиюпотребности у учащихся в грамотной и красивой речи
  4. способствовать развитию навыков работы в команде
  • Воспитательные
  1. привить любовь к русскому языку и литературе
  2. сформировать у учащихся умение слушать друг друга
  3. на материале русских пословиц и фразеологизмов способствовать воспитанию русского менталитета у учащихся
  4. научить учащихся работать в режиме соревнования
  5. способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся
Автор Альмеева Алиса Андреевна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 668
Номер материала 59391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓