Главная / Русский язык и литература / Конкурс "Знактоки русского языка" 5 класс

Конкурс "Знактоки русского языка" 5 класс

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.

Конкурс «Знатоки русского языка»

5 класс

Цели:

-познакомить детей с богатством русского языка;

-расширить словарный запас, прививать любовь к русскому языку и литературе ;

-сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету;

-развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах;

-повысить интерес к учению;

-воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживание.


Ход мероприятия.

(Слайд №1)


Учитель: Много лет назад, по словам великого русского писателя Л.Н. Толстого, «русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой. Ему посвящено много красивых строк, и сегодня наш конкурс посвящён русскому языку. Хотелось бы прочитать вам такие строки:


Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни!


Итак, мы начинаем!

Команды готовы,

Жюри в ожидании,

Призы заготовлены -

Начинаем состязание!

А судить наш конкурс будет жюри в составе:____________________________________________


Конкурс №1. «Визитка команд» (команды представляют своё название, девиз) (Слайд №1)


Конкурс №2 «Подбери пару» (Слайд № 2)

Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились предложения, выражающие законченную мысль.


Крупные капли дождя торчали на косогоре

Последние снежинки весело катались с горки

Маленькая собачонка летела в тёплые страны

Голые кусты барабанили по крыше дома

Деревенские ребята порхали в холодном воздухе

Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих



Учитель:

Внимание! Внимание!

Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно -

Помните: “Один за всех, и все за одного!”


Конкурс №3 «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)

Вопросы:

1.Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)

3.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

4.Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?

5.Сколько букв в русском алфавите? (33)

6.Сколько слогов в слове дорога? (три)

7.Как пишутся имена собственные?

8.Как называется слово, которое обозначает действие?

9.Какая буква не обозначает звука?

10. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

11.Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

12.Главный член предложения, который обозначает действие ( что делает ?) называется…(сказуемым)

13. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

14.Сколько слогов в слове прилагательное?(6)

15.Как пишутся названия городов?

16.Если в конце предложения вопрос , то это…….предложение

17.Часть речи, обозначает признак предмета, называется……

18.Что такое грамматическая основа?

19.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

20.Сколько слогов в слове самопожертвование?(8)

21.Не с глаголами пишется…

22.С какой буквы не начинается слово?


Конкурс № 4 «Собери пословицу» (Слайд №3)

  1. Труд кормит, (а лень портит).

  2. Как аукнется, (так и откликнется).

  3. Семь раз отмерь, (один раз отрежь).

  4. Нет друга - ищи, (а нашёл береги).

  5. Сам погибай, а товарища (выручай).

  6. Мир строит, а война (разрушает).

  7. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

  8. Век живи - (век учись).

  9. Нет друга - (ищи, а нашел - береги).

  10. Друзья ... (познаются в беде).

  11. За двумя зайцами ... (погонишься, ни одного не поймаешь).

  12. Семеро (одного не ждут).

  13. Красна птица пером, а (человек умом).

  14. Цыплят по (осени считают).

  15. Кто не работает – (тот не ест).

  16. Поспешишь – (людей насмешишь).

  17. Каши маслом (не испортишь).

  18. После драки (кулаками не машут).

Конкурс № 5 «Отгадай слова» (Слайд №4)


Для 1 команды:

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)


Начало-нота,

Потом оленя украшенье,

А вместе - место

Оживлённого движенья. (Дорога)


Для 2 команды:

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка).


Предлог стоит в моём начале,

В конце же загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (Задача)


Конкурс №6 «Восстанови справедливость»

(Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам)


(Слайд №5)

Неуклюжий как крот Верный как слон

Неповоротливый как собака Хитрый как бык

Слепой как волк Длинный как заяц

Трусливый как медведь Вороватый как жираф

Злой как лиса Упрямый как сорока


Конкурс №7 «Покажи предложение»

Задание: команды должны изобразить предложение.


• Учите русский язык! (для 1 команды)

• Язык до Киева доведет. ( для 2 команды)


Конкурс №8 «Конкурс телефонистов»

(Учащиеся встают в линейку. Учитель сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последний должен сказать переданную им “по телефону” скороговорку)


1 команда.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон - в капюшоне кукушонок смешон.

(Или «Добры бобры идут в боры»)

2команда.

Турка курит трубку.

Курка клюёт крупку.

Не кури, турка, трубку!

Не клюй, курка, крупку!

(Или «Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня»)


Конкурс №9 «Перевёртыши»

Учитель: Уважаемые игроки, я буду зачитывать перевернутое название книги, а вы даете правильный ответ. Например, Огненный придворный («Снежная Королева»)

  1. Синяя бейсболка. («Красная Шапочка»)

  2. Квадратик («Колобок»)

  3. Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)

  4. Быль об охотнике и дичи («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  5. Ручные утята («Дикие лебеди»)

  6. Черный лопух («Аленький цветочек»)

  7. Старые брюки служанки («Новое платье короля»)

  8. Бебби – короткий носок («Пеппи – длинный чулок»)


Конкурс № 10 «Кто выразительнее?» (учащимся предлагается выразительно прочитать стихотворения)

Для 1 команды Для 2 команды

Ученик 1.

Щедрое народное наследство

-Я люблю красивый наш язык

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.


Ученик1.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.


Ученик 2.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик 2.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.



Учитель:

Закончен наш конкурс

Пришла пора итоги подвести:

Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать.


Вердикт жюри


Учитель:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!


Загадки – шутки для зрителей.


Когда команды работают над выполнением заданий, зрителям можно предложить отгадать загадки.


1. Что можно видеть с закрытыми глазами? \сон\

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. \тень\

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. \яма\

4. Кто говорит на всех языках? \эхо\

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? \кот\

6. Какая птица больше всех похожа на утку? \селезень\

7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? \огню\

8.Чем кончается день и ночь? \ь\

9.В каком слове сорок гласных? \сорока\

10.Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. \Любовь\

11.Из названия каких двух букв можно приготовить еду? \каша\

12.Какие ноты растут в огороде? \фа-соль\

13.Как мышеловку написать пятью буквами? \кошка\

14.Какая рыба носит имя человека? \карп\

15.Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? \три-о\

16.В каком глаголе сто отрицаний? \сто-нет\

17.В каком слове сто Й? \сто-й\.

18.В каком слове семь гласных? \семь-я\

19.Какие местоимения мешают автотранспорту? \я-мы\

20.Какое начало жизни и какой её конец? \начало-буква Ж, а конец-Ь\

21.Что находится между берегом и рекой? \буква И\

22.Где свету конец? \в тёмной комнате\

23.Чем кончается лето и начинается осень? \буквой О\

24.В каком слове пять О? \опять\

25.В каких словах 100 согласных? \стол, стон, стоп, стог…\


Конкурс "Знактоки русского языка" 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.

Конкурс «Знатоки русского языка»

5 класс

Цели:

-познакомитьдетейсбогатствомрусскогоязыка;

-расширитьсловарныйзапас,прививатьлюбовькрусскомуязыку и литературе ;

-сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету;

-развивать логическоемышление, речь, умение работать в группах;

-повысить интерес к учению;

-воспитывать чувство ответственности,взаимопомощи, сопереживание.

Ход мероприятия.

(Слайд №1)

Учитель: Много лет назад, по словам великого русского писателя Л.Н. Толстого, «русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой. Ему посвящено много красивых строк, и сегодня наш конкурс посвящён русскому языку. Хотелось бы прочитать вам такие строки:

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни!

Итак, мы начинаем!

Команды готовы,

Жюри в ожидании,

Призы заготовлены -

Начинаем состязание!

А судить наш конкурс будет жюри в составе:____________________________________________

Конкурс №1. «Визитка команд»(команды представляют своё название, девиз) (Слайд №1)

Конкурс №2«Подбери пару» (Слайд № 2)

Нужноподобрать такие парысловосочетаний, чтобы из них получились предложения, выражающие законченную мысль.

Крупные капли дождяторчали на косогоре

Последниеснежинкивесело катались с горки

Маленькая собачонкалетела в тёплые страны

Голые кустыбарабанили по крыше дома

Деревенские ребятапорхали в холодном воздухе

Большая стая лебедейгромко лаяла на прохожих

Учитель:

Внимание! Внимание!

Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно -

Помните: “Один за всех, и все за одного!”

Конкурс№3«Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)

Вопросы:

1.Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу(текст)

3.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

4.Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?

5.Сколько букв в русском алфавите? (33)

6.Сколько слогов в слове дорога? (три)

7.Как пишутся имена собственные?

8.Как называется слово, которое обозначает действие?

9.Какая буква не обозначает звука?

10. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

11.Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

12.Главный член предложения, который обозначает действие ( что делает ?)называется…(сказуемым)

13. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

14.Сколько слогов в слове прилагательное?(6)

15.Как пишутся названия городов?

16.Если в конце предложения вопрос , то это…….предложение

17.Часть речи, обозначает признак предмета, называется……

18.Что такое грамматическая основа?

19.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

20.Сколько слогов в слове самопожертвование?(8)

21.Не с глаголами пишется…

22.С какой буквы не начинается слово?

Конкурс № 4«Соберипословицу» (Слайд №3)

  1. Трудкормит,(алень портит).
  2. Какаукнется,(таки откликнется).
  3. Семьразотмерь,(одинраз отрежь).
  4. Нетдруга-ищи,(анашёл береги).
  5. Сампогибай,атоварища (выручай).
  6. Мир строит, а война (разрушает).
  7. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
  8. Век живи - (век учись).
  9. Нет друга - (ищи, а нашел - береги).
  10. Друзья ... (познаются в беде).
  11. За двумя зайцами ... (погонишься, ни одного не поймаешь).
  12. Семеро (одного не ждут).
  13. Красна птица пером, а (человек умом).
  14. Цыплят по (осени считают).
  15. Кто не работает – (тот не ест).
  16. Поспешишь – (людей насмешишь).
  17. Каши маслом (не испортишь).
  18. После драки (кулаками не машут).

Конкурс № 5«Отгадай слова» (Слайд №4)

Для 1 команды:

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Начало-нота,

Потом оленя украшенье,

А вместе - место

Оживлённого движенья.(Дорога)

Для 2 команды:

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка).

Предлог стоит в моём начале,

В конце же загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (Задача)

Конкурс№6«Восстанови справедливость»

(Восстановите справедливость – верните определения своимвладельцам)

(Слайд №5)

Неуклюжий как кротВерный как слон

Неповоротливый как собакаХитрый как бык

Слепой как волкДлинный как заяц

Трусливый как медведьВороватый как жираф

Злой как лисаУпрямый как сорока

Конкурс№7«Покажи предложение»

Задание: команды должны изобразить предложение.

Учите русский язык! (для 1 команды) Язык до Киева доведет. ( для 2 команды)

Конкурс№8 «Конкурс телефонистов»

(Учащиеся встают в линейку. Учитель сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последний должен сказать переданную им “по телефону” скороговорку)

1 команда.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон - в капюшоне кукушонок смешон.

(Или «Добры бобры идут в боры»)

2команда.

Турка курит трубку.

Курка клюёт крупку.

Не кури, турка, трубку!

Не клюй, курка, крупку!

(Или«Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня»)

Конкурс№9«Перевёртыши»

Учитель: Уважаемые игроки, я буду зачитывать перевернутое название книги, а вы даете правильный ответ. Например, Огненный придворный («Снежная Королева»)

  1. Синяя бейсболка. («Красная Шапочка»)
  2. Квадратик («Колобок»)
  3. Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
  4. Быль об охотнике и дичи («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  5. Ручные утята («Дикие лебеди»)
  6. Черный лопух («Аленький цветочек»)
  7. Старые брюки служанки («Новое платье короля»)
  8. Бебби – короткий носок («Пеппи – длинный чулок»)

Конкурс № 10 «Кто выразительнее?» (учащимся предлагается выразительно прочитать стихотворения)

Для 1 командыДля 2 команды

Ученик 1.

Щедрое народное наследство

-Я люблю красивый наш язык

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Ученик1.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Ученик 2.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик 2.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Учитель:

Закончен наш конкурс

Пришла пора итоги подвести:

Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать.

Вердикт жюри

Учитель:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Загадки – шутки для зрителей.

Когда команды работают над выполнением заданий, зрителям можно предложить отгадать загадки.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? \сон\

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. \тень\

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. \яма\

4. Кто говорит на всех языках? \эхо\

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? \кот\

6. Какая птица больше всех похожа на утку? \селезень\

7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? \огню\

8.Чем кончается день и ночь? \ь\

9.В каком слове сорок гласных? \сорока\

10.Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. \Любовь\

11.Из названия каких двух букв можно приготовить еду? \каша\

12.Какие ноты растут в огороде? \фа-соль\

13.Как мышеловку написать пятью буквами? \кошка\

14.Какая рыба носит имя человека? \карп\

15.Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? \три-о\

16.В каком глаголе сто отрицаний? \сто-нет\

17.В каком слове сто Й? \сто-й\.

18.В каком слове семь гласных? \семь-я\

19.Какие местоимения мешают автотранспорту? \я-мы\

20.Какое начало жизни и какой её конец? \начало-буква Ж, а конец-Ь\

21.Что находится между берегом и рекой? \буква И\

22.Где свету конец? \в тёмной комнате\

23.Чем кончается лето и начинается осень? \буквой О\

24.В каком слове пять О? \опять\

25.В каких словах 100 согласных? \стол, стон, стоп, стог…\


Автор Гайфуллина Дина Александровна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 607
Номер материала 59033
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓