Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонкпект урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Конкпект урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Скачать материал

В соответствии с ФГОС урок русского языка: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

(в формате ЕГЭ).

 

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога:  Махитарова Валентина Арсеновна

Предмет: русский язык

Класс:  11

Тип урока: урок закрепления и развития универсальных учебных действий.

Краткое описание: Данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (в формате ЕГЭ)» (2 часа)

Цели урока:

Ø  Образовательная:

ü  подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

Ø  Развивающая:

ü  развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Ø  Воспитательная:

ü  воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

ü  обратить внимание на речевое оформление сочинения

ü  отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

 

Оборудование:

ü  индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

ü  исходный текст (по В. Захарову);

ü  раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

ü  критерии оценки сочинения-рассуждения;

ü  таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

 

 

 

 

 

Этапы урока, цель этапа, время

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

 

 

 

УУД

1. (1 мин)  Организационный момент (мотивация к деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку. Озвучивает тему урока.

Подготовка к работе. Записывают тему и дату в тетрадь. Исходя из темы, определяют цели и задачи урока.

Запишите тему урока. Попытайтесь сами сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

Регулятивные: самоопределение, самоконтроль, целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

2. (5 мин) Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

Предлагает вспомнить ранее изученный материал (критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ)

Работа в парах. Один учащийся называет критерии, его напарник записывает на доске соответствующий критерию пункт плана сочинения-рассуждения.

Вспомните критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Работая в паре, по очереди на доске и в тетрадях запишите план-схему вашего сочинения.

Регулятивные: умение понимать ход работы, развивать мотивы и интересы.

Личностные:  понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений

3. (7 мин) Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

Предлагает текст для прочтения и анализа. Организует работу учеников над текстом.

Читают текст. Определяют тип речи и стиль текста. Пытаются формулировать проблемы текста.

Внимательно прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Перечитайте 3, 4 и 5 абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему текста. О чем этот текст? Зачем автор создал этот текст? Что именно он хотел сказать?

Поставьте вопросы к прочитанным фрагментам текста. (Как сделать правильный выбор? Для чего людям нужна вера? Почему от поступков каждого человека зависит судьба мира? Почему люди не всегда осознают свою ответственность перед обществом? Почему они не задумываются над последствиями своих решений?)

Попытайтесь сформулировать проблемы, поднимаемые в тексте.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы.

4. (10 мин) Формулирование проблемы.

Дает возможные варианты формулировки проблемы исходного текста.

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь.

Молодцы, у вас почти получилось. Вот возможные формулировки проблем, поднятых в прочитанном нами текста. Ваша задача – выбрать одну проблему из названных мною и в дальнейшем работать над ней (Проблема нравственного выбора человека, проблема веры как проявления нравственной стойкости человека, проблема нравственной ответственности человека). 

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления, умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

5. (7 мин) Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Организовывает работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

 

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Перечитайте текст. Проследите за ходом мысли автора. Попробуйте понять, как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание?

Подчеркните ключевые слова и фразы.

Обратите внимание на переживания и чувства автора.

Напоминаю: в сочинении не требуется пересказ текста. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. А нам нужно сказать, что делает автор, то есть прокомментировать поднятую им проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

6. (7 мин) Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям.

Объясняет допустимость согласия или оспаривания (полного или частичного)  авторской позицией.

 

Определяют позицию автора. Отмечают свое отношение.

 

 

Дают определения частям сочинения-рассуждения

(Тезис - это положение, мысль, которую требуется доказать;

доказательства – приводимые аргументы; вывод –заключение, итог.)

 

Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме, раскрыть его позицию? Каково ваше отношение к позиции автора? к поднимаемой в тексте проблеме?

Напоминаю: вам нужно написать сочинение- рассуждение. Назовите основные композиционные части сочинения-рассуждения? (Тезис, доказательство, вывод) Дайте им определения.

Регулятивные: умение работать в группе и выражать собственную точку зрения, осуществлять обработку и использование необходимой информации; осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7. (10 мин) Аргументация проблемы.

 Организовывает работу по нахождению аргументов к поставленной проблеме.

 

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

 

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

 

 

Доказываем свое мнение. Для этого находим примеры, подтверждающие это, в литературе, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Помните, вы должны привести два аргумента: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществлять обработку и использование необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

8. (7 мин) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса

Организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

 

Подводит итоги анализа.

 

Замечает, что заключение может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

 

Работают в парах.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Находят случаи из жизни и художественных произведений.

Используют алгоритм написания

Первичное обобщение.

- Что помогло вам найти аргументы?

- Что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с ситуациями, происходящими в жизни?

- А есть ли другие художественные произведения, затрагивающие эту же проблему?

Кроме программных произведений старайтесь привлекать произведения, прочитанные самостоятельно.

При написании заключения старайтесь использовать

разные формы:

-вывод-впечатление;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

 

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

9. (15 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой. Письменное оформление сочинения-рассуждения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Вписывают в таблицы части сочинения, закрепленные за каждой группой.

Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга

Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. - Сформулируйте позицию автора.

- Сопоставьте её со своей позицией. Ваша позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос.  Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь  с автором, сформулируйте ещё раз  свою позицию иными фразами. Что получилось?

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. (10 мин) Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся.

Составление сочинения.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний

Организовывает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Корректирует и комментирует все выступления

Корректируют работы.

Исправить несоответствия.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

11. (5 мин) Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

 

 

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы:

 

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить приобретенные знания?

По цепочке: оцентите свою работу на уроке, отметьте, что получилось, а что нет.

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по аналогии с классным по тексту предложенного вам варианта.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

 

 

Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

(вариант 19, текст по В. Захарову)

Не раз, попадая в сложную жизненную ситуацию, мы задумываемся: как поступить? Какие качества помогают человеку сделать правильный шаг? Что вообще определяет нравственный выбор человека? И к чему этот выбор может привести?

Так, современный публицист В. Захаров, размышляя над поступками людей, предлагает читателям задуматься над проблемой нравственного выбора человека и нравственной ответственности перед обществом.

Автор раскрывает, безусловно, актуальную на сегодняшний день проблему на примере булгаковских героев, Ивана Бездомного и Понтия Пилата. Оба совершили ошибку, сделали неправильный выбор. «Один совершил свое преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия». Захаров с сожалением отмечает: люди вовремя не задумываются над последствием своего выбора. «Если бы они могли знать, чем обернутся их действия» - в этих словах автора можно увидеть тревогу, ведь уже ничего нельзя изменить. Автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости делать правильный нравственный выбор, задумываться о необратимых последствиях, которые последуют за нашими действиями.

Автор убеждает нас в том, что человек сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, от его действий зависит судьба окружающих его людей, и только осознание своей ответственности позволяет человеку делать правильный нравственный выбор.

Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что люди должны серьёзно обдумывать каждый свой шаг, так как от этого выбора может зависеть судьба человека, судьба мира.

Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о нравственном выборе человека и нравственной ответственности перед другими за этот выбор размышлял В. Распутин в «Деньгах для Марии». Главный герой Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, допустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют проверить каждого из сельчан на нравственную прочность. Все герои произведения встают перед выбором, каждый сам решил, как ему поступить, и сталкиваются с последствиями своего выбора.

Я убеждена в том, что только осознание своей высокой ответственности перед обществом позволяет человеку делать правильный выбор. Часто мы сталкиваемся с такой категорией людей, которые не спешат задуматься над тем, чем обернутся их действия для других. Они отказываются помочь нуждающемуся в сложной ситуации, выбирают равнодушие и безразличие к чужой беде, ссылаясь, в свою очередь, на собственное неблагополучие, а ведь их подобная нравственная безответственность подводит того нуждающегося к отчаянным поступкам, губящим их жизнь.

Согласна, не всегда нравственная безответственность одного оборачивается трагедией для другого. Но ведь мы не можем ставить под угрозу судьбу другого человека, судьбу целого мира, надеясь на авось. Не можем! Потом будет «поздно что-либо менять».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конкпект урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



В соответствии с ФГОС урок русского языка: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

(в формате ЕГЭ).

 

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога:  Махитарова Валентина Арсеновна

Предмет: русский язык

Класс:  11

Тип урока: урок закрепления и развития универсальных учебных действий.

Краткое описание: Данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (в формате ЕГЭ)» (2 часа)

Цели урока:

Ø  Образовательная:

ü  подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

Ø  Развивающая:

ü  развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Ø  Воспитательная:

ü  воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

ü  обратить внимание на речевое оформление сочинения

ü  отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

 

Оборудование:

ü  индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

ü  исходный текст (по В. Захарову);

ü  раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

ü  критерии оценки сочинения-рассуждения;

ü  таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

 

 

 

 

 

Этапы урока, цель этапа, время

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

 

 

 

УУД

1. (1 мин)  Организационный момент (мотивация к деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку. Озвучивает тему урока.

Подготовка к работе. Записывают тему и дату в тетрадь. Исходя из темы, определяют цели и задачи урока.

Запишите тему урока. Попытайтесь сами сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

Регулятивные: самоопределение, самоконтроль, целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

2. (5 мин) Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

Предлагает вспомнить ранее изученный материал (критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ)

Работа в парах. Один учащийся называет критерии, его напарник записывает на доске соответствующий критерию пункт плана сочинения-рассуждения.

Вспомните критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Работая в паре, по очереди на доске и в тетрадях запишите план-схему вашего сочинения.

Регулятивные: умение понимать ход работы, развивать мотивы и интересы.

Личностные:  понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений

3. (7 мин) Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

Предлагает текст для прочтения и анализа. Организует работу учеников над текстом.

Читают текст. Определяют тип речи и стиль текста. Пытаются формулировать проблемы текста.

Внимательно прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Перечитайте 3, 4 и 5 абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему текста. О чем этот текст? Зачем автор создал этот текст? Что именно он хотел сказать?

Поставьте вопросы к прочитанным фрагментам текста. (Как сделать правильный выбор? Для чего людям нужна вера? Почему от поступков каждого человека зависит судьба мира? Почему люди не всегда осознают свою ответственность перед обществом? Почему они не задумываются над последствиями своих решений?)

Попытайтесь сформулировать проблемы, поднимаемые в тексте.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы.

4. (10 мин) Формулирование проблемы.

Дает возможные варианты формулировки проблемы исходного текста.

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь.

Молодцы, у вас почти получилось. Вот возможные формулировки проблем, поднятых в прочитанном нами текста. Ваша задача – выбрать одну проблему из названных мною и в дальнейшем работать над ней (Проблема нравственного выбора человека, проблема веры как проявления нравственной стойкости человека, проблема нравственной ответственности человека). 

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления, умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные:постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

5. (7 мин) Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Организовывает работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

 

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Перечитайте текст. Проследите за ходом мысли автора. Попробуйте понять, как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание?

Подчеркните ключевые слова и фразы.

Обратите внимание на переживания и чувства автора.

Напоминаю: в сочинении не требуется пересказ текста. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. А нам нужно сказать, что делает автор, то есть прокомментировать поднятую им проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные:решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

6. (7 мин) Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям.

Объясняет допустимость согласия или оспаривания (полного или частичного)  авторской позицией.

 

Определяют позицию автора. Отмечают свое отношение.

 

 

Дают определения частям сочинения-рассуждения

(Тезис - это положение, мысль, которую требуется доказать;

доказательства – приводимые аргументы; вывод –заключение, итог.)

 

Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме, раскрыть его позицию? Каково ваше отношение к позиции автора? к поднимаемой в тексте проблеме?

Напоминаю: вам нужно написать сочинение- рассуждение. Назовите основные композиционные части сочинения-рассуждения? (Тезис, доказательство, вывод) Дайте им определения.

Регулятивные: умение работать в группе и выражать собственную точку зрения, осуществлять обработку и использование необходимой информации; осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7. (10 мин) Аргументация проблемы.

 Организовывает работу по нахождению аргументов к поставленной проблеме.

 

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

 

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

 

 

Доказываем свое мнение. Для этого находим примеры, подтверждающие это, в литературе, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Помните, вы должны привести два аргумента: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществлять обработку и использование необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

8. (7 мин) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса

Организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

 

Подводит итоги анализа.

 

Замечает, что заключение может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

 

Работают в парах.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Находят случаи из жизни и художественных произведений.

Используют алгоритм написания

Первичное обобщение.

- Что помогло вам найти аргументы?

- Что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с ситуациями, происходящими в жизни?

- А есть ли другие художественные произведения, затрагивающие эту же проблему?

Кроме программных произведений старайтесь привлекать произведения, прочитанные самостоятельно.

При написании заключения старайтесь использовать

разные формы:

-вывод-впечатление;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

 

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

9. (15 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой. Письменное оформление сочинения-рассуждения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Вписывают в таблицы части сочинения, закрепленные за каждой группой.

Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга

Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. - Сформулируйте позицию автора.

- Сопоставьте её со своей позицией. Ваша позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос.  Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь  с автором, сформулируйте ещё раз  свою позицию иными фразами. Что получилось?

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. (10 мин) Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся.

Составление сочинения.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний

Организовывает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Корректирует и комментирует все выступления

Корректируют работы.

Исправить несоответствия.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

11. (5 мин) Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

 

 

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы:

 

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить приобретенные знания?

По цепочке: оцентите свою работу на уроке, отметьте, что получилось, а что нет.

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по аналогии с классным по тексту предложенного вам варианта.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

 

 

Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

(вариант 19, текст по В. Захарову)

Не раз, попадая в сложную жизненную ситуацию, мы задумываемся: как поступить? Какие качества помогают человеку сделать правильный шаг? Что вообще определяет нравственный выбор человека? И к чему этот выбор может привести?

Так, современный публицист В. Захаров, размышляя над поступками людей, предлагает читателям задуматься над проблемой нравственного выбора человека и нравственной ответственности перед обществом.

Автор раскрывает, безусловно, актуальную на сегодняшний день проблему на примере булгаковских героев, Ивана Бездомного и Понтия Пилата. Оба совершили ошибку, сделали неправильный выбор. «Один совершил свое преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия». Захаров с сожалением отмечает: люди вовремя не задумываются над последствием своего выбора. «Если бы они могли знать, чем обернутся их действия» - в этих словах автора можно увидеть тревогу, ведь уже ничего нельзя изменить. Автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости делать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2462
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 667
    • DOCX 33.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прокопенко Валентина Арсеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3372
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов