Главная / Школьному психологу / «Конфликты в классе. Способы их разрешения»,«Профилактика деструктивного поведения»

«Конфликты в классе. Способы их разрешения»,«Профилактика деструктивного поведения»

КГУ «Арзамасская средняя школа»

МО классных руководителей

Выступление психолога школы.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Разрешение конфликтов в классе

  2. Профилактика деструктивного поведения


Оборудование: листы, ручки, ватман, карандаши; методика, как раздаточный материал; цифры- жиребьевка; отпечатанные на листах ситуации; ситуация записанная на диктофон.


«Конфликты в классе. Способы их разрешения»

1. Приветствие

-Сегодня мы с вами собрались для важного разговора.
Мы не раз говорили о том, что мир, в котором мы живем, очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, в школе, дома, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Но научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтных ситуациях, знать способы их разрешения – можно. Этому и будет посвящена наша встреча.


Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
включается запись.
Кирилл, почему ты ударил его?
 Он первый ударил меня.
 А он говорит, ты ударил его первым.
 Нет, не я. Он первый ударил меня.
 Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
 Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
 И поэтому ты его ударил?
 Он первый меня ударил...


- Что произошло?
- Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе). Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
- А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
- Скажите, а нужны ли конфликты?
Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения. (Для облегчения вашей работы, я хотела бы раздать каждому классному руководителю по анкете, которая поможет прояснить типы поведения в конфликтах)

Упражнение. «Заморочки из бочки»

Работать вы будете в парах. Кто с кем, определит этот волшебный мешок. Каждый по очереди вытягивает бумажку с цифрой. Вытянувшие одну и ту же цифру садятся друг с другом. Каждой паре я раздаю ситуации. Вам вдвоем нужно найти выход из ситуации, вы должны поразмышлять и решить, как правильно поступить в данной ситуации.

Молодцы! Вы все нашли бесконфликтный выход из предложенных ситуаций. Но чтобы не было ссор и конфликтов, нужно научиться контролировать себя.

Попробуем сформулировать правила «Как можно контролировать себя»


Упражнение «Контролируй себя» (вывести на доске)

Сосчитать до 10 и обратно.

Послушать музыку.

Заняться спортом.

Заняться любимым делом.

Почитать книгу.

Погулять.

Принять позу спокойного человека.

Упражнение «Качества»

Подчеркни те качества, которыми должен обладать человек, умеющий разрешать конфликты «мирным путем» (обидчивость, доброжелательность, грубость, вежливость, равнодушие, честность, раздражительность, гостеприимство, жадность, доброта, справедливость, скромность). Зачитывают по цепочке.

Этими добрыми качествами наделен каждый человек. Быть добрыми, честными, отзывчивыми – этому нужно учиться с детства. В каждом из вас есть маленькое солнце – это доброта. Оно согревает людей и помогает им в трудную минуту.



Упражнение «Составь»

Сейчас, в окончании нашей встречи я попрошу вас разделиться на три группы. Первая группа будет составлять рекомендации «Как решать конфликты правильно» родителям… Вторая Учителям…. Третья Ученикам….


Вопросы конфликтов и способы их разрешения никогда не станут неактуальны, но я надеюсь, что сегодняшняя встреча внесла хоть небольшую ясность.




«Профилактика деструктивного поведения»


Ну а мы с вами плавно переходим ко второму вопросу, поскольку он непосредственно связан с темой, рассматриваемой ранее- это «Профилактика деструктивного поведения», или еще такое поведение называют осложненное.

К этой серьезной теме мы решили подойти, что называется, от обратного! Зачем констатировать факты- риски, когда можно их предугадывать и предотвращать.

Вот к примеру, что нужно знать не только учителям, но и родителям…

- Древние индусы считают, и с ними сложно не согласиться, что в воспитании ребенка нужно соблюсти четыре главных правила:

Первый постулат- sana (солнце), любовь к ребенку, восхищение всем, что он делает.

Второй- dana (прощение), смотреть сквозь пальцы на всё, что ребенок предпринимает.

Третий- pheda (разграничение), т.е. постановка барьеров между взрослым м ребенком (детьми и родителями), переход на систему субординации.

Четвертый- panda (палка, наказание), и тут без комментариев.

К сожалению, иногда родители и учителя начинают с последнего, и именно обратный процесс приводит к плачевным результатам, а порой формирует суицидальное поведение. В данной последовательности воспитывающий выигрывает сражение, но в целом проигрывает войну…


Сейчас я вам предлагаю провести одно небольшое практическое упражнение, которое возможно понадобиться в вашей работе с детьми…

«Ценить настоящее»

- Каждому из нас природа подарила бесценный дар- жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями обстоятельствами. Например, что то нам подарили или чего то нас лишили. Заложило нос при насморке- почувствовали, как здорово вздохнуть воздух всей грудью. Заболела нога- оценили чудесную возможность двигаться. Часто, оказываясь в какой то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.

Перед вами плакат, по середине фраза «Жить не хочется». Напишите слова или ситуации, которые могут ассоциироваться с этой фразой…. (учителям раздаются тучки, после каждый называет то что написал и приклеивает на плакат)…..

Из каждой , на первый взгляд безвыходной ситуации есть выход…..

Сейчас вашему вниманию я представлю несколько вопросов для обсуждения, попробуем как можно полно на них ответить :

  1. каждый ли человек имеет две стороны характера: светлую и темную?

  2. можете ли вы назвать свои светлые стороны?

  3. а темные?

  4. как различные черты вашего характера влияют на других людей и на их отношение к вам?

  5. что важнее: жить для других или только для себя?


Все мы уникальны и неповторимы, и должны видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих нас людях.

Ну а сейчас вернемся к началу нашего упражнения, итак «жить НЕ хочется», попробуем зачеркнуть частицу не, и найдем те причины из-за которых хочется жить.

Перед вами второй плакат, на нем солнце, но оно пока не греет, поскольку на нем нет лучей.

Я вам предлагаю написать аргументы в пользу человеческой жизни на лучиках, озвучить и прилепить их к нашему солнышку.

Какой из двух плакатов вызывает большее доверие и большую симпатию?


В завершении давайте все вместе нарисуем дорогу под названием «Радуйся жизни»… В ней могут быть рисунки, высказывания, советы, улыбки и многое другое!


Пусть каждому человеку в жизни светит солнце.

Жизнь безгранично щедра.

Мы теряем кого-то или что-то , но как много еще остается.

Лучший день- сегодняшний. Будем же счастливы сегодня. Здесь и сейчас!!!


«Конфликты в классе. Способы их разрешения»,«Профилактика деструктивного поведения»
  • Школьному психологу
Описание:

 

«Конфликты в классе. Способы их разрешения»

1. Приветствие

 -Сегодня мы с вами собрались для важного разговора.
Мы не раз говорили о том, что мир, в котором мы живем, очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, в школе, дома, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Но научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтных ситуациях, знать способы их разрешения – можно. Этому и будет посвящена наша встреча.

 

Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
включается запись.
Кирилл, почему ты ударил его?
 Он первый ударил меня.
 А он говорит, ты ударил его первым.
 Нет, не я. Он первый ударил меня.
 Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
 Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
 И поэтому ты его ударил?
 Он первый меня ударил...

 

- Что произошло?
- Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе). Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
- А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
- Скажите, а нужны ли конфликты?
Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения. (Для облегчения вашей работы, я хотела бы раздать каждому классному руководителю по анкете, которая поможет прояснить типы поведения в конфликтах)

Упражнение. «Заморочки из бочки»

Работать вы будете в парах. Кто с кем, определит этот волшебный мешок. Каждый по очереди вытягивает бумажку с цифрой. Вытянувшие одну и ту же цифру садятся друг с другом. Каждой паре я раздаю ситуации. Вам вдвоем нужно найти выход из ситуации, вы должны поразмышлять и решить, как правильно поступить в данной ситуации.

Молодцы! Вы все нашли бесконфликтный выход из предложенных ситуаций. Но чтобы не было ссор и конфликтов, нужно научиться контролировать себя.

Попробуем сформулировать правила «Как можно контролировать себя»

 

Упражнение «Контролируй себя» (вывести на доске)

Сосчитать до 10 и обратно.

Послушать музыку.

Заняться спортом.

Заняться любимым делом.

Почитать книгу.

Погулять.

Принять позу спокойного человека.

Упражнение «Качества»

Подчеркни те качества, которыми должен обладать человек, умеющий разрешать конфликты «мирным путем» (обидчивость, доброжелательность, грубость, вежливость, равнодушие, честность, раздражительность, гостеприимство, жадность, доброта, справедливость, скромность). Зачитывают по цепочке.

Этими добрыми качествами наделен каждый человек. Быть добрыми, честными, отзывчивыми – этому нужно учиться с детства. В каждом из вас есть маленькое солнце – это доброта. Оно согревает людей и помогает им в трудную минуту.

 

Упражнение «Составь»

Сейчас, в окончании нашей встречи я попрошу вас разделиться на три группы. Первая группа будет составлять рекомендации «Как решать конфликты правильно» родителям… Вторая Учителям…. Третья Ученикам….

 

Вопросы конфликтов и способы их разрешения никогда не станут неактуальны, но я надеюсь, что сегодняшняя встреча внесла хоть небольшую ясность.

 

 

 

«Профилактика деструктивного поведения»

 

Ну а мы с вами плавно переходим ко второму вопросу, поскольку он непосредственно связан с темой, рассматриваемой ранее- это «Профилактика деструктивного поведения», или еще такое поведение называют осложненное.

К этой серьезной теме мы решили подойти, что называется, от обратного! Зачем констатировать факты- риски, когда можно их предугадывать и предотвращать.

Вот к примеру, что нужно знать не только учителям, но и родителям…

- Древние индусы считают, и с ними сложно не согласиться, что в воспитании ребенка нужно соблюсти четыре главных правила:

Первый постулат- sana (солнце), любовь к ребенку, восхищение всем, что он делает.

Второй- dana (прощение), смотреть сквозь пальцы на всё, что ребенок предпринимает.

Третий- pheda (разграничение), т.е. постановка барьеров между взрослым м ребенком (детьми и родителями), переход на систему субординации.

Четвертый- panda (палка, наказание), и тут без комментариев.

К сожалению, иногда родители и учителя начинают с последнего, и именно обратный процесс приводит к плачевным результатам, а порой формирует суицидальное поведение. В данной последовательности воспитывающий выигрывает сражение, но в целом проигрывает войну…

 

Сейчас я вам предлагаю провести одно небольшое практическое упражнение, которое возможно понадобиться в вашей работе с детьми…

«Ценить настоящее»

- Каждому из нас природа  подарила бесценный  дар- жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем  с внешними проявлениями обстоятельствами. Например,  что то нам подарили или  чего то нас лишили. Заложило нос при насморке- почувствовали, как здорово вздохнуть воздух всей грудью. Заболела нога- оценили чудесную возможность двигаться. Часто, оказываясь в какой то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.

Перед вами плакат, по середине фраза «Жить не хочется». Напишите слова или ситуации, которые могут ассоциироваться с этой фразой…. (учителям раздаются тучки, после каждый называет то что написал и приклеивает на плакат)…..

Из каждой , на первый взгляд безвыходной ситуации есть выход…..

Сейчас вашему вниманию я представлю несколько вопросов для обсуждения, попробуем как можно полно на них ответить :

  1. каждый ли человек имеет две стороны характера: светлую и темную?
  2. можете ли вы назвать свои светлые стороны?
  3. а темные?
  4. как различные черты вашего характера влияют на других людей и на их отношение к вам?
  5. что важнее: жить для других или только для себя?

 

Все мы уникальны и неповторимы, и должны видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих нас людях.

Ну а сейчас  вернемся к началу нашего упражнения, итак «жить НЕ хочется», попробуем зачеркнуть частицу не, и найдем те причины из-за которых хочется жить.

Перед вами второй плакат, на нем солнце, но оно пока не греет, поскольку на нем нет лучей.

Я вам предлагаю написать аргументы в пользу человеческой жизни на лучиках, озвучить и прилепить их к нашему солнышку.

Какой из двух плакатов вызывает большее доверие и большую симпатию?

В завершении давайте все вместе нарисуем дорогу под названием «Радуйся жизни»… В ней могут быть рисунки, высказывания, советы, улыбки и многое другое!

Пусть каждому человеку в жизни светит солнце.

Жизнь безгранично щедра.

Мы теряем кого-то или что-то , но как много еще остается.

 

Лучший день- сегодняшний. Будем же счастливы сегодня. Здесь и сейчас!!!

Автор Казакова Ирина Руслановна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 1289
Номер материала 5701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓