Главная / Другое / Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Власова М.В.

педагог-психолог МОУ СОШ №1

Выступление на РМО 28.10.2009г.



Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.

«Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет права быть рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком».

Симон Соловейчик

Из книги С. Соловейчика «Вечная радость»


Литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

  3. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. – М., 1996.

  4. Соловейчик С. Вечная радость. – М.: Педагогика, 1986.





Тревожность, раздражительность, зашкаливающая взволнованность, ощущение бессмысленности своего дела, переживание чувства вины – все это, похоже, неизбежно сопровождает работу учителя. «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?»1.

Учителя – это особые люди, которые с раннего возраста большую часть своего времени проводят в школе. Перестав быть детьми, они не входят вполне в ту систему отношений, которая характерна для взрослых. Школа оказывается чем-то вроде храма, живущего по своим законам.

Ребенок также почти целый день проводит вместе с этим взрослым, который в его глазах занимает место родителей: его надо слушаться, от него может последовать наказание или награда. Возникает риск попасть в эмоциональную зависимость. Чтобы защититься, ребенок устанавливает дистанцию, ища в учителе недостатки или то, что можно высмеять. Еще одно объяснение стремления «доводить» учителя – это дефицит человеческого в отношениях: ребенка не понимают, он растерян.

Нападая на учителя, он провоцирует его персональную реакцию, хочет почувствовать в нем личность, а взрослеющим детям необходима в качестве опоры личность более зрелого человека.

Твердость учителя (как форма личностного ответа: без агрессии, но с уважением), его искренность и его личность проявляются именно в эти минуты и служат ребенку подпиткой и образцом.

Разумеется, педагогических рецептов и «волшебных» методических приемов тут недостаточно. В своей ежедневной работе учитель остается один на один со всем, что его тревожит. Ему необходимы знания для разрешения конфликтных ситуаций, для поддержки учащегося в трудный возрастной период и в сложной жизненной ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения.

Таким образом, речь идет о профессиональной компетентности педагога в решении вопросов дисциплины и мотивации, а также о развитии организационной культуры педагогических коллективов.

Среди критериев эффективной Школы всегда выступали: способность мотивировать детей к познавательной деятельности и саморазвитию; способность образовательного учреждения поддерживать дисциплину, не прибегая к методам насилия, и тем самым давать детям первые жизненные навыки в условиях демократического социума; способность создать такую корпоративную культуру, в которой все учащиеся и родители чувствовали бы принадлежность к единой организации, были мотивированы на взаимопомощь и кооперацию в решении проблем класса и школы в целом.

Мотивация, дисциплина и кооперация – три составные части корпоративной культуры, которая в свою очередь позволяет решать три главные задачи школы:

  • Воспитания, социальной адаптации и подготовки к жизни молодого поколения учащихся;

  • Привлечения и удержания в школе хороших учителей (через систему нематериального мотивирования);

  • Собственного развития образовательного учреждения как организации.

Основными действующими элементами организационной структуры образовательного учреждения являются педагоги. Каждый учитель в отдельности как уникальный педагог с характерным для него стилем учебно-воспитательной работы и педагогический коллектив в целом, как еще один особый участник процесса, который должен транслировать ценности детям, должен быть мудрым и понимающим, умеющим разобраться в любой проблеме и справиться с любой конфликтной ситуацией.

Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.

Так какие же знания необходимы педагогу? В первую очередь – это знание возрастных особенностей ребенка и специфику возрастных ученических конфликтов. К конфликтам «школьного» возраста можно отнести: конфликт «младшего школьника», конфликт подросткового возраста, конфликт юности.

В младшем школьном возрасте можно выделить следующие конфликты:

  1. Конфликты эмоционального неблагополучия – связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.

  2. Конфликты самооценки проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.

  3. Адаптационные конфликты – связаны с изменением социального окружения.

  4. Конфликты саморегуляции.

  5. Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.

  6. Конфликты детской зависимости, которые связаны с изменением роли ближайшего окружения в жизни ребенка.

Основные конфликты подросткового возраста:

  1. Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград. У подростка формируются внутренние критерии, имеются альтернативы – это суть деятельностного конфликта в подростковом возрасте.

  2. Мотивационные конфликты – связаны со следующими мотивами: обособление и объединение.

  3. Эмоциональный конфликт – связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.

  4. Конфликт отношений – связан с взаимоотношениями со сверстниками и изменением внутрисемейных отношений, а именно формирование эго-идентичности – ролевого смешения (по Э.Эриксону).

  5. Конфликт самостоятельности и ответственности.

Конфликты юности представлены следующими конфликтами:

  1. Ценностно-смысловые конфликты

  2. Морально-нравственные конфликты.

  3. Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.

Такая классификация конфликтов способна помочь педагогу распознать причину «плохого» поведения ребенка, но ему также необходимо понимание мотивов такого поведения. Рудольф Дрейкурс выделил четыре основных мотива «плохого» поведения: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Любой мотив можно рассмотреть по схеме, предложенной С.В. Кривцовой, выделив следующие критерии: социальные причины, сущность поведения, «сильные стороны» поведения, реакции учителя: эмоции и импульс, реакции ученика, способы предотвращения.

Для удобства представим их в виде таблицы.


Мотивы «плохого» поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

Не буду и пробовать, все равно не получится

«Сильные стороны» поведения

Потребность в контакте со взрослым

Смелость, сопротивление влиянием

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакции учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакции учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации.

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста.

Реакции ученика

Временно прекращают

Прекращают выходку, когда сами решат

Прекращают выходку, когда сами решат

Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение.

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций.

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем.

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу»: сменилась на: «Я могу».


Таким образом, усвоив предложенную информацию, педагог сможет более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современной школе, а значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность и конфликтологическую компетентность в частности.












1 С. Соловейчик. Вечная радость. – М.: Педагогика, 1986.

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога
  • Другое
Описание:

Основными действующими элементами организационной структуры образовательного учреждения являются педагоги. Каждый учитель в отдельности как уникальный педагог с характерным для него стилем учебно-воспитательной работы и педагогический коллектив в целом, как еще один особый участник процесса, который должен транслировать ценности детям, должен быть мудрым и понимающим, умеющим разобраться в любой проблеме и справиться с любой конфликтной ситуацией.

     Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая  компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.

     Так какие же знания необходимы педагогу? В первую очередь – это знание возрастных особенностей ребенка и специфику возрастных ученических конфликтов.

Автор Халикова Елена Николаевна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Тесты
Просмотров 455
Номер материала 54533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓