Главная / Русский язык и литература / Конференция по литературе "Нет уз святее товарищества..." (8 класс)

Конференция по литературе "Нет уз святее товарищества..." (8 класс)

«Конференция к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя «Нет уз святее товарищества…»

Швецова Светлана Ивановна

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №30» г.Уссурийска Приморский край

Цели:

1. Вспомнить, как показал Н.В.Гоголь казаков в повести "Тарас Бульба".

Провести связь между прошлым и настоящим казачества.

Рассказать о культуре, традициях, образе жизни современных казаков.

Пробудить интерес к истории казачества.

2. Развивать умение выражать свое отношение к прочитанному произведению, увиденному фильму.

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

3. Воспитывать любовь к чтению.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Прививать уважение к национальным традициям.

Оборудование:

Эпиграф выведен на экран: "Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько не живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как - нибудь своего товарища" ( Из повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба");

таблички "Литературоведы", "Аналитики", "Текстологи", "Историки";фрагмент из к/ф режиссера В.Бортко "Тарас Бульба"; слайды (фотографии из семейного архива А.Андрейченко); видеоролик "Казачий юнкер"; выставка книг о казачестве.


Ведущий:

Наша конференция посвящена 200 – летию со дня рождения Н. В. Гоголя. Мы назвали её «Нет уз святее товарищества…» Я объясню, почему. На уроках литературы, изучая произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и обсуждая, как в упорной борьбе за родную землю формировались могучие характеры, крепкие натуры, так привлекавшие Гоголя своей удалью и героизмом, как укреплялось «товарищество, росла русская сила казачества», кто-то из ребят сказал : «Да, вот это люди были! Сейчас таких нет!»

Разве нет? Какие они, современные казаки? Такие же, как их далекие предки? Как чтят они традиции казачества? Сохранили ли они их? Задавая такие вопросы, мы пришли к мысли, что нужно поговорить на эту тему, и так родилась идея провести конференцию.

Цель конференции:

Вспомнить, как показал Гоголь казаков в своей повести «Тарас Бульба» и провести связь между прошлым и настоящим казачества. Рассказать о культуре.и традициях, образе жизни современных казаков. Мысль о связи поколений – центральная тема нашей конференции.

Литературоведы:

История создания повести «Тарас Бульба»

- В 1834 – 1835 гг. Н. В. Гоголь был, по словам его знакомого «побеждён мыслью, что создан быть историком и призван к преподаванию судеб человеческих» писатель решает: 1. Написать «историю Малороссии» - основательный научный труд. 2. Преподавать историю в только что открывшемся Киевском университете.

Литературоведы:

Но в месте преподавателя ему было отказано, а на основе собранных материалов было написано только две статьи: «Взгляд на состояние Малороссии» и « О малороссийских песнях». Интерес к истории вызвал замысел создания исторической повести « Тарас Бульба»

При работе над произведением писатель использовал летописи, печатные труды по истории Украины, украинские исторические песни – думы. Над «Тарасом Бульбой» писатель трудился несколько лет. 1853 г – появление повести в сборнике « Арабески» 1842 г – вторая редакция.

Ведущий:

В повести «Тарас Бульба» речь идет о мужественной борьбе казаков против засилья польской шляхты и русского народа католической веры. Защита родины, защита христианской веры – вот предназначенье казаков в повести.

Аналитики: Русский критик В. Г. Белинский писал: «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпохи жизни целого народа. А сам Н. В. Гоголь так написал о своём произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда всё добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

Теперь понятно, почему Гоголь сделал героями своей повести казаков.

Ведущий:

Кто такие казаки, откуда взялось такое общество? Для какой цели?

У Гоголя – своя версия.

Аналитики:

В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру вражды и рабства.

Автор пишет: «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующий и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курении и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников».

Текстологи:

Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества; «гетьманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем – то перед народом начальник сразу же переизбирался. Народ избирает правителей, защищающих их интересы. Таков Тарас.

Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству.

Сечь сурово карает за нарушение её законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за не выплату долга, за убийство.

Самое главное, что появляется в обществе равных, - чувства товарищества. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько не живу я на веку, не слышал я , паны братья, чтобы казак покинул, где или продал как- нибудь своего товарища…» Говорит старый казак Касьян Бовдюг.

Ведущий: Конечно ж, нельзя не вспомнить знаменитую речь Тараса Бульбы о товариществе. Основная её мысль – прославление русской земли, товарищества, русской души.

Текстологи: « Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наще товарищество…. Нет, так любить ни кто не может!»

Ведущий: Тарас Бульба – настоящий патриот Руси, он борется за её независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть. (Фрагмент из к/ф « Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко) .

Историки: В энциклопедиях дают такое определение казачеству. «Казачество – этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.» как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российская законодательство до 1917 года рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшие привилегии занесения обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками – эмигрантами.

Ведущий: Прослушайте информацию о происхождении казачества.

Историки:

«Происхождение казачества» Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой орды, происходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров.

Среди ученых нет единодушия в вопросе о происхождении слова «казак» («козак»- по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов – кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в летописях 1444 года первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

Ведущий: А сейчас ребята расскажут об истории казачества.

Историки: В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. Выделялись вольные и служивые казаки. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775 года), а служивое – «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служивые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалованье и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служивым людям по прибору (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления». В таком виде они просуществовали до начала 18 века.

Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилвого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебным и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ).

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация: с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Казачество в 20 веке. В конце 19 в. в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне первой мировой войны в Росси насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиречинское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское и два отдельных казачьих полка. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в гражданской войне. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал), и именно там велись самые ожесточенные бои!

Ведущая: Кстати, ребята, об этих событиях в жизни и России, и казачества, в частности, вы будете читать, изучая в 11 классе роман М. Шолохова «Тихий Дон». Я думаю, что наша сегодняшняя конференция вызовет интерес к шолоховскому роману и его героям.

Консультанты:

В советское время казаки считались «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936 г., когда создали несколько кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально ( в 1988 – 1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества. К 1990 г. движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 г. И ряд законов.

Ведущая:

Послушайте об истории возникновения Уссурийского казачества.


Историки:

Страницы истории Уссурийских казаков начинаются в 1858 году, в этот знаменательный для Российской империи год генерал - губернатором Муравьевым - Амурским был отдан приказ начать заселение берега реки Уссури. В этот год был подписан Айгуньский договор, по которому левый берег реки Амур отошел России, открыв дорогу к берегам Тихого океана по реке.

Уже 1 июля 1858 года первые казачьи поселенцы совершают исторический , беспримерный подвиг и вступают на берег реки Уссури. Начинает делать свои первые шаги Уссурийское казачье войско. Освоение этих диких мест происходило очень тяжело:

неисчислимые тучи гнуса, полчища комаров, множество змей, диких зверей. Частые наводнения и уничтожение зверьем посевов усложняли жизнь казачьих семей. Проблемы создавали непроходимые места обитания, надо было прокладывать дороги, заготавливать корма для домашнего скота, дрова на зиму, вырубать деляны под поля и валить лес для строительства казарм, конюшен и других хозяйственных построек. К тому же, частые стычки с хунхузами держали казаков в постоянном напряжении.


Текстологи:

Из статьи Сивакова Т.В.:

" 29 сентября 1916 года ( моему деду как раз было 7 лет ) около пяти утра на поселок Богуславский Гродековской станции было совершено нападение хунхузов в числе около 200 человек, часть которых, ворвавшись в поселок, приступила к разграблению имущества казаков. Взрослое население поселка, за весьма малым исключением, находилось на полевых работах, а из оставшихся казаки Павел Толочкин, Аким Кожевников, Павел Шевцов и Харлампий Меновщиков, имея при себе винтовки, засели в укрытых местах,

откуда открыли пальбу, в результате которой было убито 5 человек хунхузов, ввиду чего грабители вынуждены были отступить.

Перестрелка была услышана урядником Максимом Шишкиным, бывшим в то время на заимке вблизи поселка. Предугадывая столкновение с хунхузской шайкой, названный урядник немедленно отправился в станицу Гродеково, где и сообщил о слышанном станичному атаману, которым и были отданы все необходимые распоряжения по этому поводу, а так же сообщено по телеграфу в Войсковое Правление. В 7 часов утра уже были организованы первые разъезды, отправленные по направлению на поселок Богуславский".

Об этих и других исторических фактах из жизни приморских казаков вы можете прочитать в книгах К.Рожкова "Желтые лампасы", А.П.Васильева "Забайкальские казаки",

в исследованиях С.Н. Савченко "Уссурийское казачье войско в гражданской войне на Дальнем Востоке 1917 - 1922гг".

Историки:

Первопроходцы мужественно преодолевали все трудности. Казаки были старательны и набожны. На следующий год прибыло уже 284 семьи. В 1860 году Уссурийское войско было образовано и зарегистрировано. Население ежегодно увеличивалось и обживало дикий край, который назвали Уссурийским в честь реки, вдоль которой создавались поселения.

Всего к 1899 году из Оренбургского, Донского, Забайкальского войск прибыло 5419 казаков - личного состава.

Российская Империя закреплялась на восточных рубежах, укрепляя свое могущество и славу.

В конце 90-х годов XX века казачество стало возрождаться. По указу Президента Российской Федерации был составлен государственный реестр казачьих обществ, введена и утверждена форма, знаки различия, чины членов казачьих обществ. Так же был издан закон о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе.


Консультанты: На данный момент действует «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» утвержденное Указом Президента РФ №835 от 9 августа 1995 года (с изменением от 21 марта 2005 года). В частности, была установлена численность, необходимая для организации казачьего общества: хуторское общество составляет не менее 50 казаков, станичное и городское – не менее 200. Окружное (отдельное) казачье общество РФ содержит не менее двух тысяч казаков, войсковое казачье общество – не менее десяти тысяч.

3 июля 2008 года Президентом РФ Д. Медведевым была принята новая "Концепция государственной политики Российской Федерации по возрождении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти".

Согласно концепции «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции. Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно – культурных основ российского казачества…».

Ведущая:

- А что сейчас? Живо ли казачье товарищество в наше время? Как и чем живут современные казаки? На эти вопросы ответит ученица 8 «А» класса Андрейченко Александра.

Александра:" Я семьи потомственных казаков. Мои предки были переселенцами из Краснодарского края ещё в 30-е годы прошлого века.

( Александра рассказала о том, что многие традиции живы по сей день: почитание старших, уважение и поддержка в семье, взаимовыручка среди товарищей. Сильны традиции в проведении христианских праздников, обрядов (крещение, свадьбы,православные праздники).


(Просмотр слайдов из семейного архива)


В нашем городе давно и успешно действует такой орган самоуправления как Казачья Управа. Её представители помогают в охране правопорядка (охраняют дачные посёлки, смотрят, чтобы не было правонарушений во время проведения массовых гуляний). При Казачьей Управе успешно действует центр допризывной молодежи "Казачий юнкер", в котором все желающие юноши получают начальную военную подготовку (джигитовка, владение оружием, верховая езда, азы самообороны, преподаются навыки выживания в экстремальных ситуациях). И, конечно же, самое главное, чему учат бывалые казаки молодежь,- всегда приходить на выручку товарищам.

Для реализации социальных программ в здании Управы создан культурно - патриотический центр, в который входят музей истории Уссурийского казачества, казачий хор "Гайда", молодежный вокально - инструментальный ансамбль "Треустье", центр допризывной молодежи "Казачий юнкер", штаб ДНД "Казачий дозор".


(Просмотр видеоролика "Казачий юнкер").


Александра:

- Отвечая на вопрос конференции, скажу прямо и честно – не умерло товарищество среди казаков, оно живёт и поныне. Поэтому пусть звучат рефреном слова, вложенные Н.В. Гоголем в уста своего героя Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…»

Ведущая:

- Спасибо, Саша.

- Ребята, наша конференция подошла к концу.

Спасибо за внимание!

Выставка книг о казачестве:

Л.Н. Толстой "Казаки", А.Степанов "Порт - Артур", Б.Васильев "Офицеры",

М.Шолохов "Тихий Дон", М.Булгаков "Белая гвардия", Г.Успенский "Вольные казаки",

И.Наживин "Степан Разин.Казаки", Н.Александрова "Волчья сотня",С.Н.Савченко "Уссурийское казачье войско в гражданской войне на Дальнем Востоке 1917 - 1922гг",

К.Рожков "Желтые лампасы", А.П.Васильев "Забайкальские казаки".

Интернет - ресурсы:

kazaki-ukv.ru/forum/topic

kazaki-primorya.ucoz.ru

yarkazak.narod.ru/History.htm

www.primcenter.ru/novosti

www.newsvl.ru/society

primorski-kazak.at.ua


Конференция по литературе "Нет уз святее товарищества..." (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: "Нет уз святее товарищества..."

Вид работы: тематическая конференция

Цели: 

1. Вспомнить, как показал Н.В. Гоголь казаков в повести "Тарас Бульба".

Провести связь между прошлым и настоящим казачества.

Рассказать о культуре, традициях, образе жизни современных казаков.

Пробудить интерес к истории казачества.

2. Развивать умение выражать свое отношение к прочитанному произведению, увиденному фильму.

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

3. Воспитывать любовь к чтению.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Воспитывать уважение к национальным традициям.

Автор Швецова Светлана Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 525
Номер материала 16092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓