Инфоурок Физика Другие методич. материалыКонцептуальное изложение педагогического опыта «Формирование УУД на уроках физики через использование электронных образовательных ресурсов»

Концептуальное изложение педагогического опыта «Формирование УУД на уроках физики через использование электронных образовательных ресурсов»

Скачать материал

Концептуальное изложение педагогического опыта

   «Формирование УУД  на уроках физики через использование

электронных образовательных ресурсов»

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами.  Сегодня  востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде   умения учиться, самостоятельно приобретать знания.  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта» [5].

Я  в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мой предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики имели не только представление о физической картине мира, но и могли использовать полученные знания на практике, умели логически мыслить, а также  могли использовать полученные знания  при изучении других предметов.

С целью   повышения  уровня сформированности   универсальных   учебных действий  на уроках  физики   я использую  электронные образовательные  ресурсы,  активизирующие  самостоятельную поисковую деятельность, логическое мышление  учащихся, формирующие информационные компетентности, так необходимые в современном обществе. 

Сформировать УУД можно посредством реализации системно-деятельностного подхода, методологической и теоретической основой которого явились работы  Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова.

Универсальные учебные действия:

-                    обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

-                    создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

-                    обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

На опыте собственной работы убедилась, что преподавание физики, как и любого предмета, необходимо ориентировать  на использование  электронных образовательных ресурсов.  Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор. К тому же, учитель, разговаривающий на одном языке с современными «компьютеризированными» детьми, значительно повышает свой рейтинг среди учащихся.

Для формирования УУД в своей работе использую продуктивные технологии современного урока: проектную, исследовательскую технологии, технологию проблем, технологию решения задач, технологию выполнения лабораторных работ и т.д. В своей работе я делаю упор на использование активных форм обучения на уроках физики с применением электронных образовательных ресурсов.

Актуальность  использования электронных образовательных ресурсов я вижу в следующем:

- с одной стороны – у учащихся недостаточно сформированы  универсальные учебные действия, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не осознают ответственность за свое обучение;

- с другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

В основе уроков с использованием электронных образовательных ресурсов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].

Идея моего педагогического опыта: организация   активной учебной деятельности   школьников на уроках физики через использование электронных образовательных ресурсов  с целью  формирования универсальных учебных действий  учащихся.

Чтобы повысить свои педагогические знания по теме, я прошла  дистанционную  курсовую подготовку по теме «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе»  в Институте информационных технологий «Ай Ти» в 2011 г., курсы ТОГИРРО «Организация исследовательской деятельности учащихся» в 2008 г., приняла участие во 2-ом конкурсе проектов «Школа будущего вместе с Intel» в 2010 г.

Кроме того, изучила  и использую в своей работе опыт педагогов-практиков, использующих  ЭОР в организации учебной деятельности школьников: уроки   с использованием  интерактивных моделей, коллекции ЦОР  Н. П. Нугаевой, учителя физики школы № 983 г. Москвы; уроки  по формированию  УУД  Г. И. Лукиных, учителя физики г. Перми;  интегрированные уроки с применением ЭОР Данилиной М. Л., учителя физики Лицея г. Краснослободска;  опыт работы   Бондарова  М. Н., учителя физики Многопрофильного  технического  лицея №1501 г. Москвы «Виртуальный конструктор уроков физики»;   рекомендации Бояркиной  Ю. А., к.п.н., доцента  кафедры ЕМО  ТОГИРРО и т. д.

Учебники и программа, по которым веду преподавание:  программа «Физика. 7 - 9 классы» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, учебники  физики этих же авторов.  Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. Кроме того,  само оборудование уже устарело, в этом случае на помощь приходит персональный компьютер, возможности сети Интернет. Виртуальные лаборатории позволяют ученику по своему усмотрению изменять  исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать  соответствующие выводы.

Безусловно, информационные ресурсы применяю и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Помимо учебных занятий в школе можно использовать ЭОР для организации дистанционного обучения школьников во время каникул, актированных дней, болезни.  Использование ЭОР на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создает условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.  Поэтому, наряду с традиционными методами изучения физики, на уроках часто использую персональный компьютер, проектор «Epson», интерактивную доску, медиаресурсы: «Классная физика» - http://class-fizika.narod.ru, «Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий» - http://school-collection.edu.ru, ФЦИОР - http://fcior.edu.ru.

Информационные ресурсы применяю при продуктивном изучении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). ЭОР подразделяются по типу на теоретические, практические, контрольные. Использование ЭОР определенного типа зависит от целей и задач урока. Например, на уроках изучения нового материала использую как теоретические, так и  практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов. При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают в контрольных ЭОР, решая видеозадачи, выполняя различные тесты, создавая презентации по пройденной теме.

Новизна моего опыта состоит в  разработке уроков физики в среднем звене с применением электронных образовательных ресурсов разного вида, направленных на формирование универсальных учебных действий на всех этапах образовательного процесса.

В 7 классе  физика   изучается первый год, следовательно, этот год очень важен с точки зрения формирования УУД.

Во время объяснения нового материала на уроке по теме «Сила» учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Демонстрирую  видеофрагменты, показывающие действие одного тела на другое. На данном этапе использую практические ЭОР (http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm) с целью выяснения существенных признаков понятия.  Затем предлагаю  перейти к мини-исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит действие силы. Учащиеся предполагают, что действие силы зависит от модуля, точки приложения и направления.  Рассматриваются  все предположения учащихся: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке.  Для этого учащиеся  за компьютерами проводят эксперименты в электронном виде. Проверяют выдвинутые гипотезы и делают выводы. Таким образом, цикл научного исследования, на путь которого вступили ученики, оказывается замкнутым. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

В 7 классе предлагаю, например, следующие задания исследовательского характера, которые учащиеся решают, выходя на образовательные сайты, определяемые учителем:

-          провести виртуальный эксперимент по измерению массы тела (раздел «Движение. Взаимодействие. Масса»), воспользовавшись материалом сайта http://files.school-collection.edu.ru. Цель данного задания – формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

-          провести практическую работу по наблюдению за влиянием температуры на скорость диффузии (раздел «Строение вещества»), соотнеся   реальный эксперимент с видеофрагментом на сайте. Цель данного задания - формирование регулятивных действий.  

Использование ЭОР способствует формированию УУД: умение воспринимать и перерабатывать информацию из различных источников, находить ресурсы и средства выполнения действий, применять знания на практике, умений наблюдать и делать логические выводы.

В 8 классе на уроке изучения нового материала по теме «Электрический ток. Источники тока»  учащиеся самостоятельно изучают материал, а учитель выполняет роль инструктора.  Начинают работу с того, что получают лист с инструкцией, затем  выходят на сайт http://class-fizika.narod.ru/8_25.htm, выбирают 8 класс и тему «Источники тока». Изучая тему, заполняют таблицу «Источники тока».  Сайт очень богат дополнительным материалом. Я предлагаю учащимся  изучить теоретический  материал по теме на указанном сайте  и подумать, какой из предложенных самодельных источников тока  можно сделать дома и показать на следующем уроке.

Работая  по данной проблеме, пришла к выводу, что персональный компьютер, электронные образовательные ресурсы нужно использовать  адекватно теме и  задачам  конкретного урока, возможностям класса.

Опыт работы показал, что применение электронных образовательных ресурсов  способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний;   позволяет проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это в полной мере способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы,  формированию УУД.

В результате проводимой работы заметно повысилось  качество знаний учащихся по физике в классах, где применялись активные формы обучения с применением электронных образовательных ресурсов.  Учащиеся на более высоком уровне умеют работать с  учебным  материалом: работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение, логически осмысливать учебный материал, выделять главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности, выполнять реферирование, что формирует УУД.

Анализ результативности уроков с применением ЭОР показывает, что количество активно работающих  учащихся повышается: по результатам анкетирования   87% ответили, что урок  их заинтересовал. То есть налицо ситуация успеха. При этом дети (по их отзывам в конце урока) на уроке не испытывают чувства усталости, хотя трудятся интенсивно, т.к. происходит постоянная смена видов деятельности, а это одно из условий здоровьесбережения.

Использование электронных образовательных ресурсов создает благоприятные условия  для раскрытия склонностей, способностей и творческой индивидуальности учащихся. В 7 - 11 классах учащиеся выполняют индивидуальные творческие задания, проекты, задания дистанционных олимпиад. При выполнении олимпиад формируются коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД.  Дети учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничать в процессе сбора информации, адекватно оценивать совместный результат. При выполнении индивидуальных заданий формируются  личностные умения, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Учебный год

Количество участников Интернет - олимпиад и   конкурсов

Количество награжденных (сертификаты, дипломы I, II степени)

2010-2011

46

Сертификаты - 46

Диплом I  степени - 10

Диплом II степени - 12

2011-2012

52

Сертификаты - 52

Диплом I  степени - 15

Диплом II степени - 19

2012-2013 ( I п/г)

52

Сертификаты - 52

Диплом I  степени - 16

Диплом II степени - 21

  Данные диаграммы свидетельствуют, что количество участников Интернет–олимпиад и конкурсов увеличивается, только за первое полугодие 2012 – 2013 учебного года количество участников равно общему количеству за прошлый год.

год

Муниципальный

Региональный

Федеральный, всероссийский, международный

Название конкурса

Количество победителей и призеров

Название конкурса

Количество победителей и призеров

Название конкурса

Количество победителей и призеров

2008

Конференция экологов «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»

1

 

 

 

 

 

2009

Конкурс фоторабот «В объективе Родина»

Конкурс  фотографий «Я шагаю по стране»

Исторические чтения, районный конкурс сочинений «Они оставили свой след…»

Конкурс «Кружковец года»

5

 

 

3

 

1

 

 

5

 

 

УрФО

3

 

2010

Конкурс «Мой любимый учитель»

4

«Юниор»

1

КИТ

10

 

2011

 «Юные таланты за безопасность»

 

1

«Юные таланты за безопасность»

1

 

 

2012

«Мир глазами детей»

1

 

 

УрФО

ЧИП

6

24

Выпускники  школы ежегодно  выбирают  после  школы  профиль  обучения, связанный   с изучением предметов естественнонаучного   цикла, в  том  числе  физики:  

год

Количество выпускников

количество поступивших

Тюменский политехни-ческий колледж

Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Институт кибернетики, информатики и связи

Ишимский государственный педагогический институт

Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева

2009

2010

2011

2012

13

10

11

13

4

 

1

1

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

Итак,  применение активных форм  обучения  с использованием электронных образовательных ресурсов помогает поддержанию интереса ребят к изучаемому материалу, позволяет создать на уроке условия для   формирования универсальных учебных действий, способствующих самостоятельному  получению знаний. 

Опыт работы по использованию электронных образовательных ресурсов был представлен на   августовском совещании (секция заместителей директоров по УВР)  в 2009 г.;  муниципальном конкурсе  «Мой лучший урок» в  2009 г.;   ШТО учителей естественно-математического цикла по теме  «Использование компьютерных технологий и Интернета в условиях сельской школы»  в 2010г.;  аппаратном совещании директоров по теме «Подготовка к итоговой аттестации»  (урок физики, 9  класс, «Движение тела по окружности») в 2011 г.;  областной научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании». Материалы  опубликованы в сборниках   ТОГИРРО:

1. Ильина Т. М. Использование персонального компьютера и Интернет ресурсов на уроках физики. - Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании: Материалы областной научно-практической конференции. 12-13 октября 2010./под ред. Н. Г. Маниловой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2010. – 80с.;

 2.  Ильина Т.М. Разработка урока физики 8 класс по теме Нагревание проводников. Закон Джоуля – Ленца. - Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании:  Материалы областной научно-практической конференции. 12-13 октября 20101./под ред. Н. Г. Маниловой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2010. – 64с.;

Выводы:

Работа по формированию УУД  на уроках физики через использование  электронных образовательных ресурсов соответствует требованиям   ФГОС,   позволяет формировать  универсальные учебные действия учащихся, повышать мотивацию учащихся,   способствует  личностному самоопределению   школьников.

Поскольку  работа по данной теме имеет положительный результат,  в дальнейшем   планирую  продолжить разработку уроков с использованием электронных образовательных ресурсов для учащихся среднего и старшего звена.

Литература:

1.      Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Проблемные задачи. ч.3  - Ростов.//Учитель,  - 2006 г.

2.      Концепция структуры и содержание общего образования (в 12 летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03 2001 №224// Нормативно- правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. -М.: АПК и ПРО, 2002.-С.40-50.

3.      Перминова Л. М. Дидактические условия взаимосвязи школьных стандартов первого и второго поколения. Научно-практический журнал «Школьные технологии», -  №3, - 2010. с.6

4.      Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО. М., - 2007 г.

5.      Проект. Разработка и апробация государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. М.,-2008 г.

6.      Хуторской А.В. Инновационная педагогика. М: Издательский центр «Академия», - 2010 г., - с.166-167.

7.      http://pedsovet.org

8.      http://www.uchportal.ru

9.      http://festival.1september.ru

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Концептуальное изложение педагогического опыта «Формирование УУД на уроках физики через использование электронных образовательных ресурсов»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Концептуальное изложение педагогического опыта

   «Формирование УУД  на уроках физики через использование

электронных образовательных ресурсов»

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. 

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами.  Сегодня  востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде   умения учиться, самостоятельно приобретать знания.  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта» [5].

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 475
    • DOCX 110 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильина Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ильина Татьяна Михайловна
    Ильина Татьяна Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9115
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 568 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек