Главная / Классному руководителю / Концепция воспитательной работы в начальных классах

Концепция воспитательной работы в начальных классах


«Утверждаю»______________ «Согласовано»__________


Директор школы: Р.В.Быстрова Зам. директора по ВР: Т..Н.Бояринцева


















Концепция воспитательной работы

во 2 « Б » классе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 73» города Кирова









Классный руководитель: Лужбина Т.К.




2014-2015учебный год



Учение – это лишь один из лепестков того цветка,

который называется воспитанием

в широком смысле этого понятия.

В воспитании нет главного и второстепенного,

как нет главного лепестка среди множества лепестков,

создающих красоту цветка.

В воспитании все главное- и урок, и развитие разносто-

ронних интересов детей вне урока, и взаимоотношения

воспитанников в коллективе.

В.А.Сухомлинский.




Воспитание ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.

Они малы пока, самые младшие в школе. Но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Учитель должен знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, куда уходит его энергия, что движет его поступками, к чему он стремится.

Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. А это значит, учитель должен быть способным эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».




Концепцию воспитательной работы класса я разрабатывала на основе личного педагогического опыта, опираясь на психолого-педагогические особенности класса и социальную среду. Теоретической основой разработанной мною концепции воспитательной работы является педагогическая философия академика И.П.Иванова, идеи доктора психологических наук, профессора, учителя начальных классов Ш.А.Амонашвили о гуманизации образовательного процесса, идея доктора педагогических наук Е.Н.Степанова о становлении индивидуального в ребёнке.

Концепция рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы).

При разработке концепции воспитания был проведён анализ образовательного пространства. Средняя школа № 73 является муниципальным образовательным учреждением г. Кирова. Микрорайон МБОУ СОШ № 73 достаточно закрытый. Это пригород областного центра, удалённый от многих социально-культурных объектов города.

Школа работает в одну смену по триместрам. В школе есть 2 спортивных зала, актовый зал, столовая, кабинеты социальной, логопедической и медицинской служб.

Краткая характеристика класса и организации в нём учебно-воспитательного процесса

Во 2 «Б» классе на начало учебного года 30 учащихся:

15 мальчиков и 15 девочек.

26 учеников – 2006 г.р., 3 ученика – 2005 г.р., 1 ученица – 2007 г.р.

Анализ социального положения показал, что:

  • 87% детей воспитываются в полных семьях;

  • 13% - в неполных семьях (Бандич Данил, Кочуров Артём,

Попыванов Даниил, Чевдарь Леонид)

  • проблемных семей нет.


Образование родителей:

  • высшее – 34%.

  • специальное образование – 54%,

  • среднее - 12%













В прошлом учебном году в классе обучалось30 учащихся, из них 15 девочек и 15 мальчиков (Червяков Иван – надомное обучение). Все ученики закончили первый год обучения. Восприимчивость, интерес к новому, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность помогают большинству детей добиваться хороших результатов в учёбе. По результатам итоговых и диагностических работ хорошие знания показали Багина Юлия, Бочкарёва Владислава, Власов Никита, Кормщиков Родион, Кочуров Артём, Махнёв Андрей, Нелюбина Милана, Одегова Виктория, Ончурова Полина, Зацепин Кирилл, Бандич Данил. Слабые знания показали Чевдарь Леонид, Попыванов Даниил (не посещал детский сад до школы). В первый год обучения в школе выявлена группа детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся можно отнести Кочурова Артёма, Нелюбину Милану, Одегову Викторию, Ончурову Полину, Рыжову Веронику. Есть дети, которые хорошо усваивают изучаемый материал, но не хватает внимания, отвлекаются (Бандич Данил, Зацепин Кирилл, Махнёв Андрей).

В классе есть ученики, которые пока осторожничают, бояться ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Багина Юлия, Бочкарёва Владислава, Кочурова Вероника, Репин Михаил, Симонов Данил). Есть в классе гиперактивные дети (Мусихина Дарья, Зацепин Кирилл).

И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны (Попыванов Даниил, Шевелёва Анастасия, Янцен Елизавета).

В течении учебного года ребята активно участвовали в областных и региональных познавательных конкурсах. В конкурсе «Домик-семигномик» 6 учеников получили Диплом победителя и 8 учеников – Диплом призёра. В конкурсе «Вятская шкатулка» 8 человек – Диплом за 1 место. Кормщиков Родион принял участие в интеллектуальном марафоне(городской тур). Стали участниками школьной научно-практической конференции Кормщиков Родион и Нелюбина Милана (1 место среди 1 классов). Многие дети участвовали в школьном туре конкурса «Знаток» по предметам.

Учащиеся очень активно осваивают образовательное пространство школы, микрорайона, города, занимаясь в кружках, секциях, спортивных клубах, музыкальных школах. Все дети класса посещали в школе кружки ритмики и изобразительной деятельности, школу искусств – 10 учеников, муз. школу в Кирове – 1, кружки в ДК – 7, спортивные клубы в Кирове – 4. Занятость в кружках и секциях – 100%. Многие посещают – по 2 и 3 кружка.

В целом класс дружный: дети помогают друг другу, радуются успехам одноклассников. Испытывают трудности в общении с ребятами Мусихина Дарья, Изместьев Василий, зацепин Кирилл. Необходимо проявить максимум терпения, внимания, тактичности, чтобы снять напряжение в отношениях этих детей с одноклассниками. Работу по сплочению классного коллектива следует продолжать через вовлечение в коллективные творческие дела, развитие самоуправление, участие в конкурсах, викторинах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе и позволяющих отстаивать честь класса. Радость победы объединяет, но появляется и другая задача – научить детей не терять чувство коллективизма и при неудачах, не осуждать, не обвинять друг друга, а поддержать, проанализировать причину неудач.

В классе начали определяться лидеры в различных видах деятельности Багина Юлия, Кормщиков Родион, Чернядьева Виктория, Нелюбина Милана.

В течении всего учебного года велась работа по сплочению классного коллектива. Традиционными стали дни именинников в ДК, поездки в театры, в цирк. Все дети с желанием посещали культурные учреждения. На Новый год и Масленницу ездили в центр активного отдыха «Летучий корабль».

В большинстве семьях (18)– первый ребёнок пошёл в школу. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних заданий. С первого года обучения сложились хорошие деловые отношения с родителями учащихся, которые заинтересованы в успехах своих детей, являются активными участниками учебно- воспитательного процесса, которые помогают классному руководителю в проведении дел. Родители заинтересованы школьной жизнью, активно посещают собрания. За год проведено 3 совместных праздника для детей и родителей: день Матери, праздник для пап, прощание с первым классом. Неблагополучных семей пока не выявлено.




Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью показало, что:

- 85% детей идут утром в школу с радостью;

- у 76% учащихся в школе обычно хорошее настроение;


Показатель удовлетворённости учащихся школьной жизнью:

У = 687 / 200 = 3,44 (частное общего количества баллов ответов на общее количество ответов). У > 3, можно констатировать о высокой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

С целью определения интересов и потребностей школьников в классе была проведена игра «Путешествие по морю любимых занятий». Дети выбирали занятия, которые им нравятся.

hello_html_184316d2.gif

После выполнения этого задания детям предлагалось записать тот остров, к которому они в следующий раз поплывут в первую очередь.


hello_html_m16235cd7.gif











Тема школы:

Развитие социального партнёрства как средства формирования личности, способной адаптироваться в современном обществе.

Цель: Создание образовательной среды, способствующей формированию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, через использование культурно-образовательных ресурсов социума.

Задачи:

  1. Формировать единое образовательное пространство, обеспечивающее развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

  2. Привлечь интеллектуально-культурный потенциал социума для расширения внеурочной деятельности школьников в целях наиболее полного удовлетворения их запросов и потребностей.

  3. Совершенствовать условия для формирования культуры здорового образа жизни участников образовательного процесса.

4. Обеспечить безопасные комфортные условия пребывания ребёнка в школе, минимизировать риски для здоровья в процессе образования.



Цель и задачи воспитательной концепции.

«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам».

Ш.А.Амонашвили


Цель:

Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развития и раскрытия индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.


Задачи:

1. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития детей;

2. Создать условия для творческого, нравственного,

коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности ребёнка;

3. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся,

формировать стремление к здоровому образу жизни;

4. Создать необходимые условия для общения и совместной деятельности

классного руководителя, родителей и детей.




«Воспитание – тот исключительный случай, когда цель не может оправдать средства, когда именно средства, именно способ общения должны возводить и украшать цель, когда средства сами должны стать частичками цели. Эта педагогика нужна для того, чтобы заглянуть в ребёнка и где-то в затаённых уголках его души открыть волшебный бубенчик, а потом затронуть этот бубенчик осторожно и дать зазвучать всему лучшему, что есть в ребёнке».

Ш.А.Амонашвили

Чтобы дать возможность «зазвучать всему лучшему, что есть в ребёнке», в основу концепции были положены личностно-ориентированный подход и следующие принципы:

Первый принцип – это любить ребёнка.

Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая ребёнку гармонию души.

Второй принцип (вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живёт ребёнок.

Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, неуверенность, уныние, униженность.

Третий принцип – прожить в ребёнке своё детство. Это надёжный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь.

«Прожить своё утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя».

Ш.А.Амонашвили

Способы достижения цели:

1. Организация разнообразной творческой деятельности детей

- в процессе обучения (на уроках);

- вне процесса обучения (участие в коллективных творческих делах, кружках, секциях, утренниках, беседах и т.д.)

2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника

- различные формы коллективной и групповой работы со школьниками (игры, игровые программы, дискуссии, состязания, конкурсы и т.д.).

3. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.

4. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе (выставки, конкурсы, рефераты, индивидуальные выступления).










Как организовать деятельность классного коллектива? К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Основными направлениями воспитательной работы в классном коллективе являются: познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная


1. Познавательная деятельность.

Задачи: обогащать умственный потенциал учащихся; содействовать становлению и проявлению индивидуальности каждого учащегося.

2. Ценностно-ориентировочная деятельность.

Задачи: помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей; продолжить работу по формированию навыков культурного общения, поведения в школе и общественных местах; прививать трудовые навыки.

3. Трудовая деятельность.

Задачи: способствовать привитию трудовых навыков, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

4. Художественно-творческая деятельность.

Задачи: создать условия для развития толерантности (уважения к другому, не такому, как я) у школьников; оказывать педагогическую поддержку творческих действий каждого ребёнка.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Задачи: помочь учащимся осознать необходимость соблюдения ЗОЖ через цикл занятий по программе «Точка опоры», формировать у учащихся стремление стать сильными, ловкими и закалёнными.

6. Коммуникативная деятельность.

Задачи: продолжить изучение потребностей, интересов, склонностей членов классного коллектива; определить уровень сформированности классного коллектива; создать органы самоуправления в классе и учить школьников принимать участие в их работе.


Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая носит личностно- ориентированный и творческий характер.

В классе уже формируются и действуют традиции. Традиционными становятся такие дела как:

-КТД «День рожденья только раз в году»;

- праздники для мам и пап;

- день добрых дел;

- часы общения и т.д.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, уровень развития классного коллектива, уровень актуального развития каждого ученика и зону ближайшего развития, способности, потребности и интересы детей, в воспитательной работе используется система методов:

  • Методы стимулирования;

  • Метод коллективного анализа и оценки;

  • Методы товарищеского побуждения, убеждения и приучения (И.П.Иванов)

  • Метод «мозгового штурма»;

  • Метод самоанализа и самооценки.

Использование данных методов направлено на создание отношений товарищеской заботы, на предоставление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить каждого анализировать, иметь своё мнение и его отстаивать.

Исходя из основных направлений воспитательной работы, определяется содержание работы органов соуправления класса. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить деятельность, полезную для него, класса и школы.


hello_html_3923380f.gif


В организации классного соуправления принимают участие классный руководитель (консультант, помощник), родители, библиотекарь, психолог.

hello_html_m4c5e33d7.gif

Родители в воспитательной работе

hello_html_4e3c4158.gifhello_html_193a987f.gif


hello_html_m7d940e04.gifhello_html_194e9c46.gif

Участие в делах класса и школы Участие в соуправлении

hello_html_57aed7ff.gifhello_html_4641c3ba.gif

hello_html_m6f2a7f59.gif

Выполнение детьми творческих поручений

Классный родительский комитет

hello_html_57aed7ff.gif

hello_html_m3405a44e.gif

Экскурсии, походы, поездки

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Классный руководитель совместно с родителями должен создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Педагогу необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи.

Поэтому работа с родителями включает следующие направления:

1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);

2) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

3) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Помощь родителей в учебно-воспитательной работе.

4) содействие родителей в материально-техническом оснащении кабинета.

Таким образом, реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и т.д.) и корректировка семейного воспитания (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие коррекцию личности родителей.

В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- родительские чтения;

- семейные вечера.


Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Во многом это зависит от классного руководителя, от того насколько он широко владеет информацией об особенностях младшего школьного возраста и использует эту информацию в воспитательной работе с классом.










Критерии и способы изучения эффективности

воспитательного процесса

Для оценки результативности воспитательной деятельности определены следующие критерии и показатели:

  1. Самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить развитие личности ребёнка, формирование индивидуальности.

  2. Уровень развития классного коллектива.

  3. Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.

  4. Развитость физических качеств учащихся.

  5. Сформированность творческих способностей учащихся.


Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе




Предмет изучения



Методы и приёмы изучения


Сроки изучения



Увлечения учащихся


1. Анкетирование.

2. Составление карты интересов



Октябрь -

ноябрь


Выявление сфрмированности эмоционально-психологических отношений в коллективе



Игра «Морские командные учения»


ноябрь


Выявление лидеров классного коллектива



1. Наблюдение

2. Игра «Лидер» (составлена И.Н.Щигорёвой)



декабрь


Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в школе



Методика А.А.Андреева


апрель


Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью в школе



Методика Е.Н.Степанова


май



Концепция воспитательной работы в начальных классах
  • Классному руководителю
Описание:

Концепция воспитательной работы  класса разработана на основе личного педагогического опыта, опираясь на психолого-педагогические особенности класса и социальную среду.  Теоретической основой разработанной концепции воспитательной работы является педагогическая философия академика И.П.Иванова, идеи доктора психологических наук, профессора, учителя начальных классов Ш.А.Амонашвили о гуманизации образовательного процесса, идея доктора педагогических наук Е.Н.Степанова о становлении индивидуального в ребёнке.

Концепция воспитательной работы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Включает в себя краткую характеристику класса, анализ воспитательной работы за прошлый учебный год,цели и задачи, направления работы, критерии и способы изучения эффективности воспитательного процесса.

Автор Лужбина Татьяна Константиновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1168
Номер материала 46472
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓