Главная / Классному руководителю / Концепция воспитательной работы классного руководителя

Концепция воспитательной работы классного руководителя

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №3

_____________________И.А. Бочкова



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»



Концепция воспитательной деятельности






Автор:

Запорожцева

Татьяна Александровна









г. Нефтекумск


Особенности воспитательного пространства МОУ СОШ № 3

Время, в котором мы живём – это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного духовно – нравственного потенциала общества. В нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, переориентация в различных областях жизни общества и государства. Модернизация структуры и содержания общего образования предполагает повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Школа несёт сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом за то новое поколение, которому предстоит воплощать в жизнь нелёгкие задачи, стоящие перед обществом. Перед классным руководителем также стоит сейчас много задач, но главное – это воспитание, воспитание с большой буквы, т.е. формирование личности, индивидуальности, человека. Стремительно меняется время, меняется общество и условия жизни в нем, на новый этап выходят отношения между людьми. Учитель должен не только объяснять свой предмет и способствовать умственному развитию своих учеников, но и быть хорошим воспитателем. Но в современной школе есть и неизменная основа – классный руководитель, несущий на своих плечах бремя не только руководителя, но и прежде всего воспитателя.

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленных целей. Здесь ключевое слово – взаимодействие, ибо только на этом строится целостное здание успешности воспитательной деятельности.

Происходящие в России перемены в развитии государства и общества существенно влияют на воспитательную деятельность. Они обусловливают выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания. В основе деятельности классного руководителя лежат идеи системного подхода и теории воспитательных систем, класс рассматривается и как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельная целостная система воспитания учащихся. Деятельностный подход определяет заполнение деятельностью жизненного пространства воспитанников. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. Целью воспитания является создание условий для развития личности школьника, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, воспитание сознания общности с коллективом, формирование толерантного сознания. В качестве целевых ориентиров мы избрали развитие личностно-ориентированного образования и воспитания и соответствующие этому желаемому результату задачи.

«Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» (Концепция модернизации). Поэтому при определении содержания воспитательного процесса мы ориентируемся, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой - на национальные, региональные, местные традиции и ценности. Кроме того, вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся.

Задачи и направления совершенствования организации воспитания в классе определены планом воспитательной работы школы на 2008-2009 учебный год, целевыми районными и школьными программами: программой патриотического воспитания молодежи на 2006-2010 гг., школьной программой развития МОУ СОШ № 3 300605вует единаязработана единиблиотеки, рИКМнтр "на 2006-2010 гг., районной программой СДО «Дети Нефтекумья» «Край мой родной», районной программой «Образование и здоровье детей Нефтекумья на 2006-2010 гг.», школьной подпрограммой «Школа – территория здоровья» на 2008 – 2013 г.г. Кроме этого, класс взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам обеспечения конституционных прав граждан на образование, по непрерывному образованию и профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Базовые педпроцессы осуществляются в классе под руководством педагога и посредством самоуправления. Так как «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально - педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» (Концепция модернизации), к воспитательно-образовательной деятельности класса постоянно подключаются 2-х учреждения дополнительного образования детей: Центр внешкольной работы и детско-юношеская спортивная школа, и другие воспитыувающие силы:спортивновающие силы района и города: детские музыкальная и художественная школы, центр «Барс», СОК «Старт», городская и районная детские библиотеки, РИКМ, площадки по месту жительства. Мы согласны с утверждением: «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье» (Концепция модернизации), выделяем работу с семьей в отдельное направление программы воспитательной работы.



Таким образом, «в условиях модернизации образования необходимо обеспечение условий для максимального развития возможностей каждого ребенка, создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, раскрывающей природные возможности каждого обучающегося».



Цель воспитания: формировать личность твор­ческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других, формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.



Достижение данной цели осуществимо посредством реализации следующих задач:

- развитие самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и само­развитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- воспитание любви к родной школе, отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

- формирование гуманистического отношения к окружающему ми­ру, толерантности, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение этих ценностей;

- развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

-формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;

- вовлечение в воспитательную деятельность всех воспитательных сил и соц. партнеров микрорайона школы и родителей;

- определение и использование наиболее продуктивных форм и способов воспитания ребенка;

- использование методик психолого-педагогической диагностики для изучения процессов развития личности ученика, исследования воспитательного потенциала семьи, определения степени сформированности коллектива и т.д.

- содействие развитию личности ребенка путем рациональной организации его досуга

- поддержка детей, оказавшихся в трудной ситуации

- поддержка и развитие детского ученического самоуправления


Деятельность школьника строится на следующих принципах:

Принцип открытости - учащихся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учётом своих интересов и желаний.

Принцип обратной связи - проводя, любое мероприятие классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение и степень участия в данном мероприятии, и заинтересованность в участии.

Принцип сотворчества - это соединение двух слов: сотрудничество и творчество. Сотрудничество в подготовке внеклассного мероприятия – это право выбора учащимися себе партнёров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся служит возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися, проявление самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успеваемости - ребёнку нужно чувствовать собственную значимость и успешность, т.к. степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе стимулирует творчество и сотрудничество.

Принцип деятельности - ребятам нужна активная и значимая внеклассная деятельность, которую необходимо строить, используя значение, умение и навыки учебной деятельности.

Принцип свободы выбора - предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учётом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.

Принцип привлекательности дела - классный руководитель может заинтересовать учащихся, показав им привлекательность дела, которое получится в конечном результате. Ребятам не интересны абстрактные цели, их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

«Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей Ставропольского края на 2006 – 2010 годы»

Основные направления воспитательной деятельности:

- знания;

- человек, труд;

- Отечество, Земля, мир;

- здоровьесбережение, культура;

- семья.


Обоснование направлений воспитательной деятельности

  1.     «Система образования призвана обеспечить:

- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
    - непрерывность образования в течение всей жизни человека;..»

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года.


  1. «Система образования призвана обеспечить:

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

    - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

    - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;..»

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года.


  1. «Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности в образовательных учреждениях является воспитание у учащихся чувства патриотизма по отношению к своему краю, стране, развитие любви к Отечеству». Краевая подпрограмма «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи Ставропольского края на 2006-2010 гг.»

«Система образования призвана обеспечить:
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;..» Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года.


  1. «К школьным факторам риска относится стрессовая педагогика, …отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, (в том числе профилактики вредных привычек,..) Краевая подпрограмма «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей Ставропольского края на 2006 – 2010 годы»

«Система образования призвана обеспечить:
    - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;..» Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года.


  1. «Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию…. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания». Письмо Министерства образования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»



Реализация программы строится по трем возрастным уровням.

Первый (начальный) уровень (5 – 6 класс:)

В этот период классный руководитель проводит диагностические наследования личности ребёнка с целью обеспечения преемственности для дальнейшего формирования классного коллектива и коррекции нарушений. Происходит определение направлений совместной деятельности. Этот уровень рассчитан на освоение и безусловное принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Второй (основной) уровень (7 - 9 классы):

Происходит дальнейшее изучение возможностей учащихся на пути собственного развития, коллективный поиск полезных дел, способных сплотить классный коллектив. Развивается система самоуправления класса.

На этом уровне расширяется гамма использования различных воспитательных методик. Приоритет сдвигается в сторону самостоятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

Третий (заключительный) уровень (10 - 11 классы):

Третий уровень характеризуется использованием и разработкой самими учащимися алгоритмических технологий подготовки, реализации и анализа практически любого мероприятия на уровне класса, параллели, школы.

Средства реализации воспитательных целей и задач:

- Всемерное использование воспитывающей функции урока, воспитание знаниями, развитие познавательной активности: воспитание начинается с качества урока, с личного примера учителя.

- Использование педагогических и психологических приёмов для повышения самооценки и чувства ответственности ученика, для развития его творческих возможностей.

- Создание такой среды школьной жизни, в которой происходит содействие развитию личности ребенка путем рациональной организации его досуга.



Формы реализации воспитательной работы:

•  фронтальные беседы, лекции с демонстрацией таблиц, фотографий, слайдов видеофильмов и другого иллюстративного материала;

•  групповые формы работы:

  1. Представления: дискуссии, диспуты, митинги, спектакли, концерты, демонстрации, ритуалы, линейки, «живая» газета; психологические тренинги пр.

  2. Созидания-гуляния: ярмарка, танцевальная программа, трудовые акции, выставки, вечера общения, ситуативные, ролевые, деловые игры, гостиные: поэтические, театральные, музыкальные,спортивные;. профориентационный клуб старшеклассников; вечер творческих мастеров; конкурс инсценированной песни;

  3. Путешествия: экскурсии, экспедиции, парад-шествие, игра-путешествие, поход-прогулка. проведение интеллектуально-познавательных игр (КВН, марафоны, капустники интеллектуальные игры, конкурсы)

  • формы работы, позволяющие  свободно  проявлять подростку свою личность: аукцион талантов, бенефис, защита проектов, конкурс актерского мастерства; развитие детско- юношеских объединений; развитие элементов самоуправления, внедрение активных форм игровой деятельности в выборах ученических парламентов.


Изучение результатов проводится путем:

анкетирования, осуществления наблюдения за активным участием школьников в различного рода мероприятиях, экспертизы качества воспитания и деятельности, которая осуществляется посредством проведения диагностических исследований.



Методическое обеспечение реализации

Программы воспитательной деятельности «Общечеловеческие ценности»:

  1. Нормативно-правовое обеспечение

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Закон СК «Об образовании»

- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 №1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010»;

- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010»;

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года N 1340-р)

- Приоритетный национальный проект «Образование»

- Программа развития воспитания в СК в 2006-2010 гг.от 14 июля 2005 г. N 1307-II ГДСК

- Программа развития детей и молодежи Нефтекумского района СК на 2006-2010 годы;

- Устав МОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов;

- Локальные акты ученического самоуправления детской организации МОУ СОШ № 3 «Республика детства»: положения («Об ученическом самоуправлении», «О старосте», «О рапортичке», пр.)

- другие

  1. Информационное обеспечение.

- постоянное пополнение банка данных современных методов, приемов, технологий воспитания;

- освещение проблем воспитания в средствах массовой информации школы, района.

  1. Кадровое обеспечение.

- участие классного руководителя в обучающих семинарах различных уровней;

- участие классного руководителя в педагогических конкурсах профессионального мастерства;

- максимальное привлечение к процессу воспитания детей специалистов различных общественных организаций, организаций культуры, общеобразовательных учреждений города, района.

  1. Научно-методическое обеспечение.

- разработка методических рекомендаций, сценариев, бесед и пр. по реализации данной программы.


Организация взаимодействия с другими учреждениями, ведущими воспитывающую деятельность.

В условиях модернизации образования необходимо обеспечение условий для максимального развития возможностей каждого ребенка, создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, раскрывающей природные возможности каждого обучающегося.

«Важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» (Концепция модернизации), поэтому классный руководитель сотрудничает с учреждениями дополнительного образования детей: Центр внешкольной работы и детско-юношеская спортивная школа, детские музыкальная и художественная школы, центр «Барс», СОК «Старт», городская и районная детские библиотеки, РИКМ, площадки по месту жительства.

Классный руководитель работает в тесном союзе с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам обеспечения конституционных прав граждан на образование, совместно с инспектором ГИБДД занимается непрерывным образованием и профилактикой дорожно-транспортного травматизма.

Учащиеся под руководством педагога участвуют в научных конференциях школьников; обучаются в Малой Академии туризма и краеведения (МАТиК); участвуют во Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество» (районная, краевая конференция); участвуют в Интернет – олимпиадах. Ежегодно посещаются военно – исторический зал ЦВР, районный историко-краеведческий музей.

Постоянное сотрудничество с общественной организацией РОСТО позволяет вести кропотливую работу по патриотическому воспитанию школьников.

Мы стараемся «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» (Концепция модернизации). Организовывается сотрудничество в рамках выполнения школьного абонемента. Ежегодно посещаются Нефтекумский районный историко-краеведческий музей, библиотеки, музыкальная школа. В среднем и старшем звене совершаются выезды за пределы района и края.

В старших классах организовано сотрудничество с Центром занятости населения для трудоустройства уч-ся.

Разнообразная многоплановая деятельность классного коллектива по мере необходимости освещается средствами массовой информации.



Концепция воспитательной работы классного руководителя
  • Классному руководителю
Описание:

Концепция была составлена в рамках конкурса "Самый классный классный". Согласно концепции цель вопитания: формировать личность твор­ческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других, формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся. Достижение цели осуществляется посредством следующих задач:

- развитие самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и само­развитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- воспитание любви к родной школе, отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

- формирование гуманистического отношения к окружающему ми­ру, толерантности, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение этих ценностей.

 

Автор Запорожцева Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1118
Номер материала 26526
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓